Форма урока: дидактическая игра.
Задачи урока: (Сл. 2)
- углубить и закрепить исторические знания по курсу “история Отечества”.
- развить навыки исторического мышления;
- развивать навыки поисковой, творческой и самостоятельной, работы,
- умение сопоставлять и сравнивать исторический материал;
- работать в команде и индивидуально;
- на ярких примерах подвигов солдат русской армии и храбрости народа воспитание чувства гордости и любви к Родине.
Оборудование:
1. Презентация Microsoft PowerPoint.
2. Компьютер и мультимедийный проектор.
3. Историческая карта: Отечественная война 1812 г.
4. Репродукции картин русских художников.
План проведения игры: (Сл.3)
I. Сообщение целей и задач урока.
II. Знакомство с правилами игры.
III. Презентация названия и эмблемы.
III. Индивидуальные и командные конкурсы.
IV. Подведение итогов и награждение победителей.
Оценивание игры: (Сл.4)
- Команды отвечают в порядке очереди.
- За каждый правильный ответ команда получают “5” баллов.
- Если команда отвечает неправильно на вопрос, получает “0” баллов.
- Если ответ неполный “3” балла.
- Если ответили на вопрос соперников “5” баллов.
Правила игры: (Сл.5)
Участвует в игре две команды. ( Если во внеклассной работе, можно сделать сборную из учащихся разного возраста 8-11 классов).
Команды по очереди дают полные ответы, выполняют задания.
Если команда затрудняется с ответом, право ответа переходит к другой команде.
Побеждает команда набравшая большее количество баллов.
Выставляют оценки по пятибалльной системе.
Команды формируются заранее. Название командам и эмблемы для команд заготавливает учитель. Учащиеся с помощью жеребьевки делятся на команды и выбирают название командам. Например: “Ополченцы”, “Гардемарины”.
Под звуки песни “Гардемарины, вперёд! Не вешай нос” появляются участники команд.
Защита эмблемы команд.
Представление команды: “Ополченцы” (Сл. 6)
Отечество себе мы выбираем
За него мы с честью постоим,
На поле боя наши деды погибали
Мы же в честном споре постоим.
Представление команды: “Гардемарины”. (Сл.7)
Не вешай нос, гардемарины!
Стремись к успеху ты всегда,
Едины знанья и победы,
А Родина у нас одна.
Учитель (ведущий): В памяти никогда не сотрутся подвиги российского народа и российской армии. Они сломили грозного врага. Врага захватившего всю Европу, поработившего народы проживающие там. И только Россия оказала достойное сопротивление в Отечественной войне 1812 года. Героям этой войны, спасителям Отечества, храбрости народа посвящается наш урок-игра.
Представление жюри: учащийся старшего класса, учитель литературы, завуч по воспитательной работе.
1 конкурс. Разминка команд: “Блиц вопросы”. (за каждый правильный ответ 1 балл). ( Сл 8)
- Какого числа и месяца началась Отечественная война 1812 г? (12 июня 1812 г).
- Численность французской армии вторгшейся в Россию? (600 тыс).
- Каков был характер войны для России? (Защита свободы и независимости своей Родины).
- Каков характер войны для Франции? (Грабительский и захватнический)
- Какую реку перешли французы при вторжении в Россию? (Неман).
- Назовите численность русской армии? (220 тыс).
- В чем недостатки французской армии? (Половина армии, формировалась из населения покоренных стран – принудительно. Армия теряла надёжность в случае неудач).
- По какому принципу комплектовалась русская армия? (Путём рекрутской повинности. Не все мужчины, призванные в армию, в случае войны, были обучены военному делу).
2 конкурс. “Воззвание к народу”. (Сл 9)
За 3 мин минут написать проект патриотического воззвания к народу, используя убедительные слова. Защита проекта:
Например: Отечество, братья, дух славянский, враг, ополчение, добровольцы, кровная месть, война, победа, манифест, Отчизна, Родина.
Конкурс для болельщиков: (во время внеклассное мероприятие). Чтение стихов болельщиками по теме: “Отечественная война 1812 г.”
3 Конкурс. “Послание потомкам”. (Сл. 10)
Вопрос: О ком, или о каком важном событии идёт речь в письме? (Сл.11-14)
“Ополченцы” “... Ещё ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединённых армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полномочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией. “Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился воспользоваться этим правом...”
Ответ: О М.Барклае де Толли. В начале войны император Александр I не назначил его главнокомандующим, хотя он был военным министром. Он не имел права требовать повиновения других генералов, хотя имел право издавать приказы, но часто этим правом не пользовался. Для сохранения армии он отдал приказ оставить Смоленск. За это другие генералы русской армии обвинили его в измене.
“Гардемарины” “...Позади позиции, Москва – река ... За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии – вся армия будет уничтожена до последнего человека... Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна...”.
Ответ: М.И.Кутузов говорит о русской армии и потере Москва - столицы России. Без подкрепления и удобной позиции для армии, он не решался давать сражение в городе Москве с его узкими улочками, и крутыми спусками к мостам. Кутузов опасался, что с потерей армии, будет потеряна Россия.
4 конкурс. “Герои войны”. (Сл.15-17)
Вопрос: Определить, кто изображен на портрете? Расскажите кратко и эмоционально об этом герое? Кто автор данной репродукции картины?
Ответ “Ополченцы”: 1. Денис Давыдов- поэт –партизан, адъютант князя Багратиона. Служил в Ахтырском гусарском полку, а потом с 130 всадниками перешёл к партизанам. Совершал рейды в тыл врага. Художник картины Кипренский.
Ответ “Гардемарины” 1. Надежда Дурова, женщина офицер. служила в гусарском в полку под именем Александрова Александра Андреевича что было в те дни не принято. Была ординарцем Кутузова. В Бородинском сражении защищала Семёновские флеши, была контужена. В отставку ушла в чине штаб – ротмистра. Художник репродукции картины В.И Гау.
Физкульт-минутка
5 конкурс. “Литературная гостиная”. (Сл.18)
Командам по очереди читаются отрывки из литературных произведений.
Вопрос: Определить, кто автор названного произведения?
О каком событии идёт речь в данном отрывке?
“Ополченцы” (Сл.19 - 22)
1.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с поникшей головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
2.
Что ж в сердце чувствую тоску
И грусть в душе моей смертельну?
Разрушенную и обагренну
Под пеплом в дыме зрю Москву.
Ответ: 1. А.С.Пушкин “Евгений Онегин” . Речь и дёт о Пожаре Москвы во время Наполеоновского нашествии. 2. Г.Р. Державин. Гимн лиро-эпической на прогнание французов из Москвы.
“Гардемарины”
1.
“Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою”.
2.
Земля тряслась как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
Ответ: 1. А. С. Пушкин. “Евгений Онегин” Наполеон в Москве ждал, что Россия подпишет акт о сдаче города, но напрасно. 2.М.Ю.Лермонтов. “Бородино” О бородинском сражении.
6 конкурс. “Донесение”. (Сл.23 -27).
Перед вами репродукция картины и зашифрованное донесение.
Вопрос: Определить, кому принадлежит донесение? О каком событии войны идёт речь? Показать и отметить на контурной карте место, где это событие происходило?
“Ополченцы”: “ 27-го ... с армией переправился через ... и направился к ,.., надеясь, что русская армия, примет сражение под стенами города. Но русский главнокомандующий ... переправился через реку ... и направился маршем к северу. Дав сражение у города ..., спалив город и склады в нём, стал отступать на восток к ... городу – крепости”.
Ответ: “27-го Наполеон переправился через Березину и направился к Вильно, надеясь, что русская армия, даст сражение под стенами города. Но русский главнокомандующий Барклай де Толли сжёг всё, переправился через р. Вильно и направился маршем к северу. Дав сражение г. Клястицы, спалил город и склады в нём, стал отступать на восток к Смоленску городу – крепости”.
“Гардемарины”: “Позиция, в которой ... остановился при ... ... в 12 верстах вперед ..., одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно. Желательно, чтобы неприятель ... нас в сей позиции, тогда имею я большую надежду к победе. Тревога за возможный ... обход - разве неприятель пойдет меня ..., тогда должен буду я отступить от ...”
Ответ: “Позиция, в которой Кутузов остановился при деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска, одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно. Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда имею я большую надежду к победе. Тревога за возможный тыловой обход - разве неприятель пойдет меня обходить, тогда должен буду я отступить от Бородино”.
7 конкурс. “Кто есть кто”. (Сл.28-30)
Перед вами мундиры участников войны 1812 г. По мундирам солдат и офицеров определите, каким войскам и какой армии они принадлежали? (за каждый правильный ответ 1 балл).
“Ополченцы”: Ответ: 1.Барабанщик Семёновского полка русской армии. 2. Офицер александрийского гусарского полка (чёрные гусары) русской армии; 3. Французский кирасир; 4 Партизаны русской армии.
“Гардемарины”: Ответ: 1. Рядовые драгунских полков русской армии; 2. Улан французской кавалерии; 3. Пехотинцы французской армии; 4.Ратник ополчения русской армии;
8 конкурс. “Художники о войне”. (Сл.31-33)
Вопрос: Назовите автора и название репродукции картины? (Экскурсоводы от каждой команды готовят описание картины). 1. “Наполеон и генерал-адъютант Лористон”, 2. “Военный совет в Филях”
Красочно и эмоционально расскажите об этом событии? (Дополнительно 2 балла получает команда за историческую правдивость и лаконичную речь)
Ответ команды “Гардемарины”: На полотне великого русского художника Василия Верещагина запечатлён момент триумфа и начало страшной катострофы французского императора навсегда погубившей Французскую империю. Название картины: “Наполеон и генерал-адъютант Лористон”
Могущество Наполеона достигло своего апогея. Часовые на вопрос, кто идёт, надменно отвесают – Франция!. Теперь Великая армия, вторглась в Россию. Русские после Бородинского сражения оставили Москву. Брюссель, Вена, Варшава, Берлин – каждый раз после захвата столицы противник сдавался на его милость и униженно просил мира. Иная ситуация сложиламь в России. Да он победитель! Он вошёл в Кремль, но почему эти чёртовы северные медведи не просят мира у него , императора? Его войска в Морскве, как в осаждённой крепости. Дисциплина в армии тает на глазах, продовольствие кончается, посланнве отряды за фуражём и продавольствием пропадают без следа. Войти в эту страну проще, чем из неё выйти. Он император, победитель всей Европы вынужден направить посла к русскому императору с просьбой о мире! И не слова в ответ! И вот 4 октября 1812 года Наполеон решается на последнюю попытку. Он вызывает к седе бывшего посла в России маркиза Ларистона. Император суров, решителен, в отчаянии. Только мир, мне нужен мир, во чтобы то ни стало! “Привезите от Кутузова мир, сделайте что хотите, Логигстон!”. Умный маркиз, в знак почтения склонил голову, слушая государя. Но он знает, что русские на мир не пойдут. Только через два года Наполеон в Париже получит мир.
Ответ команды “Ополченцы”: Художник полотна “Военный совет в Филях” Алексея Кившенко. Совещание русских военачальников, созванное М.И. Кутузовым. 1 (13) сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили для решения участи Москвы и России.
После Бородинского сражения русская армия из-за больших потерь отошла к Москве, и на Воробьевых горах была избрана оборонительная позиция для битвы с войсками Бонапарта. Формально на совете обсуждался вопрос — дать ли сражение под Москвой или оставить город без боя. Совет проходил в обстановке секретности без ведения протокола, поэтому неизвестно количество участников (от 10 до 15 человек).
Точно установлено, что присутствовали М.И.
Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, Л.Л. Беннигсен, Д.С.
Дохтуров, А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, П.П.
Коновницын, А.И. Остерман-Толстой, К.Ф.Толь и др.
Барклай-де-Толли обосновал точку зрения о
необходимости оставления Москвы для спасения
армии. Беннигсен настаивавший на сражении для
защиты Москвы во избежание негативного
морального воздействия на армию и общество.
Часть генералов склонялась к мысли о встречной
атаке против армии Наполеона, но эта идея после
критики не получила поддержки. В результате
поименного голосования голоса разделились
примерно поровну. Окончательное решение принял
М.И. Кутузов. Исходя из того, что армия была
ослаблена при Бородино, а выбранная позиция на
Воробьевых горах оказалась неудачной, Кутузов
принял решение, не давая сражения, оставить
Москву, чтобы сохранить армию для продолжения
войны и соединиться с подходящими резервами.
Изба крестьянина А. Фролова, в которой происходил
совет, сгорела в 1868 году, но была восстановлена в
1887 году, с 1962 года она стала филиалом
музея-панорамы “Бородинская битва”.
9 конкурс. События в памятниках. (Сл.34-36)
Кто автор архитектурного памятника? Рассказать о нём.
Ответ команды “Гардемарины”: Триумфальная арка. Была построена в 1829–1834 гг. (восстановлена в 1968 г.) по проекту архитектора О.И. Бове. Восстановлена в 1968 г. Она повторяла триумфальные постройки Древнего Рима, в стиле ампир, возводилась из кирпича и была облицована белым известняком. Арку высотой 28 м. Венчает арку колесница, запряженная шестеркой лошадей, которой правит крылатая Богиня Победы.
Ответ команды “Ополченцы”: Храм Христа Спасителя. Автор проекта Константин Тон. Заложен 23 сентября 1839 на берегу реки Москвы на народные пожертвования этот огромный и величественный памятник героям 1812 года. Освещён храм 26 мая 1883 года. Воздвигнут в русско-византийском стиле в плане выглядит как равносторонний крест около 85 м ширины. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков участвовавших в войне и имена наиболее отличившихся офицеров и солдат. Золотой купол храма был виден за 30 верст от Москвы и равен 105 м. В 1931 г. Храм был взорван, восстановлен в 1994-1997 году. Заново построен 2000 году по проекту А.Денисова и З.Церетели.
Подведение итогов урока: ( Сл.37)
Побеждает команда набравшая большее количество баллов.
Оценки жюри выставляет в течение всей игры.
Дополнительная оценка за эрудицию выставляется отдельным учащимся в номинациях: “Самый смелый”, “Эрудит”, “Всезнайка”, “Знаток фактов” и т.д.
Домашнее задание. (Сл.38)
1.Сосставить рассказ о героях войны 1812 года, наших земляках.
Литература.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года.
- https://urok.1sept.ru/articles/213739/
- http://www.gumanitar.150-schelkovo16.edusite.ru/p20aa1.html
- CD-диск “История Отечества. 882 -1917 год”.
- Портреты героев войны 1812 года.
- Иллюстрации Бородинского сражения.
- Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. XIX в., 2009.