Урок окружающего мира по программе "Перспективная начальная школа": "Превращение и круговорот воды в природе"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для формирования знаний у детей о круговороте воды в природе.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о круговороте воды в природе как важнейшем явлении в природе на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.
2. Повышать познавательную активность детей.
3. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.
4. Прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация PowerPoint”;
  • рисунки-иллюстрации (водопад, туман, лед и снег на берегу реки);
  • схема “ круговорот воды в природе”;
  • для опыта штатив, спиртовка, стакан с водой, блюдце со льдом;
  • памятки, закладки “ Берегите воду”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня у нас очень интересный урок окружающего мира. Мы продолжим разговор об удивительном мире природы.

2. Повторение пройденного.

– Вспомните, на какие две части делят природу? (Живая и неживая.)

– Что относится к живой природе? (Люди, растения, животные.)

– Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, камни ит. д.)

– Угадайте, о чем мы сегодня побеседуем?

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая? (Вода.)

Ученик.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

3. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы вспомним все, что узнали о воде и познакомимся с тем, как вода переходит из одного состояния в другое, т. е. с путешествием воды. Тема нашего урока “ Круговорот воды в природе”. Что значит слово “ круговорот”, вы скажете позже.

4. Три состояния воды.

– Вода о себе так говорит:

Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Как вы это понимаете?

– Почему говорят, что вода– это главное вещество в природе.

(Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому, что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды.
Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только "поит", но ещё и кормит – по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода "добывает" электрический ток на электростанциях. Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!)

Ученик:

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем нужна вода.

– Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь. Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы. Известный французский летчик Антуан -де-Сент–Экзюпери писал так: “ Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются…Ты самое большое богатство на свете…”

Без воды нет жизни.

– А еще говорят, что вода – одно из чудес природы.

Чтение первого абзаца в учебнике, с. 76–77.

Первое чудо: лед, полученный из воды, не тонет в ней, а плавает на ее поверхности.

Показ иллюстраций: водопад, туман, лед и снег на берегу реки.

– Что объединяет эти иллюстрации?

(На иллюстрациях изображена вода. Вода в природе существует в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)

Второе чудесное свойство воды – способность существовать в природе одновременно в трех состояниях. Больше ни одно вещество на земле не способно на это.

Состояния воды: твердое, жидкое, газообразное

– Где мы можем в природе наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, океаны, ручьи, озера и т. д.)

– А в твердом состоянии где мы можем встретить воду?

(Это лед на речках, лужах, сосульки, снег, айсбер.г)

– А что такое айсберг?

Сообщение об айсбергах делает ученик.

– Слово “айсберг” означает “ледяная гора”. И это не преувеличение. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки, и даже сотни километров. Нередко высота айсберга достигает 40–60 метров.

Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть его находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Она примерно в семь раз больше надводной.

Откуда берутся эти громады льда?

Они постепенно сползают с арктических материков или островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.

– Если вы захотите, то сможете узнать ещё много интересного об айсбергах на страницах энциклопедий и других книг. Потом обязательно поделитесь с нами этими знаниями.
– Знаете ли вы, при какой температуре вода превращается в лёд? (0 и ниже 0.)
– А как получить воду изо льда?
– Значит, этот процесс обратим.
Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Пар.)

Отгадайте загадку:

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман.)

Сообщение о тумане делает ученик, демонстрируя его изображение.
– Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днём включают фары, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять раствориться в воздухе.

– Из чего состоит туман? (Из мельчайших капелек воды.) Появляется около земной поверхности.

– Третье чудесное свойство воды: переход из одного состояния в другое.

5. Практическая работа.

– А может ли пар опять стать водой?

– Проведем следующий опыт.

Демонстрация несложного опыта с соблюдением и пояснением правил безопасности.

В штативе укрепляется химический стакан, на две трети заполненный водой, который нагревается в пламени спиртовки до кипения. Затем учитель берет блюдце, кладет на него кусочки льда и закрывает им стакан с горячей водой.

– Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя часть тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.

– Как же объяснить то, что мы наблюдаем? (Мнения детей.)

Вода при нагревании быстро испаряется, водяной пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он опять превращается в воду. Воды становится все больше, поэтому капельки увеличиваются, отрываются и падают вниз.

Процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.

– А если продолжить нагревание, что произойдет с каплями, которые упали?

Капли снова превратятся в пар, поднимутся вверх, осядут на дно блюдца в виде капель и вновь упадут в воду. Так происходит круговорот воды в стакане.

Понятие “ круговорот” .

– Почему так назван путь воды? (По кругу.)

– А как же происходит круговорот воды в природе? (Учащиеся высказывают предположения.)

6. Круговорот воды в природе.

Круговорот воды происходит и в природе. Проследим его на примере одной капельки, назовём его Кругосветное путешествие Капельки”. 

Жила – была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

Пригрело как-то яркое солнышко.

– Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.)

– Да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.

Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несёт её всё дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли всё прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.

– В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)

И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадёт, где ещё побывает и что нового увидит.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

Можно ли сказать, что вода вращается по кругу? Этот процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Физкультминутка.

Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже.

Физминутка для глаз.

Воспроизведите последовательность путешествия капли.

Ваша задача заключается не только в том, чтобы поставить каждый компонент на своё место, но и указать название происходящего процесса.

(Испарение, конденсация, осадки и снова испарение.)

Упавшие на землю капли дождя стекают с гор, холмов, превращаясь в ручьи. Ручьи текут в реки, а реки в моря и океаны.

Ученики:

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется, вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.

– В вечном круговороте воды в природе происходит процесс испарения воды с поверхности всех вод мира. Огромное количество воды в течение года испаряется с поверхности земного шара, и столько же воды приносят на землю дождь, снег. Они состоят из капелек. Капельки дарят жизнь людям, животным, цветам, травам.

7. Берегите воду!

– Но в последнее время мы все чаще и чаще слышим слова “ кислотные дожди”.

– Пользу или вред они приносят всему живому на нашей планете Земля?

– Представьте себе, если облака на небе переполнены не водой, а другими, совсем не столь мирными жидкостями, например серной кислотой. Перестанут нас радовать зеленью и свежестью густые леса и плодородные поля, на которые прольется из таких облаков агрессивная жидкость, способная растворять даже металлы.

– Кто виновен в появлении вредных дождей?

– Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

– Как ни грустно, но за последние 15 лет качество воды ухудшилось в полтора раза. Из-за этого жизнь россиян в некоторых регионах сократилась на 10 лет.

– Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла. (Ответы детей.)

– Но тем не менее она никуда не исчезает с нашей планеты: сколько воды берут, столько и отдают. Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено на глобусе голубым цветом? Вода занимает ¾ территории нашей планеты, а суша – ¼. Воды много. Только беда в том, что берем мы воду чистую, а отдаем грязную. И вода нам нужна пресная. А пресной воды не так уж много. На каждые 100 литров воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Это видно на диаграмме: 97%-соленая вода, 2%-ледники, 1%– пресная вода.

– Какая река протекает в нашей местности?

– Что вы можете сказать о состоянии нашей реки?

– Разрешают ли вам родители пить воду из реки?

– Много ли рыбы в нашей реке?

А ведь наш Дон с давних времен славился изобилием рыбы, раков. Казаки не только вдоволь обеспечивали свои семьи, но и торговали ими. Осетров возили даже в столицу. Местные старожилы помнят, что из реки пили воду.

Старожил – человек, который много лет живет в одной местности.

О нашей реке ходила слава добрая. А сейчас наша река просит помощи.

Как вы можете помочь реке?

И если каждый человек будет беречь водоемы, то на Земле не будут умирать реки, в них навеки останется чистая вода.

– Наше государство принимает меры, чтобы сохранить воду чистой: создает заповедники, заказники, использует очистительные сооружения.

– А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? (Не загрязнять, не мыть технику, экономить воду.)

Памятка “Берегите воду!”

Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).

Своевременно ремонтируйте краны.

Не засоряйте водоёмы.

Не оставляйте мусор на берегу.

– Воду надо беречь!

Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Вручение закладок “ Берегите воду!”

– О чем могла бы попросить вас вода, если бы умела говорить?

Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Песнь хвалебную поем воде,
Без нее нет жизни на земле,
Так давайте дружно все
Защищать ее!

Будет пусть всегда вода
Пусть приносит радость нам она.

Пусть цветет планета вся,
И задача наша, друзья, –
Ее любить, ее хранить.
Будет пусть всегда вода

8. Итог урока.

– Понравился вам урок? Что запомнилось на уроке?

– Что нового и интересного вы узнали?

– С какими чудесами природы мы сегодня познакомились на уроке?

– В каких трех состояниях находится вода в природе?

– Много рек течет со всех сторон в моря. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?

9. Рефлексия (вид рефлексии – “Выбери утверждение).

10.Домашнее задание.

1. Прочитать материал в учебнике на с. 77–80, ответить на вопросы.

2. Придумай и нарисуй плакат “ Берегите воду”.