Урок по теме "Что такое дробь?" 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели: познакомить учащихся с понятием дроби; сформировать умение читать и записывать дробь; показать применение при решении задач; развивать речь, логическое мышление, память, внимание; расширить кругозор знаний из истории дробей.

Форма деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: рабочая тетрадь; проектор, Приложение, компьютер.

Ход урока

I. Девиз урока (изречение): (Слайд 2)

“Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе – и этим уменьшением приблизиться к совершенству”.
Л. Н. Толстой.

Учитель: Тема урока для вас сейчас еще остается загадкой, и я вашему вниманию предлагаю разгадать ребус. (Слайд 3) Отгадав его, мы с вами напишем тему сегодняшнего урока.

Тема нашего урока: “Что такое дробь?”

Из истории. Первые упоминания о дробях. (Слайд 6)

II. Устная работа (повторение по теме “Доли”).

Вопросы: (Слайд 7–9)

  1. Какая часть фигуры закрашена желтым цветом? Какая часть фигуры остается не закрашенной желтым цветом?
  2. Какая часть фигуры закрашена зеленым цветом, а какая красным цветом? Какая часть фигуры закрашена тем и другим цветом?
  3. Какая часть фигуры отделилась?

III. Изучение нового материала.

Задача. Два рулета нужно разделить между тремя сестрами поровну. Сколько достанется каждой? Учитель: Как записать ответ к задаче: две третьих?

Вопросы: (Слайд 10)

  1. Как называется число, записанное над дробной чертой?
  2. Что показывает числитель?
  3. Как называется число, записанное под дробной чертой?
  4. Что показывает знаменатель?
  5. Учитель составляет опорный конспект по изученной теме вместе с учениками.

IV. Рефлексия.

1. Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель, при этом не забывайте, что числитель – количественное числительное женского рода (одна, две, девять…), а знаменатель дроби – порядковое числительное (вторых, седьмых, триста пятых…).

(Слайд 11)

2. Назовите дробью закрашенную часть фигур. (Слайд 12, 13 ).

  • объясните, почему закрашенная часть выражена дробью ? (Слайд 14)
  • что показывает знаменатель, числитель?
  • где записывают числитель, знаменатель?

3. Решаем задачи.

№ 1 (устно). (Слайд 14)

Часы показывают 8 ч утра. Какая часть суток прошла?

Какая часть суток составляет до конца суток время?

№ 2. (Слайд 15)

Расстояние между двумя городами равно 200 км. Автобус до первой остановки прошел этого расстояния. Сколько километров прошел автобус до первой остановки?

Сколько километров осталось проехать автобусу после первой остановки? – Ответ: 80 км, 120 км.

№ 3. (Слайд 16)
Дед Мороз приготовил 12 кульков подарков. Это составило всех имевшихся у него подарков. Сколько подарков было у Деда Мороза первоначально? Сколько подарков у него осталось?

№ 4. Какая часть нашего урока прошла? (Слайд 10)

Учитель: Внимание! Устная работа. Я вам диктую предложения, а вы должны назвать дробь, которая соответствует ответу. (Слайд 17)

Вопросы:

– Пирог разрезан на 13 равных порций. Брат съел 4 из них. Какую часть пирога съел папа?

– В вазу поставили 11 цветов, из них 4 розы и 2 гладиолуса. Какую часть составляют розы от всех цветов?

– На день рождение Марины подарили 2 куклы и 5 мягких игрушек. Ей принесли еще 3 конструктора. Какую часть составляют куклы и конструкторы от всех игрушек?

– В магазине продали 30 платьев и 17 брюк. Какую часть от всех вещей составляют брюки?

Учитель: Теперь обратное задание. Придумайте объяснение для дроби: .

Учащиеся придумывают свои условия задачи на данное число.

V. Сообщения учащихся.

Учитель раздал темы некоторым учащимся, которые заранее приготовили материал по истории возникновения дробей.

Темы сообщений: (Слайд 18)

  1. Для чего были нужны дроби?
  2. Какие дроби использовались в Древнем Вавилоне?
  3. Система дробей в Древнем Риме.
  4. Когда и где стали записывать дроби с помощью числителя и знаменателя?

VI. Подведение итогов урока.

Ученикам раздаются листочки. На них нужно нарисовать в виде смайликов настроение в начале и в конце урока.

Домашнее задание: п.8.2, №738; 740; 743(а), 745.

Сообщение “Помогают ли нам дроби?” (Слайд 19)