Задачи:
- учить детей анализировать художественный текст;
- учить делить текст на части по содержанию и озаглавливать каждую часть;
- развивать навык выразительного чтения;
- расширять кругозор;
- воспитывать трудолюбие, ответственность.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Примечание |
Подготовка к восприятию | – Послушайте запись. На что похож этот звук? Кто может издавать подобный звук? | – Звук похож на удары тяжёлого предмета по металлу. Это может быть большой молоток. | Приложение. Слайд №1 |
– Это звук удара большого молота. Кто работает с молотом и где? | – Кузнец. Он кует из металла разные полезные вещи (орудия труда, оружие...) В кузнице | ||
– Какие еще рабочие инструменты есть у кузнеца? | – Щипцы. Кузнец держит их в другой руке и захватывает ими раскалённые предметы. | ||
– Почему предметы так раскалены? | – Их нагревают в печи. | ||
– Кто-нибудь знает, как называется эта печь? | – Горн. | ||
– С какой целью металл накаляют? | – Для того, чтобы он был мягким и ему можно было придать любую форму. | ||
– После нагрева кузнец начинает ковать, то есть обрабатывать металл и делает это на специальной опоре, которая называется наковальня. Почему это слово имеет такое название? | – На ней кузнец может ковать. | ||
– Что вы думаете о работе кузнеца? | – Очень тяжелая, так как в кузне жарко, а ему еще приходится постоянно поднимать тяжелый молот. Не каждый мужчина справится. | ||
– Прослушайте другое звучание. Что вы о нем можете сказать? | – Так стрекочет кузнечик. | Слайд № 2 | |
– Кто-то видел живого кузнечика? Коротко охарактеризуйте его. | – В деревне, на даче. Насекомое зеленого цвета. Умеет высоко прыгать. Его трудно увидеть в траве, он маленький и зеленый, сливается с травой. Его легче услышать. Трудно поймать. | ||
– Можно ли слово кузнечик поместить в один ряд со словами кузнец и кузница? | – Да, это слова родственники, у них есть одинаковая часть. | ||
– А внешне по каким-либо признакам они похожи? | – Нет, кузнечик по смыслу никак не связан с кузнецом. | ||
– А в звучании сходство есть? | – Нет: человек и насекомое. | ||
– Прослушаем вновь записи звуков кузнеца и кузнечика. | – Звук у обоих долгий, монотонный, ударяющий. | ||
– А в чем отличие? | – Кузнец большой, и работа тяжелая, поэтому и звук тяжелый, громкий. А кузнечик маленький и звук у него тише. | ||
– Звук кузнечика похож на удары маленьких молоточков, именно поэтому еще в далекие древние времена это насекомое получило ласковое название кузнечик, то есть маленький кузнец. | |||
– Как вы думаете, а почему я завела речь о кунечике и кузнеце? | |||
Однажды кузнец и кузнечик встретились. Что же из этого вышло, мы узнаем из сказки Сергея Баруздина "Кузнец". | Слайд № 3. | ||
Знакомство с текстом | Послушайте интересную историю. | Слайд № 3 | |
Проверка эмоционального восприятия Знакомство с текстом |
– Поделитесь своими впечатлениями
об услышанном. – А самим вам хочется перечитать текст? Откройте учебник на с. 55. – Перечислите персонажей. – Кто главный герой? – На этот вопрос нам пока сложно ответить, но мы это сделаем, подробно поработав над содержанием сказки. Чтобы нам легче было понять героев, давайте попробуем встать на их место. Сыграем роли кузнеца и кузнечика. Для этого подготовимся читать по ролям. |
Чтение по цепочке знак вопр. между кузнечиком и кузнецом |
|
Подготовка и чтение по ролям | – Откройте тетрадь на с. Читая текст в учебнике, попутно отмечайте слова героев. Вам предлагают отмечать слова кузнеца большой буквой, а кузнечика – маленькой. Почему? | – Кузнец большой, а кузнечик – маленький. | Сам. раб. |
– Как нужно произносить слова кузнеца? | – Голос у него громкий, твердый, строгий. | ||
– А у кузнечика? | – Тоненький | ||
– За кого вы хотели бы читать? Чем вам симпатичен этот герой? | – За кузнеца, так как он трудолюбивый,
внимательный, доброжелательно отнесся к
кузнечику, научил своей профессии. – За кузнечика, потому что он захотел научиться чему-то полезному. |
Прослушивание двух пар | |
– Кто из детей сумел передать образ своего героя? | |||
Работа по содерж. | – Если бы вас попросили нарисовать
иллюстрации к этой сказке, то сколько картинок у
вас бы получилось и что бы вы изобразили на
каждой? – Почему разные варианты получились? |
|
|
– У меня тоже есть иллюстрации, но они в беспорядке. Расположите правильно. | Слайд № 4 | ||
– Какой этап ты пропустил? Нам
недостаточно читать 1-2 раза, чтобы все хорошо
понять, вернемся к сказке. – Прочитайте ту часть текста, которая подходит к первой картинке. |
Слайд № 5 |
||
– Как проводил кузнечик свою жизнь? | – Весело, свободно. Он прыгал по полю и даже мог перепрыгнуть через ручей. | ||
– Выберите подходящее название к
картинке:
|
Обсужд. в парах Одно из названий располаг. под картинкой |
||
– Найдите и прочитайте в тексте слова, которые передают состояние его души в этот момент. | – И очень был кузнечик доволен собой | Карточка: доволен собой | |
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит ко второй картинке. | |||
– Где однажды оказался кузнечик? | – Возле кузницы. | Слайд № 6 | |
– Кого он там увидел? | – Кузнеца | ||
– Чем занимался кузнец? | – Ковал металл. | ||
– Какие изделия из металла он выполнил? | – Подкову, колесо, вал для машины. | ||
– Для кого он это делает? | – Для жителей деревни. В деревне не обойтись без лошади, а той нужны подковы, чтобы не отбить копыта. Колеса – для телеги. | ||
– Что удивило кузнечика? | – Что кузнец очень быстро делал эти вещи. | ||
– Почему у кузнеца так легко, одним движением руки выходили такие сложные детали? | – Он много лет трудился, приобрел опыт, стал мастером своего дела. | ||
– Выберите подходящее название к
картинке:
|
|||
– Какое чувство испытывал кузнечик, наблюдая за кузнецом? | – Любопытство, интерес. | Карточка: любопытство | |
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит к третьей картинке. | |||
– Почему кузнец сказал, что наш маленький герой ненастоящий кузнечик? | – Он не умеет ковать. | Слайд № 7 | |
– Что почувствовал кузнечик при этом? | – Он растерялся, засомневался в себе. | Карточка: Сомнение | |
– Как он предложил исправить ситуацию? | – Предложил научить ковать | ||
– Какие вещи научился ковать кузнечик? | – Маленькие-маленькие подковки | ||
– Выберите подходящее название к
картинке:
|
|||
– Что кузнечик сказал своему учителю на прощанье? Что при этом испытывал? | – Спасибо – Благодарность. |
||
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит к четвертой картинке. | |||
– Что стал делать кузнечик, когда вернулся в поле? | – Принялся за работу. | Слайд № 8 | |
– Кого он подковал? | – Братьев-кузнечиков, жуков-пауков, стрекоз | ||
– Выберите подходящее название к
картинке:
|
|||
– Что при этом испытывал кузнечик? | – Радость от труда, от того, что он принес пользу. Счастье | Карточка: счастье | |
– Чем отличается состояние души кузнечика до встречи с кузнецом и после? | – Вначале ему было хорошо и спокойно, а потом он испытал настоящее счастье, потому что счастье – это когда и тебе хорошо, и окружающим. | ||
Вопросы, обобщение | – Стал ли кузнечик настоящим кузнецом? | – Он только начал осваивать профессию, но уже принес много пользы. | |
– Будет ли он продолжать работу и почему? | – Да, она принесла ему радость, счастье. | ||
– Так кого автор подразумевал в названии? | – Кузнечика, так как он сумел стать настоящим кузнецом и стал оправдывать свое имя. | ||
– Про людей значительных говорят: "Человек с большой буквы". Можно ли про кузнеца так сказать? | – Да, он помогает всей деревне. | ||
– И не случайно при чтении по ролям мы
обозначали его слова большой буквой К. А кузнечика? |
– Только в той части, которая подходит к последней картинке. | ||
– Что в ответ на благодарность насекомых сказал кузнечик? Прочитайте. | – Всяк кузнец – кузнец своему счастью, если работать умеет. | Слайд № 8 | |
– Что вы можете сказать про эти слова? | – Это пословица. | ||
– Можно ли слово кузнец заменить названием другой профессии? изменится ее смысл? только ли кузнец может быть счастлив своим трудом? | – Нет, человек любой профессии. | ||
– А к нам может относиться эта профессия? | |||
– Все мы хозяева своей жизни, какой
захотим, такой и сделаем свою жизнь. Будете
лениться, будете попрыгунчиками, как кузнечик
вначале сказки. – Каких людей называют попрыгунчиками? – Станете трудиться, станете людьми с большой буквы. |
– Несерьезных, неумеющих чем-то серьезным заняться, прыгающих с одного дела на другое. |
||
– Повторим хором пословицу. | |||
Домашнее задание | – Подобрать пословицы, которые подходят к сказке. Чтение по ролям. |