Тип урока: Применение знаний, совершенствование умений и навыков.
Цели урока:
Целеполагание для ученика:
- Изучить климат материка;
- Установить зависимость между климатом и внутренними водами;
- Оценить свои знания и умения по теме;
Целеполагание для учителя:
- Организовать «мозговой штурм» по поиску ответа на вопрос: почему Австралия самый сухой материк, а на юго-востоке сейчас проливные дожди и наводнение?
- Организовать практическую работу с климатограммами, картами атласа по выявлению особенностей климата материка.
- Подвести учащихся к логически обоснованному заключению о зависимости рек от климата.
- Разработать и представить учащимся развивающие задания для усвоения и диагностики учебной информации.
Задачи урока:
Образовательные: проконтролировать степень усвоения знаний о главных характеристиках субэкваториального, тропического и субтропического климатических поясов. Обеспечить в течение урока дальнейшее развитие умений читать климатограмму, выделять главное, сравнивать полученные данные и формулировать на основе этого вывод об особенностях климата того или иного климатического пояса или области, зависимости рек от климата; навыков работы с картой климатических поясов, нахождения населенного пункта по его географическим координатам.
Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию культуры логического мышления, стимулировать познавательный интерес и проявление активности учащихся, оказывать поддержку учащимся на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Развивающие: способствовать развитию дискурсивного мышления, коммуникативных умений и навыков эффективной презентации результатов своей деятельности.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока:
- Опорные понятия: Климат; Климатический пояс, область; Внутренние воды; Пассат; Климатограмма; Климатообразующие факторы.
- Новое: Крик.
- Приобретение знаний об особенностях климата Австралии;
- Актуализация умений читать климатограмму, сравнивать и формулировать вывод;
- Совершенствование умения работать в группе.
Необходимое оборудование и материалы:
Настенная карта климатических поясов Австралии, атлас для 7 класса, карточки с заданиями (3 вида), мультимедийная презентация (10 слайдов), интерактивная доска.
Ход урока
I. Мотивация учащихся
«Мозговой штурм» (климатическая карта Австралии)
Обсуждение последних известий о пришедшем на смену лесным пожарам, вызванным засухой, наводнении на юго-востоке Австралии. Высказывание гипотез о причинах такой кардинальной смены погоды с опорой на уже имеющиеся знания о климатических поясах Австралии.
II. Организационный этап.
Обсуждение с учащимися темы. (Слайд 1, 2) Знакомство с планом урока, рабочими материалами.
III. Применение знаний, умений в новой ситуации.
Коллективная и индивидуальная практическая работа на достижение единой учебной цели. Проводится практическая работа по характеристике климатических поясов и областей материка на примере климатограмм. Цель работы – нанести на климатическую карту пункты, по которым даны климатограммы, с выявлением главных характеристик климата. Далее учитель объясняет алгоритм деятельности учащихся.
(Слайд 3).
Предлагаются задания разного уровня сложности:
- для наименее успевающих (5 групп по 2 человека в каждой, карточки с климатограммами городов: Дарвин, Брум, Микатарра, Гилз, Перт}
Проанализировать диаграмму по плану (группа 1):
- Определи температуру в январе. Значение.
- Определи температуру июля. Значение.
- Максимальная температура. Месяц, значение.
- Минимальная температура. Месяц, значение.
- Амплитуда температур. Значение.
- Среднегодовая температура. Значение.
- Годовое количество осадков. Значение.
- Максимальное количество осадков. Значение.
- Минимальное количество осадков. Значение.
- Режим выпадения.
- Вывод. Климатический пояс.
- индивидуальное задание (1 человек). По координатам – обозначить на карте климатических поясов пункты, для каждого пункта определить его климатический пояс. Оказать помощь 5 командам при ответе на 11 пункт плана.
- для среднего уровня (одна команда). Предложены три климатограммы {карточки с климатограммами городов: Брисбен, Карнавон, Хобарт}.
Укажите: какая принадлежит тропическому засушливому, какая тропическому влажному, а какая – умеренному климатическому поясу. Объясните свой ответ с учетом климатообразующих факторов.
- для «продвинутых» учащихся (одна команда, карточки с климатограммами городов: Эсперанс, Сидней, Вумера, Алис-Спрингс, Гове}
Из пяти климатограмм выбрать те, которые принадлежат областям субтропического климатического пояса. Объяснить почему.
Члены групп, используя данные материалы, атлас, выполняют задания. Учитель вместе с членами второй и третьей групп вспоминает климатообразующие факторы (использование интерактивной доски, Слайд 4).
IV. Отчет групп
Карта на доске заполняется листочками с климатограммами по очереди (во время выступления) каждой командой. На данном этапе учитель – консультант и координатор.
Одновременно – отчет сопровождается презентацией:
Слайд 5 – для второй группы,
Слайд 6 – для третьей,
Слайды 7, 8 – для первой группы.
Итог – выделение главных отличий между климатическими поясами и областями в Австралии.
V. Формулирование на основе отчетов групп вывода о размещении рек на материке (самодиагностика).
(Слайд 9)
Ввести новое понятие – крик (пересыхающая река в Австралии).
VI. Самопроверка по всей теме в форме теста. Оценки.
(Слайд 10).
VII. Домашнее задание.
Контурная карта.
Для наименее успевающих – выделить климатические пояса и области;
Для среднего уровня – выделить бассейны рек. Сделать вывод о таком размещении;
Для наиболее успешных – разработать условный знак, отвечающий за режим рек, с помощью которого показать реки материка.
Проверка и оценивание ЗУНКов
Проверка:
- После отчета каждой команды на экране рядом с климатограммой появляется название климатического пояса и области.
- Самопроверка – применение ресурса Интернета, где показаны бассейны рек.
Самооценка:
На экране тест с пятью вопросами по теме урока. Дается время на выполнение, после чего высвечиваются правильные ответы.
Рефлексия деятельности на уроке
– Где еще на материке возможно такая смена катастрофических явлений (пожар, распространяющийся благодаря засухе, а потом наводнение, вызванное долгими дождями)?
– Почему так много криков?
– По итогам теста видна общая картина (путем поднятия рук тех, кто ответил на все вопросы, кто ошибся один раз и т.д.) работы на уроке и уровень усвоения материала урока.
Дополнительная необходимая информация
Дидактический материал для каждой команды содержит только климатограмму, название населенного пункта отсутствует.
Для самопроверки – во время урока выход в Интернет.
В помощь учителю
Используемые интернет-ресурсы
- www.klimadiagramme.de – сайт с климатограммами 870 пунктов мира
- earthtrends.wri.org/maps_spatial/watersheds/index.php – сайт Института мировых ресурсов
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
- Климатограммы всегда были редкостью на уроках;
- Наличие целого сайта, посвященного им, поэтому компьютер здесь незаменим (все необходимые ресурсы были подготовлены заранее, сохранены на компьютере (презентация) и распечатаны как раздаточный материал урока);
- Возможность использования еще одного сайта для самопроверки учащимися (выход в Интернет прямо на уроке);
- Организация работы и подведение промежуточных и главного итога работы большого количества групп, да еще и с разными заданиями, всего класса, предусматривает быструю смену материалов;
- Наглядность материала.
Другое
Если раньше с климатограммами никогда не работали, то такая форма проведения урока покажется очень сложной, громоздкой. Однако применение мультимедиа позволяют представить материал ярко, наглядно, с анимацией и быстрой проверкой.