Цель урока: познакомить учеников с ролью разделительных ъ и ь в русском языке.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.
- Демонстрировать умение решать предложенные кроссворды и ребусы. Выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя. Иметь навык чтения, понимания прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
- подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;
- производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.
Личностные результаты.
У ученика будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);
– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.
Ученик получит возможность для формирования:
– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.
Регулятивные УУД.
Ученик научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться:
– проговаривать вслух последовательность производимых действий;
– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Познавательные УУД.
Ученик научится:
– понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
– устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– воспринимать смысл небольшого текста;
– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
– использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные высказывания;
– задавать вопросы.
1. Актуализация ЗУН.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. У вас хорошее настроение? Давайте улыбнёмся друг другу.
- Начнём наш урок.
- Прочитайте, пожалуйста, слова. (Слайд № 1)
Дети хором читают.
Учитель:
- Что интересного заметили?
Дети:
- В первом столбике все слова состоят из 3 букв, а во втором из 4 букв.
- В первом столбике первые слоги начинаются с мягких согласных, а во втором с твёрдых согласных.
- В первом столбике первые согласные мягкие, а во втором – вторые согласные мягкие.
Учитель:
- Что общего у этих слов?
Дети:
- Все эти слова состоят из одного слога, в них один гласный.
- Они все состоят из 3 звуков.
- Эти все слова обозначают предметы.
Учитель:
- Ребята, а как на письме обозначается мягкость согласных?
Дети:
- С помощью букв гласных звуков я, е, ё, ю, и и с помощью ь.
Учитель:
- Вы сказали, что все слова состоят из 3 звуков. Почему тогда во втором столбике все слова состоят из 4 букв.
Дети:
- Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука.
- Это только знак. Он не обозначает никакого звука.
2. Постановка учебной задачи.
Учитель:
- Молодцы! Вы уже многое умеете, поэтому я уверена, что вы справитесь с этим заданием.
- Посмотрите на картинки. Что вы видите?
Дети:
- Перо и Пьеро.
Учитель:
- Сделайте в своих тетрадях звуковой анализ этих слов.
Дети выполняют задание.
Учитель:
- Люба, выйди, пожалуйста, к доске и выложи схему слова “перо”.
- Володя, а ты выложи схему слова “Пьеро”.
Учитель:
- Вы согласны?
Дети (к этому времени дети уже хорошо владеют звуковым анализом, поэтому ошибок практически не делают):
- Да!
Учитель:
- Давайте обозначим каждый звук соответствующей буквой.
Дети без проблем справляются с первой схемой. Теперь предстоит обозначить звуки второго слова.
Илья:
- Первая буква “П”, вторая “е”, третья “р”, четвёртая “о”.
Маша:
- У тебя тогда получается слово “перо”, а надо “Пьеро”.
Катя:
- А давайте после буквы “П” поставим букву “Й”.
Святослав:
- Я читал книгу “Приключения Буратино”, я помню, что это слово писалось через ь.
Учитель:
- Давайте проверим, Откройте Азбуку на стр. 102. Посмотрите внимательно на второй столбик. Нашли наши слова?
Дети:
- Да!
Учитель:
- Сравните написание первого слова с нашим написанием. Всё правильно?
Дети:
- Да.
Учитель:
- А теперь посмотрите, как записано слово “Пьеро”?
Аня:
- Святослав оказался прав. После буквы “П” действительно стоит мягкий знак.
Учитель:
- Кто из вас догадался, какую роль играет здесь мягкий знак?
Володя:
- Он как бы разделяет букву согласного звука от буквы гласного звука. Сохраняет звук [й].
Святослав:
- А мне бабушка ещё говорила, что мягкий знак иногда так и называют “разделительный”. А ещё твёрдый знак тоже называется разделительным.
Учитель:
- Молодец, Святослав! Ребята, кто из вас догадался, какова тема нашего урока?
Дети:
- Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Физминутка.
См. Приложение 2
3. Изучение нового материала.
Учитель:
- Откройте Азбуку на стр. 102. Прочитайте слоги в первом столбике. (Рисунок 1)
Дети хором читают.
Учитель:
- Что интересного заметили?
Дети:
- Слоги, напечатанные слева, состоят из двух звуков, а слоги, напечатанные справа – из трёх звуков.
- В левой части столбика буквы гласных обозначают мягкость предшествующего согласного, а в правой части – буквы гласных обозначают 2 звука.
- В левой части нет звука [й], а в правой появляется.
Учитель:
- Прочитайте, пожалуйста, слова из второго столбика.
Дети хором читают.
Учитель:
- Что здесь интересного вы заметили?
Дети:
- Здесь сохраняется то же правило, что и в предыдущем столбике.
- Опять в левой части буквы “е”, “ё”, “ю”, “я”, “и” обозначают 1 звук, а во второй части – 2 звука.
- В правой части мягкий знак не даёт слиться гласному с согласным, сохраняет звук [й].
Учитель:
- Молодцы! А теперь прочитайте третий столбик и скажите, по какому принципу все эти слова оказались в третьем столбике.
Володя:
- Это мы уже знаем. Если йотированные буквы стоят после гласных, они всегда обозначают два звука. А в этом столбике они стоят после гласных.
Илья:
- В этом столбике во всех словах один и тот же корень езд.
Учитель:
- Вы согласны с рассуждениями Володи и Ильи?
Дети:
- Да.
Учитель:
- Святослав, прочитай, пожалуйста, слова четвёртого столбика.
Святослав читает.
Учитель:
- Что вы заметили?
Дети:
- Здесь все слова являются однокоренными.
- Во всех этих словах есть твёрдый знак.
Учитель:
- Ребята, а какую роль играл в словах твёрдый знак?
Дети:
- Он отделил согласный от гласного.
- Поэтому он и называется разделительным.
Учитель:
- Молодцы! Давайте прочитаем все вместе эти слова.
Дети хором читают.
- А теперь, давайте попробуем сделать одно открытие. Вы согласны?
Дети:
- Да!
Учитель:
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этот слайд. (Слайд № 3)
- Здесь слова, которые, уже встречались сегодня на уроке.
- Почему в 1 столбике разделительный ь, а во втором – разделительный ъ?
Никита:
- В первом столбике ь не только отделяет согласный от гласного, но и обозначает мягкость. Послушайте [кол’йа], [сал’йу]. А во втором столбике ъ только разделяет гласные от согласных.
Люба:
- Во втором столбике все слова однокоренные. Меняются только приставки. А корень у них езд. Перед корнем стоит ъ. Значит, его пишем перед корнем, в первом столбике ь в корне.
Олеся:
- Правильно! Колья – кол, значит корень кол, судьи от слова суд, значит корень суд.
Святослав:
- А слово солью образовалось от слова слить, лить. Значит, ь пишется внутри слова.
Учитель:
- Давайте проверим Ваши наблюдения. (Слайд № 4)
Учитель:
- Что скажете?
Дети:
- Мы угадали.
Учитель:
- Устали?
- Давайте немного поиграем.
Физминутка. (см. Приложение 2)
4. Закрепление.
- Посмотрите внимательно на второе задание. Что нужно сделать? (Рисунок 1)
Дети:
- Разгадать правило и продолжить.
Учитель:
- Какое здесь правило?
Дети:
- Чередование букв Б, Ь, Б и Ъ.
Учитель:
- Почему были выбраны именно эти буквы?
Дети:
- Они похожи по написанию.
- Эти буквы состоят из одинаковых элементов.
Учитель:
- В своих тетрадях по чтению продолжите до конца строчки.
После выполнения задания, дети читают стихотворение Б. Заходера. (Рисунок 1)
Учитель:
- О ком говорится в стихотворении?
Дети:
- О тюлене.
Учитель:
- Почему тогда изображён помимо тюленя мальчик?
Дети:
- Мальчик ленится, поэтому похож на тюленя.
Учитель:
- Ребята, а как надо читать это стихотворение?
Мнение детей разделилось:
Аня:
- Я считаю, что надо читать медленно, не спеша.
Владик:
- А я думаю, две строчки надо читать весело, а последние медленно, грустно.
Ярослав:
- А я думаю, надо читать всё грустно, с сожалением.
Учитель:
- Давайте попробуем прочитать по-разному, как предложили ребята, а потом выберем самый лучший вариант.
Дети читают и выбирают вариант, предложенный Аней.
Учитель:
- Как автор относится к такому занятию? Подкрепите свои высказывания строками стихотворения.
Дети:
- Автор пишет: “Жаль, тюленье прилежанье – Не пример для подражанья”. Автору жалко, что тюлень зря использует своё прилежанье.
Учитель:
- Молодцы! А теперь в стихотворении подчеркните слова, в которых есть разделительный ь.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Учитель:
- Поменяйтесь Азбуками с соседом и проверьте выполнение задания. (Дети меняются Азбуками).
- Сколько слов подчеркнули? Прочитайте их.
Дети:
- Три: тюленье, прилежанье, подражанья.
Учитель:
- Сравните слова “тюлень” и “тюленье”. Что скажете?
Дети:
- Эти слова однокоренные.
- Тюлень – это животное, а тюленье – это слово, которое обозначает признак.
Учитель:
- Смотрите, как интересно устроен наш язык: добавили к слову тюлень букву е, и слово сразу же изменило своё значение. А теперь посмотрите на следующее задание. Прочитайте слова.
Дети читают слова “плясун”, “певун”, “бегун”, “молчун”.
Учитель:
- Чем похожи все эти слова?
Дети:
- Все эти слова мужского рода.
Учитель:
- Добавьте к этим словам в конце буквы ья. Что получилось? Прочитайте.
Дети читают: плясунья, певунья, бегунья, молчунья.
Учитель:
- А теперь что заметили?
Дети:
- Эти слова стали женского рода.
Учитель:
- Молодцы! А напоследок ваше любимое задание.
Дети:
- Кроссворд! (Рисунок 1)
Дети в парах заполняют кроссворд.
5. Подведение итогов урока.
- Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети:
- Мы узнали, что мягкий знак может не только обозначать мягкость, но и разделяет согласный от гласного.
- Мы познакомились с ъ.
- Узнали, когда пишется ь, а когда ъ.
Учитель:
- Отметьте в своих тетрадях по чтению вашу работу на уроке: кому было легко – нарисуйте зелёный кружок, кто испытывал затруднения – оранжевый, кто ничего не понял, красный.
- Спасибо за урок!