Игра как средство развития интеллекта
Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Использование ИКТ при проведении занятий и внеклассных мероприятий позволяет рационально использовать имеющийся учебно-психологический потенциал детей лицея.
Игра по своей роли синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние.
Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
В игре же он проявляет свою объективную сущность одаренности, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках.
Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.
Классификация игровой деятельности
Сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. Классификация по сущностной игровой основе: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН). Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры-паузы.
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания: визуальные, диалоговые, массовые и т.д.
Это только несколько моделей классификации игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.
В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе и с учителем. Ученик получает право на свое мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.
Игра – это форма познания мира.
Однако для учебной игры важен и результат. Но ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны ученикам.
Пусть для них игра остаётся игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.
- Наиболее распространенной формой игры является игра со словом. Такие игры развивают орфографическую зоркость, расширяют словарный запас, способствуют закреплению грамматических категорий. Такие игры занимают 5-7 минут и могут проводиться в любое время урока. Их можно использовать в качестве «речевой разминки», составление слов из букв, входящих в данное слово.
- Игра «Кто больше?» Учащимся необходимо подобрать как можно больше определений к Существительному ( голос, квартира, погода…).
- Широко использую игру «Третье лишнее» Основами для объединения слов по группам могут стать различные признаки: морфемный состав слова, морфологические признаки, лексическое значение, особенности написания.
Найдите «четвертое лишнее»
- Любить, бить, давить, рубить.
- Синеть, чернеть, петь, звенеть. «Лишними» являются глаголы бить (относится к 1 спряжению) и звенеть (относится ко 2 спряжению).
Теперь рассмотрим группу игр, направленных на развитие творческих способностей, которые можно применять на уроках русского языка в 5, 6 классах. Такие игры можно проводить на уроках развития речи.
Ассоциации
Учитель называет слово, а ученики по очереди продолжают ряд слов, называя свои ассоциации к последнему названному слову. Игра проходит в быстром темпе. Можно разделить учеников на 2 группы по 10-15 человек и каждой групп предложить свое слово. Названные слова можно записать на доске, после чего предложить составить текст, используя все записанные слова и самостоятельно его озаглавить.
Критериями оценивания наряду с общепринятыми будут оригинальность текста, уместное использование всех слов, точность заглавия.
Учитель называет 2-3 слова, ученики составляют предложение. Чем необычнее слова, тем лучше. Учитель может не бояться любых сочетаний, т.к. у него есть маленький «секрет». Можно ли составить хорошее предложение из слов мадонна, ванна, колонна? Конечно! В словах Мадонна, колонна, ванна одинаковая орфограмма. Подобный прием можно использовать в трудных ситуациях.
Загадки
Данное задание связано с придумыванием загадок, отгадками которых будут названные учителем слова. Это могут быть слова-исключения, например, брошюра, жюри, парашют, или росток, ростовщик, равнина, пловец и т.д.
Предлагать необходимо несколько слов, тогда сохраняется элемент отгадывания. Не обязательно требовать стихотворную форму, хотя поощрять её, конечно же, следует.
Следует обращать внимание на использование в загадках сравнений, метафор, эпитетов и других изобразительных средств языка.
Все это способствует развитию воображения, осознанному выбору образных средств языка, закрепляет полученные знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
Лингвистические сказки
Сочинение лингвистической сказки в 5-7-х классах – прекрасный прием закрепления собственно предметных знаний.
Такие задания целесообразно давать в конце изучения того или иного раздела, тогда у учащихся появится больше возможностей для выбора героев, ситуаций, а сказки вполне могут стать итоговой зачетной работой.
Кроссворды
Составление и разгадывание кроссвордов помогает учителю в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической грамотности, обеспечив его занимательным материалом для ведения систематической и планомерной работы, а ученику – помочь в усвоении того или иного программного материала в необычной форме, повысить общую культуру. Составление кроссвордов возможно с использованием компьютеров.
Составление кроссворда требует отбора слов в соответствии с изучаемой темой и с учетом их расположения в сетке и умения зашифровать слово.
Например, работу над словом с непроверяемой орфограммой организована была следующая работа.
- Расшифруй слово, четко произнеси его по слогам, поставь в нем ударение, подчеркни орфограммы.
- Проверь написание этого слова по орфографическому словарю.
- Определи, к какой части речи относится зашифрованное слово; для существительного укажи род и склонение, для глагола – спряжение.
- Уточни по толковому словарю лексическое значение слова.
- Подбери однокоренные слова, обозначь в них корень, подчеркни орфограмму.
- Составь словосочетание с одним из записанных слов.
- Запиши предложение с одним из однокоренных слов.
Выполняя такую работу, ученики должны обращаться к учебнику, справочнику, чтобы набрать необходимое количество однокоренных слов, уточнить определение понятия. Такая целенаправленная работа с ребусами не только формирует навыки грамотного письма, но и способствует увеличению словарного запаса учащихся, развитию как лингвистической зоркости, так и связной речи школьников, повышает их активность.
Составление кроссворда может играть роль итогового занятия. Современные дети достаточно искушены в их разгадывании. Хорошо, если есть возможность разгадывать лингвистические кроссворды и ученики имеют представление о типах заданий в таких кроссвордах.
Интеллектуальные игры
Интеллектуальные игры имеют ярко выраженную гуманистическую направленность. которую мы рассмотрим на примере игры «Преодоление этапов».
Суть их такова. Определяются этапы ( пункты, станции). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного и т.п. характера.
Только в процессе самораскрытия и можно определить свое призвание.
Длительная программа пробования себя подростками в этих сферах должна быть инструментована игровым способом. Хотя бы в виде эксперимента. Именно позиция участника эксперимента обеспечивает подросткам вхождение в деятельность по самовоспитанию.
Необходимо отметить, что в процессе всей игры с подростками предусматриваются беседы психологического характера, «самооценка личности и её взаимосвязь с успешностью деятельности», «воля, её формирование и проявление». Таким образом, все интеллектуальные игры имеют гуманистическую направленность в развитии личности.
Ребёнок, участвуя в такого рода играх, получает возможность войти в деятельность по самовоспитанию, самосовершенствованию, а также выяснить свои индивидуальные свойства и возможности. Интеллектуальные игры помогают найти ребенку общий язык со сверстниками данной интеллектуальной направленности, гуманизирует их отношение друг к другу.
Дидактические игры
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др.
Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение - это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков» можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков. Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):
- деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;
- условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта.
Деятельность для того, чтобы быть игровой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре — не цель, а средство. А занимательность - это цель.
В учебной деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.
Исходя из вышеуказанной схемы, игра может стать дидактической, если учебный материал или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий - содержанием деятельностного компонента.
Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информации.
Ролевые игры
В чем специфика ролевой игры? Во-первых, выбирается и характеризуется речевая ситуация, в рамках которой будет проходить игра; во-вторых, определяются
роли для участников игры; в-третьих, определяются цели для каждого участника игры и коллектива в целом; наконец, сохраняется соревновательный характер действия.
Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Он активно применяется на уроках иностранного языка, риторики. Ролевые игры помогают выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формируют быстроту реакции, способствуют освоению речевых моделей. На уроках русского языка ко всем названным особенностям добавляется задача постижения знаний по предмету.
При изучении существительных нельзя обойти вниманием такую морфологическую трудность, как варианты окончаний родительного падежа множественного числа ( носков, чулок, сапог, апельсинов, мандаринов, помидоров и т. д.)
Предлагаю ученикам поиграть в магазин. Это игра – диалог, где один – продавец, а другой – покупатель. Задача – использовать как можно больше слов данной группы. На подготовительном этапе диалоги проговариваются в парах. В игре участвуют 3-4 пары. Жюри отмечает, сколько трудных слов прозвучало в диалоге, не были ли допущены ошибки.
Побеждает пара, использовавшая верно большее количество слов, при этом оцениваются и учитываются организация диалога и соблюдение правил речевого этикета.
Развивающие учебные игры
Игры на уроках используются достаточно часто, однако не все они развивающие. Как организовать и провести развивающую игру?
Предварительные раздумья
Прежде всего учителю нужно решить ряд вопросов.
Первый из них: «Зачем проводить игру? или «Что я хочу развить в учениках?»
Ответ выбирается из вариантов: а) мышление, б) воображение, в) речь, г) память, д) способность общаться, е) принимать решение, ж) доказывать.
Вопрос второй: «В чем конкретно выразится это развитие?»
Прежде чем получить ответ на него, надо знать:
- а) из каких компонентов состоит это умение,
- б) в каких условиях или когда оно совершенствуется,
- в) каков к настоящему моменту уровень развития данного умения у ребят,
- г) как можно зафиксировать те изменения, которые произошли.
Вопрос третий: «Как (т.е. за счет каких действий) может быть осуществлено это изменение?»
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить:
- а) в какую деятельность в ходе игры нужно включить игроков;
- б) за счет чего в процессе этой деятельности будут изменяться умения или способности.
Вопрос четвёртый: «Как будет организована игра?»
Для этого предстоит решить:
- а) сколько у игры этапов,
- б) какое время отводится на каждый,
- в) будут ли и как фиксировать результаты игры,
- г) предусматривается ли обсуждение (анализов) итогов? Если «да», то в какой форме
- д) будут ли призы и награды.
Отсюда следует, что у игры должны быть основные этапы: мотивация, инструктаж, выполнение игрового задания, анализ полученных результатов, анализ способов работы, рефлексия.
Как проектировать игровые занятия?
Проектирование начинается (первый этап) с определения цели. Для этого организатору необходимо ответить на вопросы: «Что я хочу?», «Почему я этого хочу?»
Шаг второй – выделение составляющих компонентов (качеств, свойств) объекта развития.
Третий шаг – уточнение и конкретизация цели ( с учетом второго шага). Это может так звучать: «Развитие доказательности (или образности) речи».
Второй этап работы – проектирование «нулевого цикла» игры, т.е. мотивации.
Игроки должны чувствовать интерес к тем действиям, которые им предстоит совершить, и к цели игры.
В данном случае педагогу предстоит найти слова и средства, которые помогут ребятам осознать, насколько убедительна речь, если в ней есть доказательства, по сравнению с речью, где присутствуют лишь «голые» утверждения. Педагог должен сказать ребятам нечто, чтобы они захотели попробовать говорить убедительно для других.
Третий этап – проектирование инструкции. Для этого нужно изложить действия, которые требуется выполнить игрокам, предусмотреть время для ответов на вопросы о ходе игры, обдумать, как будет проведена проверка того, что инструкция понята.
Четвёртый этап – проектирование игровых действий. Это самый трудный этап.
Пятый этап – обдумывание ряда других моментов: форма организации игрового занятия, время и место проведения.ю факторы, создающие обстановку психологического комфорта.
Шестой этап – проектирование рефлексии.
Учитель предлагает учащимся такую форму работы, когда ученик становится на место учителя, который готовит дидактический материал для урока. Начинается деловая игра «Я учитель».
Учитель ставит проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися усвоен пройденный материал.
Чтобы всё правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, нужно самим показать образец выполнения всех заданий. Работа проводится в группах по 4 человека.
Эвристическая задача – лучший способ мгновенно вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.
Рефлексия. Учащиеся высказывают своё мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания.
На данном уроке роль учителя сводится к тому, чтобы стимулировать развитие рефлексивных умений, но при этом избегать непосредственного участия в работе детей.
Таким образом, можно сделать вывод: только в новых связях, непривычных сцеплениях, под новым углом зрения обнаруживается подлинная глубина понимания и знания.
Эмоциональный, яркий урок – игра способствует снятию стресса, вызывает у учащихся желание учиться, показывать свои знания и быть успешным в глазах одноклассников.
Игровые технологии нужны не только для игры и веселого обучения. Использование игровых технологий – это этап спонтанной исследовательской деятельности. способствует развитию креативности школьников
Применение информационных технологий даёт возможность реализовать подготовку и проведение интегрированных уроков – игр.
Кроме того, использование игровых форм на уроках русского языка позволяет наладить контакт со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, успешно решать воспитательные задачи.
Использование ИКТ на уроках русского языка решает одну из наиболее важных задач при обучении одаренных детей - участие в олимпиадном движении.
Успешные результаты учащихся лицея,с которыми я работаю на протяжении трех лет,позволяют утверждать, что выбранная мною игровая форма деятельности, используемая на уроках русского языка и при проведении внеклассных мероприятий по предмету, дает положительные результаты.
Диагностика мотивации учения.
Цель: изучить динамику формирования иерархии мотивов учения
учащихся 6 «Б» класса.
Кол-во участников: 28.
Сроки проведения диагностики:
первый срез производился в конце первого полугодия 2011-2012 учебного года,
Результаты диагностики:
Общую оценку сформированности мотивационной сферы при первом срезе можно считать достаточно высокой.
Резервными мотивами в общей структуре мотивационной сферы являются: коммуникативный, эмоциональный, внешний.
Второй срез показал, что при организации учебной деятельности возросла значимость познавательного, коммуникативного, эмоционального мотивов, мотивов саморазвития и успеха.
Сравнительный анализ результатов выявил положительную динамику уровня сформированности мотивационной сферы учащихся данного класса за определенный экспериментом промежуток времени.
Вывод: Применение игровых технологий при организации учебной деятельности учащихся данного класса формируют резервные мотивы учения, тем самым развивают мотивационную сферу учащихся в целом.