Цели:
- Образовательные: Обозреть изученное по теме панарамно.
- Развивающие: Развивать умение отбирать и компоновать нужный материал
- Воспитательные: Воспитывать патриотизм и гордость родной культурой.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам.
– Географическое положение Руси между Востоком и Западом повлияло на ее культурное развитие. Со временем Россия в своем развитии будет ориентирована на Запад.
– Почему? (Связи с Европой: культурные, научные, торговые, политические.)
– Несмотря на это, Русь избрала свой, самобытный путь развития.
– Что такое “самобытный”?
– Как повлияла Византия на дальнейшее развитие Руси?
– Какой была Русь до принятия христианства?
– Что нам досталось в наследство от язычества?
IV. “ Архитектура”.
(Сообщение учащегося с презентацией по теме “ Архитектура средневековой Руси”)
– Давайте в тетрадях запишем услышанное:
тезисно основополагающие моменты по теме “ Архитектура Руси”
- крестово-купольные храмы:
- Собор Святой Софии в Киеве;
- София Новгородская и София Полоцкая;
- Георгиевский собор, церковь Успения на Торгу (1135г.),
- 1165 г. на берегу р. Нерли возведена церковь Покрова,
- Успенский собор во Владимире. XII в.
- Дмитриевский собор во Владимире. XII в.
- Золотые ворота во Владимире. XII в.
- Борисоглебский собор в Чернигове. XII в.
- Георгиевский собор в Юрьеве – Польском. XIII в.
- Церковь Параскевы в Чернигове XIII в.
V. “ Живопись Руси”.
(Сообщение учащихся об иконописи и других видах изобразительного искусства с презентацией.)
Мозаика – изображение, выполненное из небольших кусочков цветного стекла.
Фреска – техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.
Икона – от греч. “эйкон” – изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение
– Давайте кратко запишем услышанное.
Иконопись.
В отличие от картин, которые дают нам иллюзию проникновения в них, иконы сами “входят” в зрителя. Рублев. Дионисий. Феофан Грек. Новгородская икона “ Спас Нерукотворный”. Рублев “ Троица” – живописное осуществление идеи жертвенной любви, пронизывающей гармонический образ космического пространства; соединение мотивов ветхозаветного предания о явлении праведному Аврааму трех ангелов и новозаветного сказания о Тайной вечере. Таинство Евхаристии (Благой жертвы), символически переданное в иконе. Феофан Грек: динамизм композиций, внутреннее движение, реальная жизнь и церковная догма.
Мозаика.
Мозаика – “мерцающие камни”. Софийский собор: “ Богоматерь Оранта” (“Нерушимая стена”).
Фрески.
Постепенное вытеснение мозаики фреской.
VI. “ Музыка Руси”.
– Кратко запишем услышанное.
Духовная музыка: синтез слова и музыки. Многоголосие. Литургия. Яркость и праздничность церковной службы, воздействие на воображение верующих. Устремленность музыки к божественным высотам.
Отражение народных представлений о жизни в песнях, сказках, танцах (хороводы, безудержные пляски), в представлениях скоморохов.
- Варган.
- Свирели.
- Кувички.
- Рожки.
- Гусли.
VII. “Ювелирное искусство Руси”.
Скань – филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из золотой проволоки.
Зернь – разновидность сани: мелкие золотые или серебряные шарики, напаянные на орнамент.
Заключение: монголо-татарское нашествие, иго, создание общерусской культуры, ее апогей и прекращение существования в 17в. Наследие: высокие образцы художественного творчества.
VIII. Оценка работ.
IX. Домашнее задание:
§ 13 в.8 Какие произведения киевской литературы сохранились с тех времен.
Приложение 1. Презентация.
Приложение 2. Музыка Руси.