Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме: “Измерение объёма информации”.
- Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя алфавитный подход к измерению информации.
Задачи урока:
Учебная:
- Обобщение и систематизация знаний.
Развивающая:
- Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Формирование информационной компетентности.
Воспитательная:
- Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: 1 часть урока – фронтальная, 2 часть урока – индивидуальная.
Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование:
- компьютерный класс, с локальной сетью;
- операционная система Windows XP, пакет Microsoft Office;
- проектор и интерактивная доска.
Дидактический материал:
- Презентация.ppt;
- Информатика и Икт: рабочая тетрадь для 8 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.
- Практические задания для закрепления материала: Приложение1.xls, Приложение2.xls.
Литература:
- Информатика и Икт: учебник для 8 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
До урока:
- Знать суть алфавитного подхода к измерению информации;
- Знать формулу, связывающую информационный вес символа и мощность алфавита;
- Знать формулу, по которой вычисляется информационный объем сообщения;
- Знать единицы измерения информации.
После урока:
- Уметь решать задачи с помощью алфавитного подхода к измерению информации;
- Уметь переводить величины из одной единицы измерения в другую.
План урока
Этапы урока | Мин. | |
1. | Организационный момент | 2 |
2. | Актуализация знаний | 10 |
3. | Коллективное решение задач | 10 |
4. | Самостоятельное решение задачи | 5 |
5. | Закрепление, практическая работа на компьютере | 15 |
6. | Подведение итогов урока, запись дом.задания | 3 |
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?
Ученики: (отвечают и настраиваются на работу)
2. Актуализация знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что в любом сообщении, которое мы получили, содержится какое-то количество информации. Узнали, что существует алфавитный подход к определению информационного объема сообщения, представленного на некотором языке, независимо от его содержания. Поговорили о том, что количество информации в сообщении зависит от количества символов в этом сообщении и от информационного веса символа, а информационный вес символа зависит от мощности алфавита, при помощи которого составлено это сообщение.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме и отработаем навыки решения задач на измерения количества информации при алфавитном подходе.
Но прежде чем мы начнем решение задач, давайте повторим основные определения и формулы, которые нам будут необходимы сегодня. Каждый из вас должен будет ответить на вопрос, номер которого он выберет сам.
Ученики: выбирают номер вопроса слайд 1 и отвечают на него. Если учащийся не может ответить на вопрос, то ему помогают другие учащиеся. Данный вариант опроса позволяет быстро проверить знание учащихся по пройденному материалу. 9 вопрос “Кот в мешке”, здесь вопрос скрыт, это может быть как легкий вопрос, так и сложный. Ученик может оставить этот вопрос себе и отвечать на него, в случае правильного ответа получает 5 за урок, в случае неправильного – 2. Или отдать однокласснику, тот в свою очередь может получить, как 5 за урок, так и 2. Эта методика позволяет проверить сплоченность коллектива, ответственность, смелость и решимость ученика, которому достался вопрос.
Вопросы (слайд 2-13):
- Какая формула связывает информационный вес символа и мощность алфавита?
- По какой формуле можно вычислить информационный объем сообщения?
- Что означают величины в формулах I, N, i, K.
- Что такое алфавит и мощность алфавита?
- Назовите единицы измерения информации?
- К - эта величина означает...
- I - эта величина означает...
- Назовите единицы измерения информации от байта до Пбайт...
- Вопрос “Кот в мешке”: Сколько в одном байте бит?
- Найдите ошибку “Байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Пбайт, Тбайт”.
- Если мощность алфавита равна 8, то чему будет равен информационный вес символа?
- Если количество символов в сообщении равно 10, а информационный вес символа равен 3 битам, то чему будет равен информационный объем всего сообщения?
Решение задач
Учитель: Итак, мы повторили с вами формулы, величины, единицы измерения информации. Мы продолжаем тему “Измерение информации” и сегодня решим несколько задач на определение количества информации.
Ученики: Запись даты и темы в тетрадях
Учитель: Решим задачу №1 (Зачитывается формулировка задачи слайд 14). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик). Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.
Задача 1.
Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Дано: N=64 символа К=20 символов |
Решение: I=K*i, i-? N=2i? 64=2i? i = 6 бит I=20* 6=120 бит 8=15 байт |
I-? | Ответ: Информационный объем сообщения равен 15 байт |
Учитель: Решим задачу №2 (Зачитывается формулировка задачи слайд 14). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик). Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.
Задача 2.
Информационное сообщение объёмом 4 Кбайт содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?
Дано: I=4 Кбайт К=4096 символов |
Решение: N=2i, i-? I=K*i i=I/K i=(4*1024*8)/4096=8 бит N=28=256 |
N-? | Ответ: 256 символов содержит алфавит |
Учитель: Задачу №3 попробуйте решить самостоятельно в печатных рабочих тетрадях № 52. На решении задачи вам дается 3 минут. Время пошло.
Ученики: Ученики решают в тетрадях аналогичную задачу.
Учитель: Время закончилось. Какой ответ вы получили? Проверим решение данной задачи слайд 15.
Задача 3 (52).
Информационное сообщение объёмом 3 Кбайт содержит 6144 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?
Дано: I=3 Кбайт К=6144 символов |
Решение: N=2i, i-? I=K*i i=I/K i=(3*1024*8)/6144=4 бит N=24=16 |
N-? | Ответ: 16 символов содержит алфавит |
Закрепление, практическая работа на компьютере.
Учитель: На главном компьютере, в папке Задания к уроку, в папке 8 Класс, в папке Измерение информации, находятся два файла Приложение1.xls, Приложение2.xls (//Teacher/Задания к уроку/8Класс/Измерение информации путь записан на доске) для четных компьютеров копируют файл Приложение2.xls, для нечетных - Приложение1.xls. В этом задании вам необходимо разгадать кроссворд по теме: “Информация и информационные процессы”. Что странного в этом кроссворде? Кроссворд проецируется на экран.
Ученики: Нет вопросов.
Учитель: Правильно. Чтобы появились вопросы, необходимо в листе “Вопросы” перевести величину из одной единицы измерения информации в другую. Если вы переводите правильно, то появляется вопрос в кроссворде. Вам надо открыть все вопросы, для того чтобы разгадать кроссворд и получить отметку за урок. Время на работу у вас 15 минут. Время пошло.
Ученики: Садятся за свои компьютеры, копирую файл в свою именную папку и приступают к работе.
Во время практической работы учитель следит за тем, у каких учеников возникают затруднения и по какой теме, консультирует по этим вопросам. Данная работа позволяет проверить и отработать у учащихся навыки перевода величин из одной единицы измерения информации в другую. А так же проверить знания теоретического материала по данной теме.
Учитель: Время закончилось. Давайте посмотрим, как вы справились с работой. Какие оценки выставил вам компьютер. Если вы безошибочно ответили на все вопросы, то это оценка “Молодец! Отлично)” - 5, при наличии одной ошибки или двух недочетов “Хорошо! Но можно было и подумать)” - 4, при наличии двух ошибок или более двух недочетов “Удовлетворительно(” - 3, больше двух и более ошибок “Очень плохо((” - 2. Выставляются отметки в журнал.
Ученики: выставляют отметки в дневник.
При наличии плохих отметок за урок, учитель дает рекомендации ученикам к следующему уроку подготовиться по данной теме и закрыть плохие отметки.
Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Учитель: Какие цели в начали урока, мы перед собой поставили? Что нового узнали? В чем возникли у вас затруднения? Какой материал не вызвал у вас затруднений.
Ученики: отвечают.
Учитель: При работе над домашним заданием, вы еще раз повторить основные формулы, необходимые при нахождении количества информации, а так же еще раз повторите алгоритм перевода из одной единицы измерения информации в другую.
Ученики: записывают домашнее задание в дневник параграф 1.4, стр.30 № 8,9,10.
Ответы к практическому заданию на компьютере.
Вариант 1
Вариант 2