Мой опыт работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и с общим недоразвитием речи (ОНР) показал недостаточную обеспеченность коррекционно-развивающего направления работы психолога специализированными коммуникативными техниками. Те программы, которые освещают данную проблему, больше ориентированы на детей с нормальным интеллектом. Занятия насыщены речевым материалом, заданиями на воображение. Однако при попытках проведения подобных занятий с детьми в группах ЗПР и ОНР возникали следующие трудности: дети с ЗПР и ОНР имеют слабую произвольную сферу, поэтому однотипные задания “представь себя…”, “расскажи, как…”, вызывают усталость, падает интерес к выполнению задания, что совершенно нивелирует поставленные цели. Дети с ОНР и ЗПР гораздо более заинтересованы, когда в процессе занятия меняются виды деятельности, используется яркий, красочный наглядный и раздаточный материал, используются дополнительные персонажи. Когда занятие проводится в форме путешествия, используются сюрпризные моменты, дети активнее участвуют в выполнении заданий, повышается речевая активность, эмоциональная вовлеченность в процесс.
Родители и воспитатели групп для детей с ОНР и ЗПР обращали внимание на то, что дети не умеют дружить, играть, часто конфликтуют, ссорятся. Из бесед с педагогами и родителями выяснялось, что много тревожных, агрессивных, импульсивных детей. Это подтверждалось и результатами психодиагностики (опросники для родителей и воспитателей, Американский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Аммен).
Поэтому, когда в моем распоряжении оказался комплект Лего-Дакта, возникла идея оптимизировать работу с детьми с ЗПР и ОНР по коммуникативному развитию.
Занятия объеденены одной темой и построены в форме путешествия. В качестве материала для конструирования использованы тематические наборы Лего-Дакта. Коммуникативные, речевые игры связаны по смыслу и сюжету с изготовлением построек из конструктора. Основной мотив деятельности – помощь маленьким человечкам из чудесного города Лего-Мир. Основная мысль выражена в девизе наших занятий, который превращается в ритуальное приветствие и прощание на каждом занятии: “Давайте не будем сердиться, улыбка всегда пригодится!” Постепенно этот девиз становится таким популярным, что используется детьми и в повседневной жизни.
На занятиях используется система игр Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой, игры Клауса Фопеля, методы организации коллективных и сюжетно-ролевых игр, методы игротерапии, сказкотерапии, ТРИЗ-изодеятельности. Таким образом, наиболее интересные для меня методики удалось объединить и вплести в канву большого приключения, в процессе которого дети учатся преодолевать коммуникативные нарушения, у них развиваются конструктивные способы общения.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию презентацию “Уроки Лего-Мира” (Приложение 1.)
Мой проект “ Разработка системы занятий по преодолению коммуникативных нарушений у старших дошкольников с ОНР и ЗПР с использованием оборудования Лего” в 2009 году был награжден дипломом 1 степени на “Ярмарке педагогических инноваций на Юго-Западе” в г. Москве.
Также в пилотном номере журнала “Игры и игрушки” была опубликована моя статья “Уроки Лего-Мира в детском саду”.
Уважаемые коллеги, если Вас заинтересовала тема моей работы, пишите на электронный адрес psycholog2074@mail.ru
Актуальность темы.
Коммуникативные способности – вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности.
У детей с ОНР и ЗПР часто наблюдаются следующие коммуникативные нарушения: снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения, агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, конфликтность и т.д.
Таким образом, преодоление коммуникативных нарушений как можно раньше – в дошкольном возрасте – является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Гипотеза.
Специально разработанная система занятий с использованием оборудования Лего-Дакта, а также методов игротерапии, сказкотерапии, психогимнастики и коллективного творчества помогут преодолеть коммуникативные нарушения старших дошкольников с ЗПР и ОНР.
Цель работы.
Через создание зоны ближайшего развития способствовать личностному росту ребенка с ЗПР и ОНР и тем самым помогать преодолевать коммуникативные нарушения и развивать социальную компетентность.
Этапы реализации коррекционно-развивающей работы.
1. Диагностичекий этап (анкетирование воспитателей, социометрическое исследование в группе, выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры).
2. Коррекционный этап.
- Первый блок (2 занятия) – контактный. Обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где дети чувствуют взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблемы. (Приложение 2. Приложение 3.)
- Второй блок (8 занятий) – коррекционно-направленный + обучающий. Осуществление коррекции негативных личностных черт и обучение социально желаемым формам общения. (Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. Приложение 7. Приложение 8. Приложение 9. Приложение 10. Приложение11.)
- Третий блок (2 занятия) – развлекательный + обучающий + контрольный. Обеспечение закрепления полученных навыков и форм общения в совместных играх. Используются игровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения. (Приложение 12. Приложение 13.)
3. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием методики Рене Жиля. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики.
Основные методы, используемые на занятиях:
- Система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников (Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова).
- Интерактивные игры (совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности, т.е. игра на взаимодействие).
- Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
- Психогимнастика.
- Игротерапия.
- Сказкотерапия.
- Психогимнастика М.И.Чистяковой.
- “ Грамматика фантазии” Д.Родари.
- ТРИЗ – изодеятельность.
- Игры Клауса Фопеля.
- Этюды.
- Совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая формы совместной деятельности.
- Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
- Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
- Беседы.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Сочинение историй.
- Свободное и тематическое конструирование, лепка, рисование, художественный труд.
- Релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки).
- Примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке.
Список литературы.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. Пособие для педагогов-дефектологов. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
- Н. Михайленко, Н.Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М: Линка-Пресс, 2009.
- Е.М.Листик, Е.А.Курганова. Творческие сюжетные игры для детей старшего дошкольного возраста. Журнал “Психолог в детском саду” №1, №2, 1999.
- К. Фопель. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
- К. Фопель. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
- К. Фопель. Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
- К. Фопель. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
- К. Фопель. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
- В.Я.Зедгенидзе. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис пресс. Айрис дидактика. 2005.
- М.А.Панфилова. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
- Б.С.Волков, Н.В.Волкова. Психология общения в детском возрасте. – М.: педагогическое общество России, 2003.
- Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
- Т.С. Комарова, А.И.Савенков. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Материалы интернета.