Цели и задачи:
- Повторение понятий вводные слова и вводные конструкции.
- Формирование умений находить в тексте вводные слова и вводные конструкции.
- Закрепление умений ставить знаки препинания при вводных словах и вводных конструкциях
- Закрепление умений различать вводные слова и омонимичные слова.
Оборудование: таблица вводных слов по значениям, видеопроектор.
Ход урока
1. Актуализация прежних знаний.
- Назовите группы вводных слов. (Дается таблица вводных слов по значениям).
Значение | Вводные слова | Примеры |
Уверенность | конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно... | Зима, конечно, будет снежная.
|
Неуверенность | кажется, вероятно, очевидно, возможно, по-видимому, может быть... | Зима, кажется, будет снежная. |
Различные чувства | к счастью, к сожалению, на радость... | Зима, к счастью, будет снежная. |
Источник высказывания | по словам, по мнению, по-моему, как говорят... | По сообщениям синоптиков, зима будет снежная. Как говорят старожилы, зима будет снежная. |
Порядок явлений (мыслей) и связь между ними | во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например... | Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги. |
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли | другими словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится и др. | Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский) |
- Какова особенность вводных слов и конструкций?
- Что такое обращение? Как выделяется обращение на письме? Приведите примеры (Тихая моя родина, я люблю тебя!)
-Вводные слова и сочетания слов грамматически не связаны с членами предложения, не являются членами предложения, произносятся с особой интонацией, и на письме выделяются запятыми.
Вводные конструкции вносят добавочные замечания, они носят характер уточнения времени, места действия. Они выделяются скобками или тире.
Синтаксический разбор предложения. Хорошие, книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер.
2.Формирование новых понятий.
Запомните! Никогда не являются вводными слова: авось, будто, небось, вряд ли, едва ли, как раз, как бы, даже, именно, исключительно, приблизительно, примерно, просто, почти, решительно, якобы.
- Некоторые особенности вводных слов и предложений.
- Есть случаи, когда одно и то же слово или сочетание является то вводным, то членом предложения.
Это такие слова: может быть, однако, наконец, значит, очевидно и др. Чтобы определить, вводное это слово или член предложения, необходимо мысленно убрать его. Если смысл предложения не теряется, это вводное слово. Сегодня может быть дождь. Сегодня, может быть, мы пойдем в кино.
- Слово наконец не является вводным в значении “после всего”, “под конец”, “напоследок”.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону.
- Если слово “однако”= но, это не вводное слово, это противительный союз. Вы, однако, человек вредный. Мы поехали в цирк, однако так и не попали туда.
- Если слово значит синонимично слову “означает”, это не вводное слово и не выделяется запятыми.
Значит, вы возьмете меня с собой? Ты не представляешь себе, что значит жить в глухой деревне.
- Если вводное слово стоит в начале обособленного оборота, после него запятая не ставится.
- Очевидно, это было не её решение. Это было так очевидно, что никто не сомневался в её словах. Графиня обратилась к старшей дочери, очевидно нелюбимой.
- Вводные предложения и конструкции: А барин-то у вас, я вижу, строг. Я забрался в угол, в такое большое кожаное кресло, что в нем можно было лежать,- дедушка всегда хвастался, называя его креслом князя Грузинского, - забрался и смотрел, как скучно веселятся большие (М.Горький).
3. Закрепление умений и навыков.
1. Укажите предложение с вводным словом.
а) На дворе не было видно ни зги.
б) Вряд ли он сегодня приедет.
в) Видно она девушка добрая.
г) Он определенно заблуждается. Ответ: г)
2. В каком предложении нет вводных слов:
а) Сверкнула молния и кажется где-то прогремел гром.
б) И счастью он услышал вдруг голоса.
в) Грязный крестьянский двор казался черным.
г) Наступила наконец и весна. Ответ: в)
- Выделите обращение запятыми. Объясните постановку знаков препинания.
Оля собери тетради. Привет тебе мой край родной! Друзья мои прекрасен наш союз!
Такие примеры встречаются в задании А 21 ЕГЭ.
Решение тестовых заданий по аналогии с А 21. Решите задания и объясните постановку знаков препинания.
-- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. К вечеру (1) однако (2) ветер утих. Весь день бушевал ветер (3) однако (4) к вечеру утих.1) 1,2, 3, 4.
2) 1, 3, 4.
3) 1, 2, 3.
4) 1,2.
Ответ: 3).
2. Предположение (1) видно (2) не оправдается. Это (3) видно (4) из предыдущей главы.
1)1,3,4.
2)1,2,3.
3)1,2.
4)1,2,3,4.
Ответ: 3).
3. Мне (1) кажется (2) что страх свойствен человеку. Мне он (3) кажется (4) человеком странным.
1) 1,4.
2) 1,2.
3) 1,2,3,4.
4) 2.
Ответ: 4.
4. Я (1) возможно (2) сегодня опоздаю. Это (3) возможно (4) сделать сегодня?
1) 3,4.
2) 1,2,3.
3)1,2.
4)1,2.3,4.
Ответ: 3)
Д/3.
1) Составить 2-3 предложения по теме урока.
2) Решение заданий А 21 ЕГЭ