Урок по теме "Австралия. Климат и внутренние воды"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (446 кБ)


Тип урока: Применение знаний, совершенствование умений и навыков.

Цели урока:

Целеполагание для ученика:

  1. Изучить климат материка;
  2. Установить зависимость между климатом и внутренними водами;
  3. Оценить свои знания и умения по теме;

Целеполагание для учителя:

  1. Организовать «мозговой штурм» по поиску ответа на вопрос: почему Австралия самый сухой материк, а на юго-востоке сейчас проливные дожди и наводнение?
  2. Организовать практическую работу с климатограммами, картами атласа по выявлению особенностей климата материка.
  3. Подвести учащихся к логически обоснованному заключению о зависимости рек от климата.
  4. Разработать и представить учащимся развивающие задания для усвоения и диагностики учебной информации.

Задачи урока:

Образовательные: проконтролировать степень усвоения знаний о главных характеристиках субэкваториального, тропического и субтропического климатических поясов. Обеспечить в течение урока дальнейшее развитие умений читать климатограмму, выделять главное, сравнивать полученные данные и формулировать на основе этого вывод об особенностях климата того или иного климатического пояса или области, зависимости рек от климата; навыков работы с картой климатических поясов, нахождения населенного пункта по его географическим координатам.

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию культуры логического мышления, стимулировать познавательный интерес и проявление активности учащихся, оказывать поддержку учащимся на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.

Развивающие: способствовать развитию дискурсивного мышления, коммуникативных умений и навыков эффективной презентации результатов своей деятельности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока:

  1. Опорные понятия: Климат; Климатический пояс, область; Внутренние воды; Пассат; Климатограмма; Климатообразующие факторы.
  2. Новое: Крик.
  3. Приобретение знаний об особенностях климата Австралии;
  4. Актуализация умений читать климатограмму, сравнивать и формулировать вывод;
  5. Совершенствование умения работать в группе.

Необходимое оборудование и материалы:

Настенная карта климатических поясов Австралии, атлас для 7 класса, карточки с заданиями (3 вида), мультимедийная презентация (10 слайдов), интерактивная доска.

Ход урока

I. Мотивация учащихся

«Мозговой штурм» (климатическая карта Австралии)

Обсуждение последних известий о пришедшем на смену лесным пожарам, вызванным засухой, наводнении на юго-востоке Австралии. Высказывание гипотез о причинах такой кардинальной смены погоды с опорой на уже имеющиеся знания о климатических поясах Австралии.

II. Организационный этап.

Обсуждение с учащимися темы. (Слайд 1, 2) Знакомство с планом урока, рабочими материалами.

III. Применение знаний, умений в новой ситуации.

Коллективная и индивидуальная практическая работа на достижение единой учебной цели. Проводится практическая работа по характеристике климатических поясов и областей материка на примере климатограмм. Цель работы – нанести на климатическую карту пункты, по которым даны климатограммы, с выявлением главных характеристик климата. Далее учитель объясняет алгоритм деятельности учащихся.

(Слайд 3).

Предлагаются задания разного уровня сложности:

  • для наименее успевающих (5 групп по 2 человека в каждой, карточки с климатограммами городов: Дарвин, Брум, Микатарра, Гилз, Перт}

Проанализировать диаграмму по плану (группа 1):

  1. Определи температуру в январе. Значение.
  2. Определи температуру июля. Значение.
  3. Максимальная температура. Месяц, значение.
  4. Минимальная температура. Месяц, значение.
  5. Амплитуда температур. Значение.
  6. Среднегодовая температура. Значение.
  7. Годовое количество осадков. Значение.
  8. Максимальное количество осадков. Значение.
  9. Минимальное количество осадков. Значение.
  10. Режим выпадения.
  11. Вывод. Климатический пояс.
  • индивидуальное задание (1 человек). По координатам – обозначить на карте климатических поясов пункты, для каждого пункта определить его климатический пояс. Оказать помощь 5 командам при ответе на 11 пункт плана.
  • для среднего уровня (одна команда). Предложены три климатограммы {карточки с климатограммами городов: Брисбен, Карнавон, Хобарт}.

Укажите: какая принадлежит тропическому засушливому, какая тропическому влажному, а какая – умеренному климатическому поясу. Объясните свой ответ с учетом климатообразующих факторов.

  • для «продвинутых» учащихся (одна команда, карточки с климатограммами городов: Эсперанс, Сидней, Вумера, Алис-Спрингс, Гове}

Из пяти климатограмм выбрать те, которые принадлежат областям субтропического климатического пояса. Объяснить почему.

Члены групп, используя данные материалы, атлас, выполняют задания. Учитель вместе с членами второй и третьей групп вспоминает климатообразующие факторы (использование интерактивной доски, Слайд 4).

IV. Отчет групп

Карта на доске заполняется листочками с климатограммами по очереди (во время выступления) каждой командой. На данном этапе учитель – консультант и координатор.

Одновременно – отчет сопровождается презентацией:

Слайд 5 – для второй группы,

Слайд 6 – для третьей,

Слайды 7, 8 – для первой группы.

Итог – выделение главных отличий между климатическими поясами и областями в Австралии.

V. Формулирование на основе отчетов групп вывода о размещении рек на материке (самодиагностика).

(Слайд 9)

Ввести новое понятие – крик (пересыхающая река в Австралии).

VI. Самопроверка по всей теме в форме теста. Оценки.

(Слайд 10).

VII. Домашнее задание.

Контурная карта.

Для наименее успевающих – выделить климатические пояса и области;

Для среднего уровня – выделить бассейны рек. Сделать вывод о таком размещении;

Для наиболее успешных – разработать условный знак, отвечающий за режим рек, с помощью которого показать реки материка.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Проверка:

  1. После отчета каждой команды на экране рядом с климатограммой появляется название климатического пояса и области.
  2. Самопроверка – применение ресурса Интернета, где показаны бассейны рек.

Самооценка:

На экране тест с пятью вопросами по теме урока. Дается время на выполнение, после чего высвечиваются правильные ответы.

Рефлексия деятельности на уроке

– Где еще на материке возможно такая смена катастрофических явлений (пожар, распространяющийся благодаря засухе, а потом наводнение, вызванное долгими дождями)?

– Почему так много криков?

– По итогам теста видна общая картина (путем поднятия рук тех, кто ответил на все вопросы, кто ошибся один раз и т.д.) работы на уроке и уровень усвоения материала урока.

Дополнительная необходимая информация

Дидактический материал для каждой команды содержит только климатограмму, название населенного пункта отсутствует.

Для самопроверки – во время урока выход в Интернет.

В помощь учителю

Используемые интернет-ресурсы

  • www.klimadiagramme.de – сайт с климатограммами 870 пунктов мира
  • earthtrends.wri.org/maps_spatial/watersheds/index.php – сайт Института мировых ресурсов

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

  • Климатограммы всегда были редкостью на уроках;
  • Наличие целого сайта, посвященного им, поэтому компьютер здесь незаменим (все необходимые ресурсы были подготовлены заранее, сохранены на компьютере (презентация) и распечатаны как раздаточный материал урока);
  • Возможность использования еще одного сайта для самопроверки учащимися (выход в Интернет прямо на уроке);
  • Организация работы и подведение промежуточных и главного итога работы большого количества групп, да еще и с разными заданиями, всего класса, предусматривает быструю смену материалов;
  • Наглядность материала.

Другое

Если раньше с климатограммами никогда не работали, то такая форма проведения урока покажется очень сложной, громоздкой. Однако применение мультимедиа позволяют представить материал ярко, наглядно, с анимацией и быстрой проверкой.