Урок по теме "Прямоугольник. Квадрат". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Цель:

  • Деятельностная: сформировать представление детей о геометрических фигурах: прямоугольнике и квадрате; показать их отличие и сходство; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам.
  • Содержательная: развивать пространственные навыки, мышление, внимание, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.
  • Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: учебник “Математика 2 класс” В.Н.Рудницкая; плакат с пословицей “Дело мастера боится!”; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями;

Способы графического проектирования урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

На доске плакат с поговоркой “ Дело мастера боится!”

– Прочитайте предложение.
– Что это?
Как вы ее понимаете?

И так пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность

(Один и учеников вслух читает предложение.)

– Это пословица!
– Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом!

Личностные (смыслообразование).

Регулятивные (прогнозирование).

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

1) Чистописание.

– С чего мы обычно начинаем урок?
– Как мы готовимся к минутке чистописания?

(Пальчиковая гимнастика.)

Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.

– С минутки чистописания!
– Делаем пальчиковую гимнастику!

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Познавательные (общеучебные)

 

2) (На доске записаны цифры)

0 3 5 6 9

– Какие общие элементы есть в написании этих цифр?

3) – Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать вы узнаете выполнив задание.

(Дети пишут цифры в тетрадях.)

Ответы детей.

 
 

(На доске вывешены числа внутри геометрических фигур.)

10 … 20 … 25 … … 40 … 50 … 60 …

– Предложите задание, что здесь можно сделать?
– Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел?
– Восстановите ряд.

– Предлагаем определить закономерность и вставить пропущенные числа.

– Счет через 5.

 
 

На доске появляется запись (числа внутри геометрических фигур).

(Ученики называют пропущенные числа.)

Регулятивные
(планирование)
 

– О чем мы будем говорить на уроке?
– Как догадались?
– Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?

– О геометрических фигурах.

Цифры записаны в геометрических фигурах.

– Геометрия.

Регулятивные (целеполагание)
3. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и способностей.

1. Собери картинку. (Работа в парах.)

(На доске изображения многоугольников: квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, четырехугольника, трапеции.)

  Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)
 

– Рассмотрите фигуры представленные на доске.
– Что вы видите?
– Какое наименьшее число углов у многоугольника?
– Какая фигура лишняя?
– Почему?
– Как можно назвать оставшиеся фигуры? Почему?
– У вас на партах лежит набор таких же фигур. Предложите свое задание.
– Предложите задание для четырехугольников.

Самопроверка. По эталону на доске.

– Проверьте себя.
– Что заметили?

– Почему?

– Многоугольники.
– 3 угла.
– Треугольник.
– У него три угла, три стороны и 3 вершины.
– Четырехугольники. У них 4 стороны, 4 угла и 4 вершины.

(Выполняют в парах.)
– Разделить на треугольники и четырехугольники.
– Разделить на группы.
– Разделить на прямоугольники и непрямоугольники (четырехугольники). (2 человека у доски.)

(Дети проверяют свою работу по эталону.)
– В одной группе оказались прямоугольники и квадраты.
Потому что у всех фигур прямые углы.

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проб.

 

2. Сравнение фигур.

– Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните.

а) В чем сходство?

(Ответы выставляются на доске.)

– Геометрические фигуры;
– имеют по 4 стороны;
– все углы прямые;
– четырехугольники;
– многоугольники.

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы)
 

Б) ЛОВУШКА (ПРОБЛЕМА)

– Ну а раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом?
– У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Все как у квадрата.
– Кто может возразить?
– Как проверить можем?

У квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника только противоположные. С помощью циркуля, угольника, линейки.  
 

Вывод:

– Квадрат– это прямоугольник, у которого все стороны равны.
– У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат.

Молодцы!

(Вывод делают дети.)

 
 

Физкультминутка.

(Гимнастика для глаз)

1) “Сова”.

2) “Муха”.

Дети попеременно широко открывают глаза, то сильно зажмуривают их.

Поворачивают взгляд то влево, то вправо.

 
4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

 

1) Сформулируйте тему урока.

Какую цель поставите перед собой на уроке?

1) Работа с учебником.

(На доске фигуры. Прямоугольник. Квадрат.)

– Дайте общее название этим фигурам.
– Что такое прямоугольник?

– Как проверить? Проверьте.

– Где проверим сведения?

Откройте учебник на стр.80 и убедитесь в точности ваших суждений.

– Прямоугольник. Квадрат.

– Узнать новое о прямоугольнике и квадрате; в чем их сходство и различие.

– Прямоугольники.
– Четырехугольник у которого 4 прямых угла, 4 вершины и 4 стороны.

– С помощью угольника. (Проверка.)
– В учебнике.

(Читают в учебнике. 1 ученик читает вслух)

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы)

 

– А кто знает как называется эта фигура? (Показываю квадрат.)
– Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно , если прочтете определение в учебнике на стр. 80.

– Квадрат.
(Читают самостоятельно. 1 ученик вслух.)

 
 

Физкультминутка

Дети выполняют движения.

 

5. Этап реализации построенного проекта.

ЦЕЛЬ: формирование умений применять построенный способ действия.

– Предлагаю выполнить задание в учебнике

№ 3 на стр.81 и проверить свои знания.
Поможет памятка. (Памятка на доске.)
Каждый работает самостоятельно.
(Эталон на доске.)

3, 5, 6 – прямоугольники.
5, 6 – квадраты.

Дети выполняют задание самостоятельно .Проверка по эталону. Познавательные (общеучебные).

Регулятивные (планирование и прогназирование).

  – Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему допущена?
С какой целью мы выполняли это задание

Не воспользовались памяткой и т.д.

Чтобы различать прямоугольник и квадрат

 
6. Этап первичного закрепления. (Сам-ная работа спроверкой).

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

Работа в рабочих тетрадях с печатной основой.

Стр. 49.

№ 152, № 153 по выбору.

Проверка на абаках. Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы)
7. Этап самостоятельной работы.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Предлагаю поиграть в игру “ Верю – не верю”. (Тест.)

(Прием “верные и неверные высказывания”.)

1 2 3 4 5 6
           

Если “ верю”– +

Если “ не верю” – --

1. Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые.
2. Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом?
3. Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?
4. Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые?
5. Верите ли вы, что квадрат является прямоугольником?
6. Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны?

(У каждого на парте карточка с табличкой. Дети работают в ней.) Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено).

Личностные (самоопределение).

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: включение нового способа действий в систему знаний.

Работа по вариантам.

1-й вар. Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника.

2-й вар. Начертите квадрат со стороной 6 см. Найти сумму всех сторон квадрата.

Умницы!

Выполняют по вариантам.

1в. Рпр. = 5 + 3 + 5 + 3 = 16 см

2в. Ркв. = 6 * 4 = 24 см (проверка по эталону.

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено).

Личностные (самоопределение.

9. Этап рефлексии.

Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности и осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Итог:

– Какую цель ставили перед собой на данном уроке?
– Расскажите мне по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок: (На доске появляется схема)

Я ------------узнал…
Я------------представил…
Я------------смог…

– Как вы думаете, мы все узнали про прямоугольники и квадраты?
– Конечно же нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы будем узнавать много нового об этих интересных геометрических фигурах, но это будет позже.

Выставление оценок.

Большое спасибо. Вы молодцы!
Благодарю за урок!

–Узнать о прямоугольнике и квадрате. В чем сходство и различие.

(Дети отвечают по схеме.)

Личностные смыслообразование).

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные (рефлексия).