Авторы учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Цели: познакомить со сложными словами: способом их образования;
развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и строить выводы,
умение находить в словах корень, способствовать развитию речи и обобщению
словарного запаса учащихся;
развивать внимание, любознательность, творчество воспитывать любовь к родному
языку
Тип урока: сообщение новых знаний.
Методы обучения:
– словесные методы: работа с книгой, беседа, объяснение;
– наглядные методы;
– практические методы:
Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы (5 наборов), кружки (зеленый, красный) на каждого человека по два.
Организация.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно писать.
Минутка чистописания.
– Сегодня на уроке мы отправимся за новыми знаниями в страну Орфографию. (Презентация. Слайд 2) Чтобы попасть в нее надо выполнить задание. Сопровождать нас будут буквы О и Е. (Слайд 3)
– Что вы знаете о них?
(Гласные буквы. Перед буквой О согласные произносятся твердо, перед Е согласные произносятся мягко.)
– Запишите эти буквы.
Повторение изученного.
1. Актуализация знаний.
– Как вы думаете, кто живет в стране Орфография? (Орфограммы.)
– Какие орфограммы вы знаете?
(Безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением. Парные согласные в корне и на конце слова. Удвоенные согласные в корне слова. Непроверяемые согласные в корне слова.)
(Слайд 4)
Работа в парах.
– Первое задание. Записать по одному слову на каждую орфограмму, выделить корень, обозначить орфограмму.
А) Запись слов в тетради;
Б ) взаимопроверка;
В) у доски – 1 ученик.
Словарная работа.
– Орфограммы узнали, что вы идете к ним в гости и развеселились.
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.
(На доске: сарока, варона, варабей, мухолофка.) (Слайд 5)
– Напишите правильно слова, выделите корень, обозначьте орфограмму
(Ученик у доски.)
Проверка задания проходит с помощью сигнальных квадратов.
(В ходе работы возникает вопрос, какой корень в слове мухоловка.)
– В каком слове у вас возникли трудности при выделении корня.
Постановка проблемного вопроса.
– Интересное слово мухоловка.
– Какой возникает вопрос при выделении корня?
– Как вы думаете, как правильно выделить корень в слове мухоловка? (Слайд 6)
Решение проблемного вопроса
– Почему птицу так назвали?
(На доске. Мухоловка – ловит мух.)
– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.
– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.
– Есть ли корни -мух– и -лов– в слове мухоловка?
– Сколько корней в слове мухоловка?
– Докажите, что в слове мухоловка два корня.
(Ученик: В слове мух корень -мух-, в слове ловит корень -лов-. Эти корни есть в слове мухоловка. Значит, в слове два корня.)
– Как вы думаете, как называются слова, в которых два корня? (Сложные.)
(Слайд 7)
– Почему их так называют? (Сложили два корня.)
– Прочтите правило на стр. 89.
– Назовите тему нашего урока. (Сложные слова и их правописание.)
Дыхательная гимнастика.
Птичка крылышками замахала
И тихонько запищала “ Пи – пи – пи!”
Работа над темой.
– Из страны Орфографии к нам прилетела птичка. (Слайд 8) Обратите внимание на окраску, что заметили? Как ее зовут узнаете из упр.123 стр. 88.
А) Чтение стихотворения.
– Как зовут птичку?
– Почему так называется птичка?
Б ) Записать слова и разбор.
– Запишите слово “горихвостка”
– Сколько в нем корней?
– Докажите, что в слове два корня.
(Подбор однокоренных слов.)
Гореть Хвост Горящий Хвостатый
В) – С чем автор сравнивает хвост птицы? Прочтите. (С горящей спичкой.)
– Спишите эти строки.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, –
Это птичка – невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Г) индивидуальная работа (во время списывания).
– Выписать слова с орфограммой – непроизносимые согласные, с ЧК, разделительным Ь.
(Проверка задания проходит с помощью сигнальных квадратов.)
Физкультминутка для формирования осанки.
Нам за партой не сидится
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево – вправо –
Так мы отдохнем на славу.
Хорошо мы отдохнули и к учебе вновь вернулись.
Продолжение работы над темой.
– Жители страны орфографии довольны вашей работой, но им хочется еще раз проверить вас.
А) Работа в группах.
Из следующих корней образуйте новые слова, (корни записаны на отдельных листах для I–IV групп, для V группы на листах целых).
– Как вы думаете, достаточно ли сложить два корня, чтобы получить сложное
слово?
– Подумайте, как соединить два корня, чтобы получить слово.
(Проверка на доске: сад о вод звезд о пад сам о вар мор е ход.) (Слайд 9)
Б) – Запишите полученные сложные слова, выделите корни.
– Как соединяются два корня в сложные слова?
– Как можно назвать гласные О и Е в сложных словах?
В ) Чтение правила с. 89. (Слайд 10)
– Какие гласные буквы нас сопровождали в страну Орфографию? (О и Е.)
– Чем являются эти гласные буквы в сложных словах? (Орфограммами.) (Слайд 11)
– Итак, сегодня мы познакомились с новыми орфограммами.
– Когда пишется соединительная гласная буква О? буква Е?
Первичное закрепление.
– Вот наконец мы и добрались до страны Орфографии. Чтобы не забыть о наших
новых знакомых – соединительных гласных буквах О и Е выполним задание на стр. 88
№ 124.
– Списать, выделить корень, подчеркнуть орфограмму.
Подведение итога.
А) – Что нового узнали?
– Чему учились на уроке?
Б) Д/з д.м. с. 46 № 85.
В) Рефлексия.
– У вас на партах два кружка: красный и зеленый.
“Зеленый” – комфортно на уроке.
“Красный” – испытывали трудности.
– Покажите кружочком, что вы испытывали на уроке.