Интегрированное внеклассное мероприятие (физика + биология) по теме "Электрические явления в природе, быту, технике. Электробезопасность". 8-й класс

Разделы: Физика, Биология, Внеклассная работа

Класс: 8


I. Введение

В настоящее время приоритетной целью школьного образования является обучение решению практически значимых задач с опорой на полученные знания. Знания могут быть усвоены только в том случае, если они применяются в определенных видах деятельности, связанных с распознаванием или воспроизведением конкретных явлений, объектов в практически значимых, актуальных для учащихся ситуациях.

Знания должны быть практико-ориентированными. Контроль и оценивание знаний, и умение учащихся – это важный компонент учебного процесса. Одной из форм оценки учебных достижений учащихся является общественный смотр знаний. Проверка организуется с целью показать общественности – ученикам, родителям, классным руководителям, учителям других предметов, совету школы, – чего достигли школьники, как они овладели знаниями и умениями, предусмотренной программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

Цели:

  • Повторить тему “Электрические явления в природе”.
  • Повторить причины теплового действия электрического тока, последствия его воздействия на человека, правила оказания первой помощи пострадавшему от электротравм.
  • Познакомиться с устройством лампы накаливания, открыть перспективы использования энергосберегающих ламп.

По теме подобран такой материал и задания-упражнения, в которых формулируются цели, побуждающие ученика к деятельности.

Учащиеся 8-х классов узнают об истории создания гальванических элементов, истории создания осветительных приборов, использовании природных источников электроэнергии.

Возможности презентации позволяют легко и динамично представить данный материал.

Данный материал можно использовать на уроках: биологии, физики, ОБЖ, основ проектирования.

Подготовка к мероприятию. Дату проведения смотра объявляют учащимся за 2 недели, сообщают цель, задачи, а также вопросы теории, которые необходимо повторить. Всё необходимое к проведению занятия готовят учащиеся выпускного 11 класса: маршрутный лист, где будут фиксироваться баллы за выполненные задания, задания на карточках, оборудование для экспериментального задания (совместно с учителем физики), вопросы для зрителей, оформление кабинета, где будет проходить мероприятие.

Реквизит: учебный манекен для оказания первой медицинской помощи, позаимствованный на время мероприятия в медицинском колледже города Котельнича, игрушечная собака на поводке, зонт, покрывало, носовой платок, металлический провод, сухая палка, резиновые перчатки, резиновый коврик, фрукты и овощи, для эксперимента.

Ведущий сообщает цель и фору проведения мероприятия, представляет членам жюри присутствующих, и соревнующейся команды 8-х классов.

II. Интегрированные занятия по курсу ОБЖ, физики, биологии.

Ход занятий

1. Электрические явления в природе и история электротехники в лицах.

Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение различных наук, рождение комплексных отраслей знаний и их бурное развитие. Например, буквально на наших глазах возникли такие науки, как биофизика, бионика, биохимия. Биофизика – это наука о физических и физико-химических явлениях, протекающих в живых организмах и лежащих в основе жизненных процессов, а также о действии физических факторов на живые организмы. Сегодня мы изучим и обобщим тему: “Электрические явления в природе и история электротехники в лицах”. (Приложение 1)

2. Поражение электрическим током в быту и первая помощь пострадавшему. (Приложение 2)

К данному конкурсу команды нарисовали плакаты на тему “Электробезопасность” и повторили приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим от электрического тока. В конкурсе “На прогулке с собачкой” показали знания поведения на улице во время грозы.

3. Природные источники электроэнергии. (Приложение 3)

В настоящее время в России наметилась тенденция роста цен на энергоносители, в том числе и на электроэнергию. Поэтому вопрос поиска дешёвых источников энергии имеет актуальное значение. Энергия была и остается главной составляющей жизни человека. Она дает возможность создавать различные материалы, является одним из главных факторов при разработке новых технологий. Перед человечеством стоит задача освоения экологически чистых, возобновляемых, нетрадиционных источников энергии. Всего же выделяют 4 основных источника тока: механический световой, тепловой и химический. В данной работе нами была осуществлена попытка поиска источников электрического тока в сельхозпродуктах, а именно в отдельных видах овощей и фруктов. Перспективы использования овощей, фруктов, биологических отходов для получения электрического тока и создание “биобатареи” актуальны на сегодняшний день.

Проводится эксперимент с лимонами, репчатым луком, картофелем, в качестве источника электрического тока. Эксперимент демонстрируют учащиеся 11-го класса с показом презентации. Учащиеся повторят правила техники электробезопасности на уроках физики (на практических и лабораторных занятиях).

4. Виды электрических ламп. Энергосбережение. (Приложение 4)

Учащиеся знакомятся с историей изобретения электрических ламп, с видами ламп накаливания и энергосберегающими лампами. Узнают об истории освещения улиц родного города – Котельнича Кировской области.

Подведение итогов.

Жюри подсчитывают баллы, набранные командами. Награждение победителей. Фото на память. Старшеклассники в стихотворной форме напоминают о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях на улице и в помещении. (Приложение 5)

III. Заключение.

Проведение занятия проверки и учета знаний после изучения темы в разных формах приучает школьников к необходимости отчитываться перед учителями, учащимися, родителями, общественностью, подготавливает к системе проверки знаний в старших классах. Подобные мероприятия помогают учащимся применить знания, полученные на уроках ОБЖ, физики, биологии на практике в различных жизненных ситуациях, что поможет сохранить им здоровье, а может и жизнь.

Литература

  1. Учебник “Физика” 8класс А.В. Пёрышкин.
  2. Занимательные материалы к урокам 8 класса.
  3. “Физика и природа” А.И. Сёмке.
  4. Учебный проект Электрические явления в живой природе.
  5. Алексеева М. Н. “Физика – юным”. М., Просвещение.
  6. Солдатова Т. Б., Гусева Т. А., Сгибнева Е. П. “Сценарии тематических вечеров и предметной Недели физики. 7—11 класс.
  7. Физический энциклопедический словарь. Букинистическое издание.
  8. Учебник. Биология. Животные.
  9. Д.Мамонтов. Да будет свет! журнал “Популярная механика”. № 4, 2004.
  10. Интернет-ресурсы: www.electric.info.
  11. http.ru.wikipedia.org – интернет энциклопедия.
  12. Материалы Котельничского краеведческого музея.