Методические приемы, способствующие развитию понимания и усвоению терминологической лексики у детей с ограниченными возможностями здоровья, на уроках швейного дела

Разделы: Технология


Как показывает опыт работы во вспомогательной школе, практическая деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья происходит более успешно, чем формирование у них технико-технологических знаний. Их усвоение является одной из главных трудностей в осуществлении профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся. В то же время, овладение теоретическим материалом прежде всего определяет возможность получения воспитанниками вспомогательной школы начального профессионального образования.

Большие недостатки понимания обнаруживаются при использовании учащимися учебников по труду, где характерным для текстов учебников является употребление многочисленных терминов, обозначающих название технологических операций. И если цель формирования технологической лексики у детей с ограниченными возможностями здоровья не будет достигнута в школе, то дальнейшее обучение в профессиональных училищах окажется для них менее доступным.

Таким образом, развитие понимания и усвоения терминологической лексики – важный фактор повышения результативности как школьного, так и послешкольного профессионального образования. Поэтому одной из моих задач является разработка методических приёмов для формирования терминологической лексики учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Этими методическими приёмами являются разработанные мной упражнения, которые я систематически применяю на различных этапах урока, а также другие приемы, способствующие развитию понимания и усвоения терминологической лексики, о которых я хочу рассказать.

Применение данных методических приемов положительно влияет не только на формирование терминологической лексики, но и на развитие и коррекцию высших психических функций.

Работа по развитию понимания и усвоения терминологической лексики на этапе изучения нового материала

Понимание нового материала при объяснении прежде всего зависит от лексики сообщения. Новые для учащихся термины специально разъясняю учащимся. Записываю их на доске или вывешиваю на плакате, осуществляю проговаривание, рассказываю о содержании работы соответствующей этому термину и об его практическом применении (например: термин “втачать”; содержание работы – соединить 2 детали по овальным линиям машинной строчкой; практическое применение – втачать воротник, рукав).

Уровень понимания устанавливаю с помощью вопросов, требующих хотя бы минимального переструктурирования ранее воспринятых сведений.

Когда я провожу объяснительную беседу с учащимися о выполнении технологической операции, используя рисунки поэтапной обработки на плакате, то для закрепления терминологической лексики применяю такой методический приём: по ходу рассказа прикрепляю рядом с рисунком этапа обработки карточку с соответствующим содержанию работы термином. Причём с помощью моих вопросов учащиеся должны сами назвать уже знакомые им термины. Например: новая тема “Обработка верхнего среза пижамных брюк притачным поясом”. Тема для учащихся новая, но термины, соответствующие содержанию работы учащиеся уже знают. Поэтому беседу провожу таким образом: “В начале работы надо наложить пояс на лицевую сторону пижамных брюк, уравнять срезы и присоединить временными стежками вперёд иголку. Ребята, вспомните название операции временного присоединения мелкой детали к крупной” (предполагаемый ответ: приметывание).

После объяснения, термины, расположенные в последовательности выполнения работы, служат опорными словами для рассказа о предстоящей работе (на этапе закрепления нового материала).

Если новая тема не содержит неизученных ранее операций, целесообразно предложить учащимся самостоятельно выбрать способ выполнения практической работы и при рассказе о предстоящей работе воспользоваться карточками с терминами, которые учащиеся сами будут закреплять на доске в последовательности по ходу своего рассказа.

Работа по закреплению терминологической лексики на этапе повторения и закрепления пройденного материала

На этапе закрепления пройденного материала путем повторения, варьирования ситуаций, прокладывания новых смысловых связей осуществляется закрепление учебного материала в памяти учащихся. Только тогда учебный материал становится ресурсом личности учащихся.

Тестовые задания для закрепления терминологической лексики и активизации мыслительной деятельности:

1. Какие термины применяют при выполнении обработки отложного воротника:

а) сметать;

б) стачать;

в) выметать;

г) приутюжить;

д) обтачать.

2. Какие инструменты и приспособления используют при выполнении технологической операции вмётывания рукавов?

    а) ручная игла;

    б) резец;

    в) скалывающие булавки;

    г) наперсток;

    д) ножницы.

3. Смётывание – это:

    а) соединение мелкой детали с крупной временными стежками вперёд иголку

    б) соединение двух деталей, примерно равных по величине, временными стежками

    в) закрепление подогнутого края детали временными стежками

4. Термин, обозначающий соединение меньшей детали с большей машинной строчкой называется:

а) стачать;

б) застрочить;

в) притачать.

Упражнения для повторения и закрепления терминологической лексики и развития умения устанавливать последовательность действий:

1. Выбери правильную последовательность выполнения стачного шва в заутюжку:

а) 3, 2, 1 1 - сметать припуски шва вместе;

б) 2, 3, 1 2 - заутюжить припуски шва;

в) 1, 3, 2 3 - стачать припуски шва.

2. Расставь цифры около терминов в последовательности выполнения хода работы по обработке отложного воротника:

  • обтачать;
  • приутюжить;
  • сметать;
  • выметать.

3. Разложить карточки с названием терминов в последовательности выполнения технологической операции (например: операция - соединение рукава с изделием; последовательность терминов- вметать, втачать, обметать, заутюжить.)

Упражнение для развития умения устанавливать соответствие:

1. Укажите, какие термины применяют при выполнении указанных операций:

Термины

Операции

а) отутюжить

б) втачать

в) стачать

г) притачать

1) Обработка горловины подкройной обтачкой

2) Обработка боковых швов

3) Окончательная отделка изделия

4) Присоединение воротника к горловине

Упражнения для установления логических связей и отношений между понятиями:

1. Восстанови пропущенный текст хода работы (например: напечатан текст хода работы по обработке горловины двойной косой обтачкой, в тексте пропущены словосочетания, термины).

2. Выбери правильный вариант продолжения предложения:

Сметочные стежки применяют для …

  • заметывания срезов деталей;
  • временного соединения деталей;
  • перевода контура деталей на другой слой ткани.

Упражнение для развития речи с применением терминов, как опорных слов для рассказа хода работы:

1. Рассказать, как выполнить обработку горловины двойной косой обтачкой, используя опорные слова (термины), расположенные в последовательности выполнения работы. (Рассказывать можно предложить учащимся по цепочке, чтобы все ученики группы поучаствовали и были внимательны):

  1. приметать;
  2. притачать;
  3. выметать;
  4. наметать;
  5. настрочить;
  6. приутюжить.

Упражнения для закрепления терминологической лексики и развития восприятия:

1. Учитель называет содержание работы, а учащиеся должны поднять карточку с названием термина соответствующего этой работе. (Например: содержание работы: временное присоединение прямым стежком приблизительно равных по величине деталей, соответствует термину – сметать).

2. Дорисовать наполовину стершиеся буквы и прочитать название термина. (Термины напечатаны на карточках крупным шрифтом и частично закрашены корректирующей жидкостью).

3. Расшифруй название термина, обозначающего ручной вид работы:

  ы            

Организация упражнений № 2, 3 может носить игровой характер и использоваться не только на уроках, но и в воспитательские часы.

Этап выполнения практической работы

На этапе выполнения практической работы с целью закрепления терминологической лексики и выяснения уровня понимания пройденного материала использую такой прием, как внесение вопросов учащимся по ходу работы о том, какую операцию они выполняют.

Работа по формированию терминологической лексики на этапе обобщения учебного материала

Упражнения для развития процессов обощения:

1. Какой термин лишний?

Выметать; приметать; стачать; сметать

2. Обобщи пары понятий:

сметать – приметать (термины ручных видов работ);

стачать – втачать (термины машинных видов работ);

приутюжить – отутюжить (термины утюжельных видов работ).

3. Учитель называет термин, а учащиеся должны поднять красную карточку, если термин обозначает ручные виды работ, синюю – машинные виды работ, желтую – утюжельные виды работ).

4. Укажите, какие термины применяют при выполнении указанных видов работ:

Виды работ Термины
а) утюжельные виды работ;

б) ручные виды работ;

в) машинные виды работ.

1) притачать;

2) приутюжить;

3) вметать;

4) сметать;

5) обтачать;

6) разутюжить.

С помощью применения данных методических приемов на различных этапах урока швейного дела развивается способность к пониманию и усвоению сложной терминологической лексики, необходимой учащимся для дальнейшего их обучения в профессионально-технических училищах и для работы в условиях современного производства, где знания служат главным регулятором самостоятельной трудовой деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Статья “Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта” авт. Васенков Т.В., журнал “Дефектология” 2004 (3).
  2. Статья “Развитие понимания речевой информации учащимися вспомогательной школы на уроках труда” авт. Мирский С.Л., журнал “Дефектология” 2001 (5)
  3. Интернет-ресурсы.