Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Цель:
- Деятельностная: с
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: учебник “Математика 2 класс” В.Н.Рудницкая; плакат с пословицей “Дело мастера боится!”; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями;
Способы графического проектирования урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности. Цель: выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
На доске плакат с поговоркой “ Дело мастера боится!”
– Прочитайте предложение. И так пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность |
(Один и учеников вслух читает предложение.) – Это
пословица! |
Личностные (смыслообразование). Регулятивные (прогнозирование). |
||||||||||||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий |
1) Чистописание. – С чего мы обычно начинаем
урок? (Пальчиковая гимнастика.)
|
– С минутки чистописания! (Дети выполняют пальчиковую гимнастику) |
Коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества). Познавательные (общеучебные) |
||||||||||||
2) (На доске записаны цифры) 0 3 5 6 9 – Какие общие элементы есть в написании этих цифр? 3) – Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать вы узнаете выполнив задание. |
(Дети пишут цифры в тетрадях.) Ответы детей. |
||||||||||||||
(На доске вывешены числа внутри геометрических фигур.) 10 … 20 … 25 … … 40 … 50 … 60 … – Предложите задание, что здесь можно сделать? |
– Предлагаем определить закономерность и вставить пропущенные числа. – Счет через 5. |
||||||||||||||
На доске появляется запись (числа внутри геометрических фигур). |
(Ученики называют пропущенные числа.) |
Регулятивные (планирование) |
|||||||||||||
– О чем мы будем говорить на уроке? |
– О геометрических фигурах. Цифры записаны в геометрических фигурах. – Геометрия. |
Регулятивные (целеполагание) | |||||||||||||
3. Этап выявления места и причины затруднения. Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и способностей. |
1. Собери картинку. (Работа в парах.) (На доске изображения многоугольников: квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, четырехугольника, трапеции.) |
Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации) | |||||||||||||
– Рассмотрите фигуры представленные на доске. Самопроверка. По эталону на доске. – Проверьте себя. – Почему? |
– Многоугольники. (Выполняют в парах.) (Дети проверяют свою работу по эталону.) |
Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проб. |
|||||||||||||
2. Сравнение фигур. – Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните. а) В чем сходство? |
(Ответы выставляются на доске.) – Геометрические фигуры; |
Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы) | |||||||||||||
Б) ЛОВУШКА (ПРОБЛЕМА) – Ну а раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею
утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом? |
– У квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника только противоположные. С помощью циркуля, угольника, линейки. | ||||||||||||||
Вывод: – Квадрат– это прямоугольник, у которого все стороны равны. Молодцы! |
(Вывод делают дети.) |
||||||||||||||
Физкультминутка. (Гимнастика для глаз) 1) “Сова”. 2) “Муха”. |
Дети попеременно широко открывают глаза, то сильно зажмуривают их. Поворачивают взгляд то влево, то вправо. |
||||||||||||||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.
|
1) Сформулируйте тему урока. Какую цель поставите перед собой на уроке? 1) Работа с учебником. (На доске фигуры. Прямоугольник. Квадрат.) – Дайте общее название этим фигурам. – Как проверить? Проверьте. – Где проверим сведения? Откройте учебник на стр.80 и убедитесь в точности ваших суждений. |
– Прямоугольник. Квадрат. – Узнать новое о прямоугольнике и квадрате; в чем их сходство и различие. – Прямоугольники. – С помощью угольника. (Проверка.) (Читают в учебнике. 1 ученик читает вслух) |
Познавательные (общеучебные) Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации) Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы) |
||||||||||||
– А кто знает как называется эта фигура? (Показываю квадрат.) |
– Квадрат. |
||||||||||||||
Физкультминутка |
Дети выполняют движения. |
|
|||||||||||||
5. Этап реализации построенного проекта. ЦЕЛЬ: формирование умений применять построенный способ действия. |
– Предлагаю выполнить задание в учебнике № 3 на
стр.81 и проверить свои знания. 3, 5, 6 – прямоугольники. |
Дети выполняют задание самостоятельно .Проверка по эталону. | Познавательные (общеучебные). Регулятивные (планирование и прогназирование). |
||||||||||||
– Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему допущена? С какой целью мы выполняли это задание |
Не воспользовались памяткой и т.д. Чтобы различать прямоугольник и квадрат |
||||||||||||||
6. Этап первичного закрепления. (Сам-ная работа
спроверкой). Цель: усвоение учащимися нового способа действия. |
Работа в рабочих тетрадях с печатной основой. Стр. 49. № 152, № 153 по выбору. |
Проверка на абаках. | Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы) | ||||||||||||
7. Этап самостоятельной работы.
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия. |
Предлагаю поиграть в игру “ Верю – не верю”. (Тест.) (Прием “верные и неверные высказывания”.)
Если “ верю”– + Если “ не верю” – -- 1. Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые. |
(У каждого на парте карточка с табличкой. Дети работают в ней.) | Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено). Личностные (самоопределение). |
||||||||||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: включение нового способа действий в систему знаний. |
Работа по вариантам. 1-й вар. Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника. 2-й вар. Начертите квадрат со стороной 6 см. Найти сумму всех сторон квадрата. Умницы! |
Выполняют по вариантам. 1в. Рпр. = 5 + 3 + 5 + 3 = 16 см 2в. Ркв. = 6 * 4 = 24 см (проверка по эталону. |
Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено). Личностные (самоопределение. |
||||||||||||
9. Этап рефлексии.
Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности и осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Итог: – Какую цель ставили перед собой на данном уроке? Я ------------узнал… – Как вы думаете, мы все узнали про прямоугольники и квадраты? Выставление оценок. Большое спасибо. Вы молодцы! |
–Узнать о прямоугольнике и квадрате. В чем сходство и
различие. (Дети отвечают по схеме.) |
Личностные смыслообразование). Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Познавательные (рефлексия). |