Цели урока:
- воспитывать любовь к народу, чувство патриотизма; формировать интерес к русской литературе, к творчеству И.С.Тургенева;
- познакомить учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева “Записки охотника”, обратить внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие данных рассказов на примере трех произведений (“Бурмистр”, “Бирюк”, “Певцы”); познакомить учащихся с художниками-оформителями “Записок охотника”;
- совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать у учащихся логическое мышление, художественное видение, речь и внимание.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиапроектор;
- портрет И.С.Тургенева;
- рассказы “Записки охотника”;
- иллюстрации к рассказам “Записки охотника”.
План урока.
- Организационный момент.
- Слово учителя.
- Беседа по прочитанным рассказам.
- Работа с текстом.
- Сообщение ученика о художниках-иллюстраторах “Записок охотника”.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Слово учителя (записи в тетради).
1. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами И.С.Тургенева из цикла “Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала “Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский: “Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.
Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву, хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного человека”, Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с “толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.
В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая – с другой стороны.
В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и посвящены “Записки охотника”.
2. Особенности жанра “Записок охотника”.
Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (Запись в тетради.)
II. Эвристическая беседа.
Дома вы прочитали рассказы “Бурмистр”, “Бирюк” и “Певцы”. Давайте обратимся к содержанию этих рассказов.
“Бурмистр”, 1847 г.
1. Перескажите содержание рассказа, выделив основные события и образы.
2. Через какие поступки помещика Пеночкина мы узнаем о его истинном внутреннем мире?
− а) эпизод с лакеем, подавшем неподогретое вино; б) отношение к повару, которого придавило колесом; в) отношение к семье старика Антипа, к его просьбам.
3. Через какие характерные детали Тургенев показывает отношение Пеночкина к дворовым людям?
− Тургенев обращает внимание на жесты, мимику, слова, сказанные с пренебрежительным оттенком.
4. Каково отношение автора к Пеночкину?
− Оно носит отрицательный характер.
5. Видно ли настроение гнева и возмущение у крестьян?
− Проследить по тексу (−Батюшка, Аркадий Павлович, − с отчаяньем заговорил старик…Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и поплелись, не оглядываясь, восвояси.) Тургенев не идеализирует крестьян. В народной среде автор подметил настроения возмущения и гнева.
“Бирюк”, 1848 г.
1. Перескажите содержание рассказа.
2. Столкнувшись с Бирюком, понимал ли обездоленный мужик, что перед ним тоже подневольный раб, или же он изливает на Бирюка свой гнев против барина?
− Мужик в данный момент забыл о подневольности Бирюка, он разорен барином до последней степени и вдруг словно пробуждается и ропщет на жизнь.
3. Какие типичные детали крестьянского быта мы находим в очерке? С какой целью их приводит автор?
− По тексту – лучина, детская люлька, еда…Он показывает крайнее обнищание крестьян.
“Певцы”, 1850 г.
1. Перескажите содержание рассказа, отметьте основные черты характеров главных героев.
2. Где происходит состязание?
− В кабаке.
3. Почему песня Якова Турка произвела более сильное впечатление на слушателей, чем песня его соперника – рядчика из Жиздры?
– Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в песне Якова. И вот эта душевность и искренность привлекает в его песне. (Зачитать эпизод: “Не одна во поле дороженька пролегла”, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко…Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль).
4. Какие черты русского народа ярко выступают в этом очерке?
− Тургенев подчеркивает талантливость, душевность русского народа.
5. Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?
− Рассказчик Тургенева – носитель добра.
III. Работа с текстом по вариантам.
Найдите в рассказах пейзажные зарисовки. Зачитайте. Сделайте вывод о связи настроения рассказчика и восприятия им природы.
− Вывод: пейзаж у Тургенева психологичен, насыщен лиризмом. Лучшие герои “Записок охотника” не просто изображаются “на фоне природы”, а выступают как продолжение ее стихии: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в “Записках охотника” скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.
IV.Сообщение ученика “Художники-иллюстраторы “Записок охотника”.
1. Типы из “Записок охотника” в силуэтах Елизаветы Бем.
Альбом “Типы из “Записок охотника” И. С. Тургенева вышел в свет в 1914 году, хотя создан он был Елизаветой Бем еще в 1883 году. В этом издании листы иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек выразительны и необыкновенно точны, ведь все они основаны на многочисленных натурных зарисовках. Редкое сочетание задушевности и познавательности сделало эти силуэты привлекательными для нескольких поколений зрителей. Текст в этом издании скорее вторичен, более важен и значим визуальный ряд.
Сборник “Записки охотника” не был написан специально для детей, но в некоторых рассказах дети являются главными героями, а природа изображена с таким глубоким чувством понимания и любви, что эти рассказы, конечно же, стали любимым детским чтением.
Бем Елизавета Меркурьевна (1843–1914) – русская художница, рисовальщица, силуэтист. Обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. В совершенстве владела техникой силуэта, одной из редчайших техник в области иллюстрирования детских книг. Созданный Бем творческий почерк и стиль отразили эпоху конца XIX – начала XX вв. Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы, ее силуэты украшали не только открытки и альбомы, но и стеклянные и фарфоровые предметы. Альбомы “Силуэты”, “Силуэты из жизни детей”, “Из деревенских воспоминаний” были очень популярны, а “Азбука” очаровывает читателя и ныне своим замыслом и его воплощением. Бем проиллюстрировала сказку “Репка”, басни И. А. Крылова, “Записки охотника” И. С. Тургенева. За свои работы многократно была награждена на международных и российских выставках.
2. Б. А. Дехтерев родился 31 мая (13 июня) 1908 года в Калуге. В 1925–1926 годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926–1930 годах на живописном факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве “Детская литература” (на протяжении 32 лет с 1945 года) главным художником. В 1935–1937 годах – ассистент профессора А. И. Кравченко в ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 1948 года заведующий кафедрой графики в МГХИ имени В. И. Сурикова. Можно сказать, “Школа Дехтерева” определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели.
Б. А. Дехтерев умер в 1993 году.
3. Соколов Петр Петрович (1821–1899).
Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, считается общепризнанным, что на лебедянскую ярмарку по приглашению своего друга И.С. Тургенева приезжал известный художник Петр Петрович Соколов (1821–1899 гг.), первый оформитель “Записок охотника”, автор знаменитых иллюстраций к “Бежину лугу” и “Мертвым душам”.
Страстный охотник и талантливый художник Соколов великолепно знал анатомическое строение животных, их повадки. В своих работах он использовал различную технику: гуашь, уголь, карандаш и масло, но больше всего любил писать акварели. И хотя, считается, что произведения Соколова не отличаются точностью передачи движения лошади, один из вариантов “Конной ярмарки в Лебедяни”, родившийся во время работы над иллюстрациями к “Запискам охотника”, на Международной выставке в Париже получил золотую медаль.
Сын известного российского акварелиста П.Ф. Соколова Петр Петрович Соколов унаследовал талант и наклонности отца − он также стал художником-акварелистом. Правда, главная тема его работ не продолжала семейную традицию. П.П. Соколов не получил законченного систематического образования, хотя в Академию художеств поступил и даже проучился в ней три года (1840 − 1843 гг.).
Среди его учителей был и знаменитый Карл Брюллов. Но юного Соколова не увлекли ни учителя, ни мифологические сюжеты, ни каноны академической живописи. Он покидает Академию, много путешествует, становится даже свидетелем боевых действий на русско-турецкой войне. Повсюду делает много зарисовок бытовых сцен, пишет портреты и иллюстрирует книги. Правда, его все больше привлекают динамичные сюжеты − бег лошадей, охота на птиц и зверей, взаимоотношения человека и животных.
В этом увлечении П.П. Соколов достиг замечательного мастерства, которое было оценено по заслугам. В конце жизни художник удостаивается почетного звания академика, хотя дело не в академических регалиях − произведения П.П. Соколова при его жизни были желанными приобретениями художественных музеев и частных коллекций.
V. Итог урока (слово учителя, запись в тетрадях).
Антикрепостнический пафос “Записок охотника” заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в “Записках охотника” – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
В “Записках охотника” Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от “Записок охотника” идут не только к “Запискам из мертвого дома” Достоевского, “Губернским очеркам” Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу “Войны и мира” Толстого.
VI. Задание на дом.
- Прочитать статью учебника стр. 215–222.
- Письменный ответ на вопрос “Как выражено в рассказах авторское отношение к крестьянам?”