Цель: познакомить обучающихся с народными традициями в изделиях декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- приобщить обучающихся к народной культуре;
- познакомить с видами русского декоративно-прикладного искусства и развитием лоскутного шитья;
- научить изготавливать несшивную куклу;
- воспитывать уважение к народным традициям, прививать любовь к народному творчеству;
- развивать интерес к изучению культуры родного края.
Оборудование: мультимедийный проектор; образцы изделий, выполненных в лоскутной технике; выставка книг по различным видам декоративно-прикладного искусства; ткань, нитки, ножницы.
Ход занятия
I. Организация занятия
- Организационный момент.
- Проверка готовности обучающихся к занятию.
- Повторение пройденного материала.
Опрос обучающихся по вопросам:
- С каким видом декоративно-прикладного искусства вы познакомились на прошлых занятиях? (Вышивкой)
- Какие вышивальные швы использовались при изготовлении салфеток? (Стебельчатый и тамбурный)
- Как называется способ вышивки, при которой количество стежков следует считать? (Крест)
II. Содержание занятия
1. Вступительное слово педагога
(Слайд “ Лоскутное шитьё – один из традиционных видов народного творчества”).
Мы начинаем изучение нового раздела программы, которой называется “Русская тряпичная кукла”.
Лоскутное шитьё – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни.
Мастерицы в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные вещи: коврики, одеяла, сумки, покрывала. Кусочки тканей так искусно подбирались ими по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что они становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
В настоящие время шитьё не утратило своей популярности, ведь изготавливать изделия из лоскутов очень увлекательно.
(Демонстрирую изделия, выполненные в лоскутной технике).
А сейчас мы с вами посмотрим, какими ещё видами декоративно-прикладного искусства славится русская земля.
(Демонстрирую слайды “виды декоративно-прикладного искусства: Хохломская роспись, искусство Гжели, Жостовская роспись. Комментарии педагога под народную музыку)
2. Сообщение темы и цели занятия
После просмотра этих слайдов, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у нас есть, ведь тема нашего занятия: “Русская тряпичная кукла “Куватка””.
Народная мудрость гласит: (Демонстрирую слайд)
“Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего”.
Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Сегодня на нашем занятии предстоит познакомиться со старинной техникой изготовления несшивной куклы.
Ну, а самое, я думаю, интересное для вас: вы научитесь сами изготавливать такую куклу.
(Демонстрирую слайды “Лоскутная кукла – прародительница современной куклы”)
3. Сообщение познавательных сведений
В русской деревне она была наиболее распространённой игрушкой. В некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали “вертеть” с 5 лет. Это была своего рода тренировка перед обучением серьёзным видам рукоделия. Куклу скатывали, завязывали руки, наряжали, но никогда не рисовали лицо.
- А почему, как вы думаете? (Ответы детей)
Действительно, наши предки думали, что кукла с нарисованным лицом становится живым существом, т.е. приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Сейчас я расскажу вам о такой кукле-берегине, которая называется “День и ночь”. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая – из синей (Ночь). (Демонстрирую эту куклу). Днём выставляли вперёд светлую куклу, а ночью – тёмную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую композицию. Такие куклы-обереги передавались по наследству от матери к дочери, считалось, что они помогают своим хозяевам во время невзгод и спасают от нечистой силы.
Физкультминутка
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
4. Практическая работа
(Перед проведением практической работы провести инструктаж по технике безопасности при обращении с ножницами. Напомнить, что нитки следует отрезать ножницами, а не отрывать руками)
Сейчас мы с вами будем делать лоскутную куклу, которая называется “Куватка”. Изготавливали такую куклу в Тульской и Рязанской губерниях в конце 19 – начале 20 века (т.е. более 100 лет назад).
Порядок изготовления:
- Возьмите два прямоугольных лоскута яркой ткани. Размер их должен быть разным.
- Большой лоскут посередине перекрутите жгутом.
- Перевяжите ткань ниткой, чтобы жгутик образовал петельку. Это будет голова куклы.
- Меньший лоскут скатайте трубочкой и перевяжите нитками по краям и в середине. Это руки куклы.
- Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе. В голову петельку проденьте, нитку для подвешивания.
Во время практической работы рассказываю об истории этой тряпичной куклы.
Предназначалась эта кукла для самых маленьких. Куватки – это игрушки, сделанные без единой жёсткой детали и без шитья иголкой. Она ни в коем случае не может навредить ребёнку. Таких кукол целой гроздью подвешивали над колыбелькой младенца. Число кукол всегда должно быть нечётным, именно в этом случае куклы становились оберегом. Ткань для куваток всегда бралась ярких цветов, чтобы радовать глазки ребёнка.
Изготавливали кукол во время Рождественского и Великих постов, а весной после Пасхи гуляли, хвастались изготовленными куклами, слушали, что скажут. Похвалят, какую девчушку, обязательно спросят: “годков сколько?”
Если мало, еще - угостят, приветят, если возраст подошёл (12 лет скоро) обещают пригласить со своим рукоделием – показать себя.
Подведение практической работы, уборка рабочих мест.
Написание синквейна. (На фоне музыки)
План синквейна:
- Название (тема) – одно слово (существительное).
- Два прилагательных.
- Три глагола.
- Моё отношение к данному предмету (четыре слова).
- Синоним названия – одно слово (существительное).
Учащиеся в рабочих тетрадях пишут синквейны и затем зачитывают их.
Зачитать свой синквейн:
Куватка
Милая и добрая,
Развеселишь, утешишь, сбережёшь.
Ты русской старины далёкой –
Память…
И хотя эти куклы без лица, но это маленькая частичка истории нашей страны, её культурного наследия, это память о наших предках.
Подведение итогов занятия
А теперь посмотрим, каких красивых и интересных кукол вы сделали.
Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все куколки, выявляются более аккуратные и сделанные со вкусом.