Знакомство с понятием "Сложные слова, соединительные гласные О и Е в сложных словах"

Разделы: Начальная школа


Авторы учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.

Цели: познакомить со сложными словами: способом их образования;
развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и строить выводы, умение находить в словах корень, способствовать развитию речи и обобщению словарного запаса учащихся;
развивать внимание, любознательность, творчество воспитывать любовь к родному языку

Тип урока: сообщение новых знаний.

Методы обучения:
– словесные методы: работа с книгой, беседа, объяснение;
– наглядные методы;
– практические методы:

Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы (5 наборов), кружки (зеленый, красный) на каждого человека по два.

Организация.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно писать.

Минутка чистописания.

– Сегодня на уроке мы отправимся за новыми знаниями в страну Орфографию. (Презентация. Слайд 2) Чтобы попасть в нее надо выполнить задание. Сопровождать нас будут буквы О и Е. (Слайд 3)

– Что вы знаете о них?

(Гласные буквы. Перед буквой О согласные произносятся твердо, перед Е согласные произносятся мягко.)

– Запишите эти буквы.

Повторение изученного.

1. Актуализация знаний.

– Как вы думаете, кто живет в стране Орфография? (Орфограммы.)

– Какие орфограммы вы знаете?

(Безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением. Парные согласные в корне и на конце слова. Удвоенные согласные в корне слова. Непроверяемые согласные в корне слова.)

(Слайд 4)

Работа в парах.

– Первое задание. Записать по одному слову на каждую орфограмму, выделить корень, обозначить орфограмму.

А) Запись слов в тетради;
Б ) взаимопроверка;
В) у доски – 1 ученик.

Словарная работа.

– Орфограммы узнали, что вы идете к ним в гости и развеселились.

Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.

(На доске: сарока, варона, варабей, мухолофка.) (Слайд 5)

– Напишите правильно слова, выделите корень, обозначьте орфограмму

(Ученик у доски.)

Проверка задания проходит с помощью сигнальных квадратов.

(В ходе работы возникает вопрос, какой корень в слове мухоловка.)

– В каком слове у вас возникли трудности при выделении корня.

Постановка проблемного вопроса.

– Интересное слово мухоловка.
– Какой возникает вопрос при выделении корня?
– Как вы думаете, как правильно выделить корень в слове мухоловка? (Слайд 6)

Решение проблемного вопроса

– Почему птицу так назвали?

(На доске. Мухоловка – ловит мух.)

– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.
– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.
– Есть ли корни -мух– и -лов– в слове мухоловка?
– Сколько корней в слове мухоловка?
– Докажите, что в слове мухоловка два корня.

(Ученик: В слове мух корень -мух-, в слове ловит корень -лов-. Эти корни есть в слове мухоловка. Значит, в слове два корня.)

– Как вы думаете, как называются слова, в которых два корня? (Сложные.) (Слайд 7)
– Почему их так называют? (Сложили два корня.)
– Прочтите правило на стр. 89.
– Назовите тему нашего урока. (Сложные слова и их правописание.)

Дыхательная гимнастика.

Птичка крылышками замахала
И тихонько запищала “ Пи – пи – пи!”

Работа над темой.

– Из страны Орфографии к нам прилетела птичка. (Слайд 8) Обратите внимание на окраску, что заметили? Как ее зовут узнаете из упр.123 стр. 88.

А) Чтение стихотворения.

– Как зовут птичку?
– Почему так называется птичка?

Б ) Записать слова и разбор.

– Запишите слово “горихвостка”
– Сколько в нем корней?
– Докажите, что в слове два корня.

(Подбор однокоренных слов.)

Гореть Хвост Горящий Хвостатый

В) – С чем автор сравнивает хвост птицы? Прочтите. (С горящей спичкой.)

– Спишите эти строки.

Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, –
Это птичка – невеличка
Под кустом трясет хвостом.

Г) индивидуальная работа (во время списывания).

– Выписать слова с орфограммой – непроизносимые согласные, с ЧК, разделительным Ь.

(Проверка задания проходит с помощью сигнальных квадратов.)

Физкультминутка для формирования осанки.

Нам за партой не сидится
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево – вправо –
Так мы отдохнем на славу.
Хорошо мы отдохнули и к учебе вновь вернулись.

Продолжение работы над темой.

– Жители страны орфографии довольны вашей работой, но им хочется еще раз проверить вас.

А) Работа в группах.

Из следующих корней образуйте новые слова, (корни записаны на отдельных листах для I–IV групп, для V группы на листах целых).

– Как вы думаете, достаточно ли сложить два корня, чтобы получить сложное слово?
– Подумайте, как соединить два корня, чтобы получить слово.

(Проверка на доске: сад о вод звезд о пад сам о вар мор е ход.) (Слайд 9)

Б) – Запишите полученные сложные слова, выделите корни.
– Как соединяются два корня в сложные слова?
– Как можно назвать гласные О и Е в сложных словах?

В ) Чтение правила с. 89. (Слайд 10)

– Какие гласные буквы нас сопровождали в страну Орфографию? (О и Е.)
– Чем являются эти гласные буквы в сложных словах? (Орфограммами.) (Слайд 11)
– Итак, сегодня мы познакомились с новыми орфограммами.
– Когда пишется соединительная гласная буква О? буква Е?

Первичное закрепление.

– Вот наконец мы и добрались до страны Орфографии. Чтобы не забыть о наших новых знакомых – соединительных гласных буквах О и Е выполним задание на стр. 88 № 124.
– Списать, выделить корень, подчеркнуть орфограмму.

Подведение итога.

А) – Что нового узнали?
– Чему учились на уроке?

Б) Д/з д.м. с. 46 № 85.

В) Рефлексия.

– У вас на партах два кружка: красный и зеленый.

“Зеленый” – комфортно на уроке.
“Красный” – испытывали трудности.

– Покажите кружочком, что вы испытывали на уроке.