"Слепой" десятипальцевый метод набора текста на клавиатуре

Разделы: Информатика


Одним из основных требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), является приобретение школьниками навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Эффективность использования компьютера в различных областях деятельности можно увеличить, если сформировать у учащихся навыки “слепого” десятипальцевого метода набора текста на клавиатуре. Преимуществами этого метода являются: большая скорость печати (100–150 символов); низкая утомляемость, даже при продолжительной работе; возможность уменьшить нагрузку на глаза.

Элективный курс “Слепой” десятипальцевый метод набора текста на клавиатуре” предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8–9 класса и рассчитан на 64 часа. Программа курса включает тематический план, перечень знаний, умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения, связующим звеном которого являются практические работы. За основу программы взята методика, разработанная преподавателем МГУ им. Ломоносова В.В. Шахиджаняном, “Соло на клавиатуре. Версия 9.0”.

Цель курса – практическое овладение слепым десятипальцевым способом печати на клавиатуре персонального компьютера.

Задачи курса:

– последовательное изучение рядов клавиатуры;
– выработка навыков безошибочного письма;
– развитие скорости набора текста.

Требования к результатам обучения:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

– требования безопасности труда на рабочем месте;
– устройство клавиатуры, назначение клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе работы;

Уметь:

– качественно и быстро набирать текст на компьютере слепым десятипальцевым методом.

Методическое обеспечение. За основу программы элективного курса взята методика, разработанная преподавателем МГУ им. Ломоносова В.В. Шахиджаняном, и лицензионное программное обеспечение “Соло на клавиатуре. Версия 9.0”.

Программа предполагает постепенное основательное знакомство с клавиатурой компьютера. На практических занятиях выполняются разминки, являющиеся подготовительным этапом к обучению, непосредственно сами упражнения (задания), промежуточные и итоговые тесты по окончании обучения. Упражнения построены таким образом, чтобы, начиная с азов (правильная посадка, постановка рук, освоение основного ряда клавиатуры), перейти к более сложным задачам: достижению безошибочности печати на достаточно высокой скорости. Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж.

Формы контроля: сбор статистических данных о количестве и скорости выполнения заданий (выполняется компьютером автоматически), зачётные работы для оценки промежуточных итогов обучения.

Содержание обучения

Общее число часов – 64

1. Изучение основного ряда клавиатуры – 19 часов.

Инструктаж по ТБ. Основные принципы “слепого” десятипальцевого метода письма. Освоение позиций пальцев на клавиатуре.

Отработка печати букв а,о, в, л, д с помощью указательных и безымянных пальцев.

Освоение печати буквы ы с помощью безымянного пальца левой руки и букв ф, ж с помощью мизинцев.

Воздушные мостики при работе с буквами п, р, э.

Печать слогов типа “гласная-согласная”, “согласная-гласная”.
Работа со слогами типа “согласная – гласная-согласная”, “согласная – согласная – гласная”.

Печать слов с буквами основного ряда клавиатуры.

Печать предложений из слов с буквами основного ряда клавиатуры.

2. Изучение верхнего ряда клавиатуры – 7 часов.

Печать буквосочетаний из букв основного и верхнего ряда клавиатуры.

Печать букв верхнего ряда клавиатуры.

Освоение печати слов из букв основного и верхнего рядов клавиатуры.

Печать предложений с буквами основного и верхнего рядов клавиатуры.

3. Изучение нижнего ряда клавиатуры – 6 часов.

Печать букв нижнего ряда клавиатуры.

Печать слов с буквами всех рядов клавиатуры.

Печать предложений с буквами всех рядов клавиатуры.

Печать текста из предложений с буквами всех рядов клавиатуры. Контроль грамотности.

4. Закрепление навыков десятипальцевого “слепого” метода печати – 9 часов.

Печать предложений с буквами всех рядов клавиатуры.

Использование возможности корректировки ошибок (клавиша Backspace).

Отработка использования указательных пальцев левой и правой рук.

Использование зон ответственности” среднего, безымянного пальцев левой и правой руки.

Отработка использования областей мизинцев левой и правой рук.

Корректирующие упражнения для левой и правой руки.

5. Изучение четвертого ряда клавиатуры – цифры и знаки препинания, символы – 11 часов.

Изучение движений пальцев к клавишам: запятая, двоеточие, прямая скобка, кавычки, тире, точка с запятой, точка.

Изучение согласования движений при печати прописных букв.

Печать цифр и знаков, расположенных вместе с цифрами.

6. Совершенствование техники письма – 12 часов.

Печать коротких фраз как промежуточный этап для перехода на связный текст.

Отработка печати текста с разными знаками препинания.

Исправление ошибок при наборе текста.

Печать текста на скорость.

Календарно-тематическое планирование

Изучаемый раздел,
тема учебного материала

Цели и задачи урока

Виды работ

1. Изучение основного ряда клавиатуры – 19 ч.

1

Инструктаж по ТБ. Основные принципы “слепого” десятипальцевого метода письма. Освоение позиций пальцев на клавиатуре.

Познакомить учащихся с правилами техники безопасности и поведения в компьютерном классе, с программой “Соло на клавиатуре”, познакомить учащихся с разделение клавиатуры на рабочие зоны, закрепленные за каждым пальцем.

Выполнение разминок
№ 1–21

2

Отработка печати букв а,о, в, л, д с помощью указательных и безымянных пальцев.

Отработка криптограмм букв, отображающих гласные и согласные звуки.

Выполнение упражнений
№ 1–7

3

Освоение печати буквы ы с помощью безымянного пальца левой руки и букв ф, ж с помощью мизинцев.

Отработка особенностей печати буквосочетаний и слов с с буквами из “фыва” и “олдж” (основная позиция пальцев)

Выполнение упражнений
№ 8–11

4

Воздушные мостики при работе с буквами п, р, э.

Отработка особенностей печати букв, для которых требуется перемещение пальцев с основных позиций.

Выполнение упражнений
№ 12–16

5

Печать слогов типа “гласная-согласная”, “согласная-гласная”.

Отработка печати буквосочетаний “ор”, “во” и т.д.

Выполнение упражнений
№ 17–20

6

Работа со слогами типа “согласная – гласная-согласная”, “согласная – согласная – гласная”.

Отработка печати буквосочетаний “оро”, “жэж”, “про” и т.д.

Выполнение упражнений
№ 21–24

7–8

Печать слов с буквами основного ряда клавиатуры

Освоение печати слов “провод”, “провожал”, “дрожал”, “водопад”, “пожар”, “дорожал”.

Выполнение упражнений
№ 25–30

9

Зачётная работа

Контроль знаний.

Зачёт

10–11

Печать слов с буквами основного ряда клавиатуры

Освоение печати слов “пожар”, “ражон”, “эра”, “дал”, “дрожал”, “дорожал”, “рожал”, “жал”

Выполнение упражнений
№ 31–34

12–14

Печать словосочетаний из слов с буквами основного ряда клавиатуры

Освоение печати предложений “повар дал плоды”, “рыл водопровод повар”, “жаждал папа воды”, “дрофа пропорола лапы”, “продажа дров, топоров, долларов”.

Выполнение упражнения
№ 35–38

15

Печать предложений из слов с буквами основного ряда клавиатуры

Освоение печати словосочетаний “правда повара”, “право вдовы”, “орала орава”

Выполнение упражнения
№ 39

16–18

Печать предложений из слов с буквами основного ряда клавиатуры

Освоение печати словосочетаний “рыдала лола”, “повар, лапа”, “доводы, проводы”, “попала вдова в пожар”, “алло, папа, оро”, “радовала вдова повара”

Выполнение упражнений
№ 40–42

19

Зачётная работа

Контроль знаний.

Зачёт

2. Изучение верхнего ряда клавиатуры – 7 ч.

20

Печать буквосочетаний из букв основного и верхнего ряда клавиатуры

Отработка особенностей печати буквосочетаний с буквами из верхнего и основного ряда клавиатуры “ой”, “ау”, “фйф”, “оно”.

Выполнение упражнений
№ 43–44

21

Печать букв верхнего ряда клавиатуры

Отработка особенностей печати букв “йцукенгшщзхъ”

Выполнение упражнений
№ 45–46

22–23

Освоение печати слов из букв основного и верхнего рядов клавиатуры

Отработка особенностей печати слов с буквами из верхнего и основного рядов клавиатуры “вой, рай, око, гол, нары, ценз”, “хапай”, “дерзай”, “гавкай”.

Выполнение упражнений
№ 47–48

24-25

Печать предложений с буквами основного и верхнего рядов клавиатуры

Освоение печати предложений “поезд ехал в депо”, “взор фывы угрожал йцуке”, “улов лорда долго ждал”, “лорд зашагал в лужу”.

Выполнение упражнений
№ 49, 50

26

Зачётная работа

Контроль знаний.

Зачёт

3. Изучение нижнего ряда клавиатуры – 6 ч.

27

Печать букв нижнего ряда клавиатуры

Отработка особенностей печати букв “ячсмитьбю”

Выполнение упражнений
№ 51–52

28–29

Печать слов с буквами всех рядов клавиатуры

Отработка особенностей печати слов “мать, тётя, жизнь, миг”

Выполнение упражнений
№ 52–55

30–31

Печать предложений с буквами всех рядов клавиатуры

Освоение печати предложений “я хочу найти цель жизни” и др.

Выполнение упражнений
№ 56–57

32

Зачётная работа

Контроль знаний.

Зачёт

4. Закрепление навыков десятипальцевого “слепого” метода печати – 9 ч.

33–34

Печать предложений с буквами всех рядов клавиатуры.

Освоение печати предложений с буквами всех рядов клавиатуры.

Выполнение упражнений
№ 58–60

35

Использование возможности корректировки ошибок (клавиша Backspace).

Отработка навыков и умений, которые позволяют “вслепую” исправлять ошибки при наборе компьютерного текста

Выполнение упражнения
№ 61

36

Отработка использования указательных пальцев левой и правой рук.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 62–63

37

Использование зон ответственности” среднего, безымянного пальцев левой и правой руки.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 64–65

38

Отработка использования областей мизинцев левой и правой рук.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 66–67

39

Корректирующие упражнения для левой и правой руки.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 68–69

40

Печать предложений с буквами всех рядов клавиатуры, повторяющимися словами

Обобщение умений и навыков “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 70

41

Зачётная работа

Контроль знаний.

Зачёт

5. Изучение четвертого ряда клавиатуры – цифры и знаки препинания, символы – 11 ч.

42

Печать знаков препинания: точка с запятой.

Отработка особенностей печати предложений, содержащих точку с запятой.

Выполнение упражнений
№ 71–72

43–44

Печать знаков препинания: кавычки, двоеточие

Отработка особенностей печати предложений, содержащих кавычки и двоеточие.

Выполнение упражнений
№ 73–75

45

Печать знаков арифметических операций -, +, /, =

Отработка особенностей печати предложений, содержащих знаки арифметических операций.

Выполнение упражнений
№ 76–77

46

Печать знаков препинания: вопросительный и восклицательный знаки.

Отработка особенностей печати вопросительных и восклицательных предложений.

Выполнение упражнений
№ 78–79

47

Зачётная работа.

Контроль знаний.

Зачётная работа

48

Печать прописных букв.

Изучение согласования движений при печати прописных букв.

Выполнение упражнений
№ 80–81

49

Печать цифр.

Отработка особенностей печати цифр.

Выполнение упражнений
№ 82–83

50

Написание числительных.

Отработка особенностей печати числительных.

Выполнение упражнений
№ 84–85

51

Печать цифр и знаков, расположенных вместе с цифрами.

Отработка особенностей печати знаков, расположенных вместе с цифрами.

Выполнение упражнений
№ 86–87

52

Зачётная работа.

Контроль знаний.

Зачёт

6. Совершенствование техники письма – 12 ч.

53

Печать коротких фраз как промежуточный этап для перехода на связный текст.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста.

Выполнение упражнений
№ 88–89

54

Печать текста с разными знаками препинания.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста

Выполнение упражнений
№ 90–91

55–59

Исправление ошибок при наборе текста.

Отработка навыков и умений, которые позволяют исправлять ошибки при наборе компьютерного текста.

Выполнение упражнений
№ 92–95

60–63

Печать текста на скорость.

Отработка навыков и умений, которые позволяют увеличить скорость “слепого” набора компьютерного текста.

Выполнение упражнений
№ 96–99

64

Зачётная работа

Контроль знаний по материалу курса.

Зачёт

Пример зачётной работы

Тема: “Изучение основного ряда клавиатуры”

Дрофа пропорола лапы, вдова жаждала правды, повар рыл водопровод, Жора пожал лапы дрофы, папа продавал доллары, правда радовала лорда, повар провожал орлов, довод папы дал плоды, орава орала про право, провод попал в пожар, доллар дважды подорожал, лорд дал право парада, довод повара пропал.

Требования к скорости набора словосочетаний могут изменяться по мере увеличения количества выполненных упражнений.