Организация работы по сенсорному развитию детей с ЗПР

Разделы: Коррекционная педагогика


Под сенсорным развитием ребенка понимают развитие его восприятия, а также формирование устойчивых представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме, величине, положении в пространстве и т.д.). Сенсорное развитие имеет важнейшее значение, обусловленное тем, что полноценное восприятие окружающего мира является основой умственного развития ребенка в целом, ведь процесс познания начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие представляет собой особую деятельность, развитие которой идет через формирование перцептивных действий. Перцептивное действие, в свою очередь, тесно связано с действием практическим, в процессе его выполнения происходит сравнение движений органов чувств с воспринимаемым свойством объекта. В ходе развития восприятия происходит сопоставление результатов обследования предметов с сенсорными эталонами, имеющими определенные речевые обозначения.

На первое место в структуре гетерохронного формирования всех психических сфер ребенка авторы ставят произвольность психической активности, в частности, двигательную активность ребенка. Одним из ведущих компонентов психического развития является правильная последовательность формирования двигательной активности в онтогенезе. Эта функция развивается раньше остальных и влечет за собой развитие и познавательной, и эмоциональной сфер. Так исследования показывают, что становление сенсорных функций у детей второго-третьего года определяются предметной деятельностью.

Таким образом, для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, для совершенствования деятельности анализаторов, а также для полноценного психического развития ребенка необходима взаимная координация сенсорных и моторных компонентов деятельности, поэтому сенсомоторное развитие является одной из ведущих сторон дошкольного воспитания.

Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных нарушений на уровне органов чувств у таких детей не обнаруживается. Процесс восприятия у них осложняется нарушением взаимодействия ощущений и следов восприятий, имеющихся в коре головного мозга. Недостаточными оказываются такие стороны восприятия как точность, объем, скорость. Ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование предметов затруднена, это препятствует дифференцированному восприятию свойств и качеств предмета, в результате сходные качества и свойства воспринимаются детьми как одинаковые. Сенсорные эталоны у таких детей являются предметными, а не обобщенными, дети испытывают сложности при узнавании предметов, изображенных в непривычном ракурсе, на схематичных, перевернутых или контурных изображениях. Целостность восприятия также оказывается недостаточной. Часто дети с задержкой психического развития испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, который воспринимается как единое целое. Им сложно достраивать целостный образ по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. Снижение скорости процесса переработки поступающей через органы чувств информации является одним из существенных недостатков восприятия детей с ЗПР. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Ухудшение условий восприятия или усложнение объекта приводят к еще более выраженному проявлению всех недостатков этого процесса.

У детей с задержкой психического развития оказывается несформированной система понятий, таких как форма, цвет, размер и т.п. В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака ("дай красный карандаш"), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется. Следовательно, сенсомоторное развитие у детей с ЗПР нарушается и на вербальном, и на невербальном уровнях.

Важное значение для развития познавательной сферы ребенка имеют пространственные и пространственно-временные представления. Недостаточность сформированности этого компонента в структуре сенсорного развития ребенка в последующем проявляется в нарушениях графической деятельности, а также в трудностях овладения чтением, письмо, математической деятельностью.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У этих детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, пространственно-временных ориентировок. Часто наблюдаются трудности в право-лево ориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.

У детей с ЗПР оказываются нарушенными не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Им свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее “отделаться”. Указанная особенность проявляется в ограниченном объеме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков, преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов, редком использовании обобщенных терминов, понятий.

Целенаправленность, произвольность и планомерность перцептивных действий у детей с ЗПР также оказывается несформированной. Процесс обследования объекта характеризуются хаотичностью, импульсивностью. Дети длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы. У таких детей часто наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.

Тактильно-двигательному восприятию, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина, также присущи указанные недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности оказывается замедлен. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Таким образом, с учетом указанных особенностей необходима реализация следующих задач по коррекции сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития:
– совершенствовать чувственный опыт детей, формировать перцептивную деятельность;
– формировать точные и координированные движения, учитывая форму и величину предметов, при их захвате;
– знакомить с разными способами обследования предметов и объектов (примеривание, прикладывание, наложение;
– формировать эталонные представления о цвете, форме, величине;
– учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы (большой – маленький), форме (круглый – квадратный), цвету (красный – желтый зеленый – синий);
– учить классифицировать предметы согласно заданному признаку;
– стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий.

У детей с проблемами развития ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, так как данные представления без особой коррекционной помощи у них не формируются. Эти занятия основаны на прямом обучающем воздействии педагога-дефектолога и построены в соответствии перспективным планированием.

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей с ЗПР 3–4 лет (фрагмент).

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Диагностика Диагностика Диагностика Диагностика
Октябрь 1. “Листья”

2. Понятия о величине.

1. “Засолка капусты”

2. Обведение по контуру

1. “Варим компот”.

2. Работа с шаблонами.

1. Кулачки – ладошки”.

2. Обведение по контуру.

Ноябрь 1. “Сидит белка на тележке”.

2. Работа с трафаретом.

1. “Топ – топ – топотушки”.

2. Работа с трафаретом.

1. “Шла уточка”

2. Понятие о величине.

1. “Куклы”

2. Ориентировка в схеме собственного тела.

Декабрь 1. “Лепим снежок”.

2. Разрезные картинки.

1. Сколько птиц в нашей кормушке.

2. Знакомство с величиной.

1. “Кто приехал?”

2. Развитие пространственного восприятия.

1. “Мы во двор пошли гулять”.

2. Знакомство с формой.

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей с ЗПР 4–5 лет (фрагмент).

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Диагностика Диагностика Диагностика Диагностика
Октябрь 1.“Листья”.

2.Цвет: красный, зеленый, желтый.

1. Мы капусту рубим.

2. Величина: большой, поменьше, маленький.

1. Мы делили апельсин.

2. Форма: круг, квадрат.

1. Хитрая лисичка. (Метельская.)

2. Цвет: кр., син, желт.

 

Ноябрь

1. “Встреча”. (Метельская.)

2. Ориентировка во времени (утро). Колесникова 4–5 л.

1. “Петушок”.
(Метельская.)

2. Ориентировка в пространстве: слева – справа – посередине.
(Колесникова 4–5 л.)

1. “У кого что есть”.
(Метельская.)

2. Форма: треугольник.
(Колесникова 4–5 л.)

1. “Осенняя прогулка”.
(Метельская с.26)

2. Ориентировка во времени. (Части суток – ночь, вечер.)

Декабрь 1. “Это глазки вот, вот…”

2. Величина: длинный – короткий.

1. Зима “Снег”.
(Метельская с.40)

2. Цвет: кр., син., желт., зел.

1. “Игры зимой”

2. Форма: соотнесение г/ф с предметами (окруж).

1. “Дед Мороз”.
(Метельская с. 40)

2. Части суток.
Колесникова.

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей с ЗПР 5–6 лет (фрагмент).

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Диагностика Диагностика Диагностика Диагностика
Октябрь Составление целого из частей Различение геометрических фигур: круг, овал, полуовал, треугольник, прямоугольник, квадрат. Выделение простой формы в предметах. Анализ простейшей схемы – изображение
Ноябрь Проверка и уточнение представлений о схеме тела.

Определение направлений в пространстве

Уточнение пространственных взаимоотношений Закрепление понятий

слева – справа; спереди – сзади

Формирование понятий: верх – низ, вправо – влево, середина.
Декабрь Употребление слов, обозначающих пространственные отношения между объектами. Знакомство со схемой человека, стоящего напротив. Закрепление ориентировки в схеме тела человека, стоящего напротив. Употребление слов: правый, левый, верхний, нижний (углы), вверх, вниз, вправо, влево

Список литературы:

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б.Филичевой. – М.: “Гном-Пресс”, 1999.
  2. Гришвина А.В. и др. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития: Кн. для логопеда. Из опыта работы / А.В.Гришвина, Е.А.Пузыревская, Е.В.Сочеванова. – М.:Просвещение, 1988.
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
  4. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.
  5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.
  6. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. – Смоленск: Изд-во “Ассоциация XXI век”, 2003.