Применение педагогических технологий для развития индивидуальных способностей ученика

Разделы: Общепедагогические технологии


“Ум человеческий имеет три ключа,
все открывающих: знания, мысль,
воображения – все в этом – В.Гюго”.

От автора.

Современный учитель должен быть информированным и успешным. Уроки провести нескучные, обладать педагогическим мастерством не только на уроках, но и в профессиональной деятельности. Современный учитель ассоциируется с понятием креативность. В настоящее время общеизвестно, что обучаемый выступает полноправным субьектом педагогического процесса. Более того, именно от его познавательной активности зависит достижение цели процесса обучения. Именно, поэтому для включения обучаемого в активный процесс познания каждый учитель подходит творчески к разработке и проведению уроков. Арсенал применяемых педагогических методов, форм приемов и средств очень широк, а их выбор обусловлен конкретной педагогической ситуацией и креативным потенциалом учителя. Именно поэтому креативный урок определяет его нетрадиционную структуру. Нетрадиционными являются уроки, построенные по оригинальной организации освоения учебного материала: урок взаимного обучения, урок – диспут, урок– игра, урок– КВН, урок– путешествие, урок– экскурсия, урок –презентация и другие. Эти уроки требуют совместного проектирования учебной деятельности, когда ученик взаимодействует с учителем как партнер, добывающий знания вместе с педагогом.

В своей работе каждый день, использую принципы:

– Мудрые мысли от знаменитых людей, которые воспитывают – просматривать, учиться, обдумывать;

– Тезисы для воспитанного воспитателя – составлять, придерживаться, соблюдать;

– Приемы педагогической техники – научиться, использовать, применять;

– Секреты увлекательного урока – придумывать, фантазировать;

– Конструктор увлекательного урока – составить, применять, разнообразить.

Многолетний опыт работы, размышления над методикой преподавания и общение с начинающими учителями привели к мысли, что есть в нашем кропотливом деле то, что дается только опытом. Но может ли опыт других стать достоянием вновь вступающих на этот путь. И да, и нет. Никто не сомневается, что личность учителя его интеллект. Манера держаться, говорить и понимать другого, стиль одежды – все это влияет на создание той или иной атмосферы в учебной аудитории. Но даже при наиболее благоприятных условиях подобного рода ученики не меньше ценят профессионализм учителя. Да – это умение заинтересовать предметом, это – уровень глубины знаний и объективность оценки. Но есть тот общий для биологического образования “стержень”, который называют “базовым”, понятия – “ведущими”, а учитель должен его знать и чувствовать всем своим существом, пройдя от младших до старших классов вместе с учениками. Поэтому хочется попытаться поговорить о наших проблемах и как их искоренить.

Итак, наши проблемы:

  1. Что я должен знать об ученике.
  2. Что я должен знать о роли моего предмета в общем учебно-воспитательном процессе.
  3. Как я могу наиболее удачно совместить эти оба знания на уроке.

Жизнь показывает, что одни и те же дети ведут себя по – разному в разной обстановке. С разными людьми, у разных учителей. Да и от природы дети все разные. Для нас задача – помочь ребенку познать мир его путем. Это то, что называют “индивидуальным подходом”. А знать об индивидуальных особенностях нескольких десятков детей. Реально ли это? Оказывается реально. Если дать разнообразные пути реализации учебной задачи. Дать возможность выбора. И ребенок найдет его сам. Для этого предлагается для вас тактические подходы для индивидуальной работы с учениками, но здесь не все формы раскрыты может другие знаете вы сами.

Тактика 1. Помня, что от природы все дети разные создайте на уроке условия для реализации учебной задачи разным путем. Дайте им использовать:
– рисунок
– тесты
– Рассказ
– Расчетные задачи
– Практическую работу
– Игровые моменты и другие.

Тактика 2. Создайте условия на уроке психологический климат, при котором дети не боятся высказывать ошибочного мнения, зная, что это поиск истины. Постарайтесь убедить ребенка в истине, не оскорбляя его и не вызывая обиду щадите самолюбие человека. Будьте щедры на похвалу.

Тактика 3. Постарайтесь построить систему контроля знаний с учетом индивидуальных особенностей ученика.
– наблюдай
– экспериментируй
– пиши сочинение
– решай логические задачи
– обрабатывай данные на компьютере и.т.

Тактика 4. Решая проблему, отбора методов обучения не стоит забывать, что разнообразие методов обеспечивает возможность реализовать индивидуальные особенности учеников.

Тактика 5. Помните, что интеллигентность– это умение думать о других. Ваш успех придет, пусть не сразу, если вы станете хранителем человеческого достоинства другого: если не будет окрика человека стоящего “над”. Не “над”, а “вместе” по трудной дороге знаний и нравственного совершенства– вот путь успеха в нашем деле.

Тактика 6. Увидев в ученике что– то свойственное ему, учитель имеет точку опоры для человеческого контакта. А в учебном процессе – это всегда и во всем отношение к ученику как к личности. И нет ничего опаснее высокомерия учителя и иллюзии своего всемогущества.

Тактика 7– Помни правило “Бесталанных учеников нет, а есть занятые не своим делом”, дайте возможность не только успешным, но и отсталым ученикам использовать свои сильные стороны.

Тактика 8. Вспомните слова К.Д.Ушинского: “…. только внутреннее, духовное, животворное сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и счастливы”

Тактика 9. Умейте трудиться говорил Эзоп, истинное сокровище людей. Приучите учащихся к системе в работе. Поможет это не только им, но и Вам.

Тактика 10. Предъявите вначале ученику требования соответствующее его развитию, а затем постепенно “поднимайте планку”. Требования лишь тогда развивают, когда они соответствуют уровню ученика.

Тактика 11. Постарайтесь посетить уроки коллег для изучения психологического климата, взаимодействия учителя и ученика, особенно в классе, где у Вас еще не получается.

Тактика 12. Спланируйте работу старшеклассников, сориентировать их на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности. Вспомните слова Ч.Дарвина: “Думаю, что все сколько – нибудь, ценное чему я научился, приобретено путем самообразования”

Тактика 13. Учебник как источник знаний может успешно использоваться в учебной деятельности творческого характера.

Тактика 14. Постарайтесь подойти к процессу планирования учебного материала, предполагая системный подход к обучению предмета.

Тактика 15. При тематическом планировании старайтесь выделить объем знаний и практических умений, обязательных для овладения учащимися в данной теме.

Тактика 16.– При тематическом контроле избегайте включить вопросы, излишние детализирование учебного материала. Предусмотрите проверку знаний и умений не только по предмету, но и по общеучебным навыкам.

Тактика 17. При оценке знаний по всей теме постарайтесь учесть, не только проверочную работу но и другие виды деятельности, иначе будет потеряно воспитательное и образовательное значение предмета. [1]

Используйте метод Анатолия Гина автора книги “Приемы педагогической техники”

Секреты увлекательного урока.

  1. Поверьте, что увлекательный урок провести можно.
  2. Не начинайте урок с организационного момента и опроса.
  3. Что нужно ребенку? Как минимум – похвала или хорошая отметка. Чем больше количества детей в классе вы обеспечите похвалой и хорошими отметками, тем интереснее будет на уроке.
  4. Никогда не говорите “Как мы уже знаем…” Каждый раз предполагайте, что дети не знают ничего. Постарайтесь вести урок биологии так, как будто перед вами сидят люди, которые не слышали слово “биология”.
  5. У хороших педагогов есть особое свойство: когда они говорят с классом, то каждому ученику кажется, учитель говорит только с ним. Постарайтесь выработать это умение. Начинайте урок со слов: “Сегодня очень трудный материал, но все его поймете”.
  6. Интерес зависит от понимания. Не нужно никаких выкрутасов. Старайтесь быть ясным. Ясность – основа интереса.
  7. Детали! Детали! Детали! Искусный романист увлекает сюжетом и деталями. Придумайте для урока захватывающий сюжет и потрясающие мелкие детали. Успех обеспечен.
  8. Последнее (или первое). Если вы не увлечены своим предметом, если вы не горите желанием сообщить детям некоторые потрясающие научные данные и подробности – вам никогда не провести интересный урок. Но не падайте духом. Есть люди интересные сами по себе. Вне зависимости от того, о чем они рассказывают. Может вы такой человек.

Конструктор увлекательного урока.
1. Повышение интереса к учебному материалу.
а) привлекательная цель – формула: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
б) удивляй! – формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
в) отсроченная догадка – формула: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой(ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
г) фантастическая добавка– формула: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
д) лови ошибку– формула: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
е) практичность теории – формула: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

2. Повторение пройденного на уроке.
а) своя опора – формула: ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
б) повторение с контролем –формула: ученик составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
в) повторяем с расширением –формула: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
г) свои примеры – формула: ученики подготавливают свои материалы к новому материалу.
д) опрос – итог – формула: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. е)Обсуждаем домашнее задание – формула: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

3.Творческие домашние задания (составление головоломок, кроссвордов, сочинений, проектов).

4.Коллективная учебная деятельность
а) работа в парах – формула: пары получают разные задания.
б) работа в группах – формула: группы получают одно и то же задание.
в) защита проекта – формула: ребята составляют списки вопросов разбившись на группах.
г) мозговой штурм –формула: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

5. Игровая учебная деятельность – формула: эти игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы растворить скуку однообразия. [2]

Для проведения самостоятельных работ в классе использую инструктивные карточки, которые состоят из определенного алгоритма работ. Эти карточки составила из опыта работы учительницы биологии Майинской гимназии Республики Саха(Я) Сергучевой А.И, которая использует на своих уроках технологию коллективного взаимообучения А.Г.Ривина и работы доктора педагогических наук, профессора, академика Кульневич С.В, кандидата педагогических наук, доцента Лакоценина Т.П. авторов книг из серии педагогика нового времени. Алгоритм работ удобен при проведении самостоятельной работы проводимые учениками в индивидуальной работе, работе с парами и с группой. Карточки используются в классе на уроках и при выполнении домашних заданий.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический, творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществить дифференцированный подход в обучении.

Поисково-репродуктивная работа: комментирование чтения. Ответы на вопросы своими словами, составление схем, составление конспектов, составление планов, составление опорных конспектов. Самостоятельные работы репродуктивного типа, основным признаком которых является оперирование уже имеющимися знаниями. К ним относятся следующие виды: а) самостоятельные работы на простое воспроизведение или выполнение по образцу; б) тренировочные, предусматривающие применение усвоенного материала в новых ситуациях, его видоизменение; в) обзорные – на систематизацию и упорядочение изученного материала; г) проверочные. Для такого типа работы предлагаю, такого типа инструктивные карточки памятки.

Памятка № 1.

Как составить конспект.

Конспект – краткое изложение или краткая запись того или иного текста. Виды конспектирования: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический,, схематический. Основные требования к написанию конспекта: систематическое и логическое изложение материала, краткость и убедительность.

Алгоритм конспектирования:

1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена. Даты: составь простой план.

2. Выясни по словарю значение новых непонятных слов, выпиши в тетрадь.

3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстрацией. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.

4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.

Памятка № 2.

Взаимопередача тем.

1. Индивидуальная работа.

Самостоятельно прочитай параграф учебника.

  • Найдите в тексте главные понятия;
  • сделайте выводы;
  • составьте краткую запись;
  • устно ответьте на вопросы в конце параграфа.

2. Работа в паре.

  • Перескажи текст партнеру
  • Ответьте на вопросы партнера
  • Получите оценку
  • Выслушайте пересказ партнера
  • Проверьте знания
  • Поставьте оценку
  • Поблагодарите друг друга.

Памятка № 3.

Работа с вопросником.

  • Внимательно прочитайте вопросы по листу взаимоконтроля
  • Найдите правильные ответы
  • Для уточнения ответа можно использовать словарь и справочник
  • Ответ подтвердите примерами
  • Ответ должен быть кратким и четким.

Памятка № 4.

Взаимодиктант.

1-й этап. 1-й ученик.

  • Найди партнера
  • Внимательно прочитай текст диктанта про себя
  • Четко прочитай текст диктанта партнеру
  • Повтори диктовку в медленном темпе
  • Дай время на проверку.

2-й ученик.

Внимательно слушай читаемый текст диктанта.

Под диктовку партнера пиши диктант.

Проверь правильность диктанта.

2-й этап. Поменяйтесь ролями первый ученик пишет диктант. Второй диктует (работайте как на первом этапе).

3-й этап. Обменяйтесь тетрадями.

4-й этап. Проверьте диктант партнера.

5-й этап. Поставьте оценку друг другу. Работа считается законченным если вы напишете на “4” и “5”.

6-й этап. Поблагодарите друг друга.

Памятка 5.

Простая развивающая кооперация.

  1. Уясните число участников кооперации.
  2. Разделите темы на каждого ученика.
  3. Выясните очередность выступления.
  4. Договоритесь информацию для выступления.

Для этого необходимо

  • прочитать текст
  • выделить главное
  • составить план выступления
  • подготовь выступление используя таблицы, и схемы и т.д.

6. Внимательно слушай выступающих.

7. Выступление информацией перед группой. Требования к выступлению.

  • Выступление должно быть кратким и четким
  • Придерживайся плана ответа
  • Используйте демонстрационный материал
  • В конце сделайте вывод.

8. Задавайте вопросы к тексту.

9. Поблагодарите друг друга за работу.

2. Сравнительно-аналитическая работа: таблица и схема, анализ рисунков и сравнений.Самостоятельные работы познавательно – поискового типа, в ходе которых учащиеся приобретают новые знания. Они включают целый ряд видов: а) побудительные (подготовительные), в ходе которых учащиеся, оперируя имеющимися знаниями, становятся перед неизвестными фактами, явлениями, создающими проблемную ситуацию), констатирующие, предусматривающие познание и описание новых фактов и явлений, главным образом по их внешним признакам; в) экспериментально – поисковые, ведущие к приобретению новых знаний на основе эксперимента, требующего обоснованных выводов и обобщений, г) логически – поисковые – по приобретению и углублению знаний на основе разнообразных умственных операций, анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, систематизации, абстрагирование и обобщения.

Памятка 1. Учись проводить сравнение.

Сравнить – сопоставить для установления сходства и различия. Порядок сравнения.

  1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
  2. Сопоставь определения двух предметов этого явления. Найди основное сходство.
  3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
  4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых по одним и тем же выделенным признакам.
  5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
  6. Найди и объясни причины сходства и различия.

Памятка № 2.Учись проводить анализ.

Анализ процедура мыслительного и реального расчленения предметов (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа.

  1. Мысленно расчлени объект, предмет, явления на отдельные составные части. Имеющие определенные функциональные значения.
  2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
  3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Памятка № 3.Учись проводить синтез.

Синтез мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

  1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
  2. Для ответа на этот вопрос проводи подробный анализ изучаемых явлений.
  3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

3. Творческая: вопросы к прочитанному, рассказ по заданным словам, тесты, кроссворды, головоломки, ребусы, тексты ошибками, заполнение таблиц. Текст с пропущенными словами, рассказ по заданным словам, работа с терминами, работа с рисунком, написать сочинение. Самостоятельные работы творческого типа: а) художественно-образные, б) научно-творческие, в) конструктивно-технические.

Самостоятельная работа учащихся на творческо-поисковом уровне включает:

  • Поиск нового знания с помощью самостоятельно выбранных вопросов, способов решения проблемы.
  • Решение познавательных, проблемных заданий, составление алгоритмов.
  • Посильную исследовательскую деятельность.

Литература

  1. Сухова Т.С. “Как повысить результаты в обучении”. – М.; АО “Столетие”, 1997 – 112 с.
  2. Гин А.А. “Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Обратная связь. Открытость. Деятельность. Идеальность”. – Луганск: СПД. Резников В.С. 2006 – 100 с.