Цели урока:
- Образовательные: сформировать у учащихся умения решать однородные тригонометрические уравнения;
- Развивающие: развивать умения применять имеющиеся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, культуру речи.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, самостоятельности.
Оборудование урока:
1. Проектор.
2. Таблицы по тригонометрии:
а) основные формулы тригонометрии;
б) решение тригонометрических уравнений (частные случаи);
в) значения тригонометрических функций.
Содержание урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания, повторение изученного материала.
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
4. Усвоение новых знаний
5. Проверка понимания учащимися нового материала.
6. Закрепление нового материала.
7. Проверка усвоения нового материала.
8 Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке (рабочее место, организация внимания, настрой на работу).
2. Проверка домашнего задания.
Задача: установить правильность выполнения домашнего задания всеми
учащимися;
установить пробелы в знаниях.
Проверка домашнего задания через проектор.
Повторение изученного материала. Установите соответствие:
Выписав буквы, соответствующие ответам, мы узнаем название нового вида уравнений, которые научимся решать сегодня на уроке.
Ребята прочитают слово “однородные”.
3. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.
Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новому виду тригонометрических уравнений
Учитель обращает внимание учащихся на проектор, где записаны тригонометрические уравнения, и предлагает учащимся назвать те уравнения, способы решения которых им известны.
cos(x – 1) = 1/2
cos2x – 2cosx = – 1
3sin2x – 5sinx – 2 = 0
2sinx – 3cosx = 0
(tgx – √3)(2sinx+1) = 0
sin2x + 2sinx cosx – 3cos2x = 0
Учащиеся внимательно смотрят. Затем поднимают руку, выбирают уравнение и объясняют, как они его будут решать. После этого, если к решению нет дополнений, то уравнение стирается. В результате проделанной работы остались уравнения, которые учащиеся затрудняются решить:
2sinx – 3cosx = 0
sin2x + 2sinx cosx – 3cos2x = 0
4. Усвоение новых знаний.
Задача: дать учащимся понятие однородных тригонометрических уравнений, познакомить со способом их решения, уметь определять вид однородных тригонометрических уравнений, отработать навыки их решений.
Учитель называет вид уравнений, оставшихся на магнитной доске: “Это однородные тригонометрические уравнения”, и предлагает учащимся записать тему урока: “Решение однородных тригонометрических уравнений”.
Уравнение вида аsinx + bcosx = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени.
Рассмотрим решение уравнения, когда коэффициенты а и в отличны от 0.
Пример: а) 2sinx – 3cosx = 0
Разделив обе части уравнения почленно на cosx, получим:
Ответ: x = arctg1,5 + πn, n € Z.
Обратите внимание, делить на 0 можно лишь в том случае, если это выражение нигде не обращается в 0.Итк, рассуждаем. Если косинус равен 0, то получается и синус будет равен 0, учитывая что коэффициенты отличны от 0, но мы знаем, что синус и косинус не могут одновременно равняться нулю. Поэтому эту операцию производить можно при решении такого вида уравнения.
Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения первой степени:
- Деление обеих частей уравнения на cosx, cosx ≠ 0
Уравнение вида аsin mx + bcos mx = 0 тоже называют однородным тригонометрическим уравнение первой степени и решают также деление обеих частей уравнения на косинус mх.
Уравнение вида a sin2x + b sinx cosx + c cos2x = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени.
Пример: sin2x + 2sinx cosx – 3cos2x = 0
Учитель: Проверяем, каждый ли член уравнения имеет одну и ту же степень?
Ответ: Да, каждый.
Учитель: Какой мы можем сделать вывод?
Ответ: Это уравнение однородное.
Учитель: Как мы решаем такое уравнение?
Ответ: Мы делим обе части уравнения на cos2x ≠ 0, т.к. sinx и cosx одновременно нулю равняться не могут.
Коэффициент а отличен от 0 и поэтому как и предыдущем уравнении соsх не равен 0 и поэтому можно воспользоваться способом деления обеих частей уравнения на соs2х.
Получим tg2x + 2tgx – 3 = 0
Решаем путем введения новой переменной.
Замена tgx = t . Тогда получаем уравнение
t2 + 2t – 3 = 0
Д = 4 – 4 (–3) = 16
t1 = 1, t2 = –3
Если коэффициент а = 0, то уравнение примет вид 2sinx cosx – 3cos2x = 0 решаем способом вынесения общего множителя cosx за скобки
Если коэффициент с = 0, то уравнение примет вид sin2x +2sinx cosx = 0
решаем способом вынесения общего множителя sinx за скобки.
Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени:
- Посмотреть, есть ли в уравнении член asin2 x.
- Если член asin2 x в уравнении содержится (т.е. а = 0), то уравнение решается делением обеих частей уравнения на cos2x и последующим введение новой переменной.
- Если член asin2 x в уравнении не содержится (т.е. а = 0), то уравнение решается методом разложения на множители: за скобки выносят cosx.
Однородные уравнения вида a sin2m x + b sin mx cos mx + c cos2mx = 0 решаются таким же способом.
5. Проверка понимания учащимися нового материала.
Задача: выяснить, как усвоен учащимися способ решения уравнений нового вида.
Через проектор даны уравнения.
Найти среди уравнений однородные, определить их вид и указать способ решения.
- sinx = 2cosx – однородное.
- √3sin3x – cos3x = 0 – однородное.
- sin2x – 2sinx – 3 = 0 – квадратное.
- 2cos2x + 3sin2x + 2cosx = 0 – квадратное.
- 6sin2x – cos2x – 5sinxcosx = 0 – однородное.
- 2sinxcosx = 2 – по формуле синуса двойного угла.
- 2 sin(3х-п/4)= 1 – простейшее.
6. Закрепление нового материала.
Задача: закрепить знания и умения, которые учащиеся получили на уроке.
Двое учащихся работают у доски.
1) sin3x – cos3x = 0, cosx ≠ 0 √3tg3x – 1 = 0 √3tg3x = 1 tg3x = 1/√3 3x = arctg(1/√3) + πn, n € Z 3x = π/6 + πn, n € Z x = π/18 + πn/3, n € Z Ответ: π/18 + πn/3, n € Z |
2) 6sin2x
– cos2x
– 5sinxcosx = 0 cos2x ≠ 0 6tg2x – 1 – 5tgx = 0 Замена tg x = t 6t2 – 1 – t = 0 D = 25 – 4·6· (–1) = 49 t1,2 = (5 ± 7)/12 = 1; –1/6 Обратная замена tgx = 1 x = π/4 + πn, n € Z или tgx = –1/6 x = arctg(–1/6) + πk, k € Z Ответ: π/4 + πn; arctg(–1/6) + πk, n,k € Z |
7. Проверка усвоения нового материала.
Задача: проверить знания учащихся при решении уравнений, развить самоконтроль, взаимоконтроль.
Самостоятельная работа. Решить уравнения.
- 2 cosx – √2 = 0
- tg2x +1 = 0
- 2cos2x – 3cosx +1 = 0
- 3 sin2x + sinx cosx – 2 cos2x = 0
По окончанию самостоятельной работы меняются работами и взаимопроверка. Правильные ответы проецируются через проектор.
Решение самостоятельной работы.
Критерии оценивания.
Решено верно: 4 задания – “5”; 3 задания – “4”; 2задания – “3”1 задание – “2”.
8. Подведение итогов урока.
- С каким видом тригонометрических уравнений мы познакомились на уроке?
- Алгоритм решения тригонометрических уравнений первой и второй степени.
9.Домашнее задание. п.23, № 23.1 – 23.5(б), 23.8(а), 23.12 – 23.14(а).
Список литературы.
- А.Г. Мордкович, П. С. (2010). Алгебра и начала анализа 10 (Задачник). Москва: Мнемозина.
- А.Г. Мордкович, П. С. (2010). Алгебра и начала анализа 10 (Учебник). Москва: Мнемозина.