Урок чтения во 2-м классе: "С.Баруздин. «Кузнец»"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • учить детей анализировать художественный текст;
  • учить делить текст на части по содержанию и озаглавливать каждую часть;
  • развивать навык выразительного чтения;
  • расширять кругозор;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

Подготовка  к восприятию – Послушайте запись. На что  похож этот звук? Кто может издавать подобный звук? – Звук  похож на удары тяжёлого предмета по металлу. Это может быть большой молоток. Приложение. Слайд №1
– Это звук удара большого молота. Кто работает с молотом и где? – Кузнец. Он кует из металла разные полезные вещи (орудия труда, оружие...) В кузнице
– Какие еще рабочие инструменты есть у кузнеца? – Щипцы. Кузнец держит их в другой руке и захватывает ими раскалённые предметы.
– Почему предметы так раскалены? – Их нагревают в печи.
– Кто-нибудь знает, как называется эта печь? – Горн.
– С какой целью металл накаляют? – Для того, чтобы он был мягким  и ему можно было придать любую форму.
– После нагрева кузнец начинает ковать, то есть обрабатывать металл и делает это на специальной опоре, которая называется наковальня. Почему это слово имеет такое название? – На ней кузнец может ковать.
– Что вы думаете о работе кузнеца? – Очень тяжелая, так как в кузне жарко, а ему еще приходится постоянно поднимать тяжелый молот. Не каждый мужчина справится.
– Прослушайте другое звучание. Что вы о нем можете сказать? – Так стрекочет кузнечик. Слайд № 2
– Кто-то видел живого кузнечика? Коротко охарактеризуйте его. – В деревне, на даче. Насекомое зеленого цвета. Умеет высоко прыгать. Его трудно увидеть в траве, он маленький и зеленый, сливается с травой.  Его легче услышать.  Трудно поймать.
– Можно ли слово кузнечик поместить в один ряд со словами кузнец и кузница? – Да, это слова родственники, у них есть одинаковая часть.
– А внешне по каким-либо признакам они похожи? – Нет, кузнечик по смыслу никак не связан с кузнецом.
– А в звучании сходство есть? – Нет: человек и насекомое.
– Прослушаем вновь записи звуков кузнеца и кузнечика. – Звук у обоих долгий, монотонный, ударяющий.
– А в чем отличие? – Кузнец большой, и работа тяжелая, поэтому и звук тяжелый, громкий. А кузнечик маленький и звук у него тише.
– Звук кузнечика похож на удары маленьких молоточков, именно поэтому еще в далекие древние времена это насекомое получило ласковое название кузнечик, то есть маленький кузнец.  
– Как вы думаете, а почему я завела речь о кунечике и кузнеце?  
Однажды кузнец и кузнечик встретились. Что же из этого вышло, мы узнаем из сказки Сергея Баруздина "Кузнец".   Слайд № 3.
Знакомство с текстом Послушайте интересную историю.   Слайд № 3
Проверка эмоционального восприятия
Знакомство с текстом
– Поделитесь своими впечатлениями  об услышанном.
– А самим вам хочется перечитать текст? Откройте учебник на с. 55.
– Перечислите персонажей.
– Кто главный герой?
– На этот вопрос нам пока сложно ответить, но мы это сделаем, подробно поработав над содержанием сказки. Чтобы нам легче было понять героев, давайте попробуем встать на их место. Сыграем роли кузнеца и кузнечика. Для этого подготовимся читать по ролям.
  Чтение по цепочке
знак вопр. между кузнечиком и кузнецом
Подготовка и чтение по ролям – Откройте тетрадь на с.  Читая текст в учебнике,  попутно отмечайте слова героев. Вам предлагают отмечать слова кузнеца большой буквой, а кузнечика – маленькой. Почему? – Кузнец большой, а кузнечик – маленький. Сам. раб.
– Как нужно произносить слова кузнеца? – Голос у него громкий, твердый, строгий.
– А у кузнечика? – Тоненький
– За кого вы хотели бы читать? Чем вам симпатичен этот герой? – За кузнеца, так как он трудолюбивый, внимательный, доброжелательно отнесся к кузнечику, научил своей профессии.

– За кузнечика, потому что он захотел научиться чему-то полезному.

Прослушивание двух пар
– Кто из детей сумел передать образ своего героя?    
Работа по содерж. – Если бы вас попросили нарисовать иллюстрации к этой сказке, то сколько картинок у вас бы получилось и что бы вы изобразили на каждой?
– Почему разные варианты получились?
 

 

 

 
– У меня тоже есть иллюстрации, но они в беспорядке. Расположите правильно.   Слайд № 4
– Какой этап ты пропустил? Нам недостаточно читать 1-2 раза, чтобы все хорошо понять, вернемся к сказке.
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит к первой картинке.
   

Слайд  № 5

– Как проводил кузнечик свою жизнь? – Весело, свободно. Он прыгал по полю и даже мог перепрыгнуть через ручей.  
– Выберите подходящее название к картинке:

жизнь кузнечика
кузнечик-попрыгунчик
прыжки кузнечика

  Обсужд. в парах
Одно из названий располаг. под картинкой
– Найдите и прочитайте в тексте слова, которые передают состояние его души в этот момент. – И очень был кузнечик доволен собой Карточка: доволен собой
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит ко второй картинке.    
– Где однажды оказался кузнечик? – Возле кузницы. Слайд  № 6
– Кого он там увидел? – Кузнеца  
– Чем занимался кузнец? – Ковал  металл.  
– Какие изделия из металла он выполнил? – Подкову, колесо, вал для машины.  
– Для кого он это делает? – Для жителей деревни. В деревне не обойтись без лошади, а той нужны подковы, чтобы не отбить копыта. Колеса –  для телеги.  
– Что удивило кузнечика? – Что кузнец очень быстро делал эти вещи.  
– Почему у кузнеца так легко, одним движением руки выходили такие сложные детали? – Он много лет трудился, приобрел опыт, стал мастером своего дела.  
– Выберите подходящее название к картинке:

наблюдение за работой кузнеца
человек у горна
кузнечик возле кузницы

   
– Какое чувство испытывал кузнечик, наблюдая за кузнецом? – Любопытство, интерес. Карточка: любопытство
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит к третьей картинке.    
– Почему кузнец сказал, что наш маленький герой ненастоящий кузнечик? – Он не умеет ковать. Слайд № 7
– Что почувствовал кузнечик при этом? – Он растерялся, засомневался в себе. Карточка: Сомнение
– Как он предложил исправить ситуацию? – Предложил научить  ковать  
– Какие вещи научился ковать кузнечик? – Маленькие-маленькие подковки  
– Выберите подходящее название к картинке:

ученик кузнеца
кузнечик-ученик
разговор кузнеца и кузнечика

   
– Что кузнечик сказал своему учителю на прощанье? Что при этом испытывал? – Спасибо
– Благодарность.
 
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит к четвертой картинке.    
– Что стал делать кузнечик, когда вернулся в поле? – Принялся за работу. Слайд № 8
– Кого он подковал? – Братьев-кузнечиков, жуков-пауков, стрекоз  
– Выберите подходящее название к картинке:

Благодарность за работу
Работа кузнечика
Подковы для насекомых.

   
– Что при этом испытывал кузнечик? – Радость от труда, от того, что он принес пользу. Счастье Карточка: счастье
– Чем отличается состояние души кузнечика до встречи с кузнецом и после? – Вначале ему было хорошо и спокойно, а потом он испытал настоящее счастье, потому что счастье – это когда и тебе хорошо, и окружающим.  
Вопросы, обобщение – Стал ли кузнечик настоящим кузнецом? – Он только начал осваивать профессию, но уже принес много пользы.  
– Будет ли он продолжать работу и почему? – Да, она принесла ему радость, счастье.
– Так кого автор подразумевал в названии? – Кузнечика, так как он сумел стать настоящим кузнецом и стал оправдывать свое имя.
– Про людей значительных говорят: "Человек с большой буквы". Можно ли про кузнеца так сказать? – Да, он помогает всей деревне.
– И не случайно при чтении по ролям мы обозначали его слова большой буквой К.
А кузнечика?
– Только в той части, которая подходит к последней картинке.
– Что в ответ на благодарность насекомых сказал кузнечик? Прочитайте. – Всяк кузнец – кузнец своему счастью, если работать умеет. Слайд № 8
– Что вы можете сказать про эти слова? – Это пословица.  
– Можно ли слово кузнец заменить названием другой профессии? изменится ее смысл? только ли кузнец может быть счастлив своим трудом? – Нет, человек любой профессии.
– А  к нам может относиться эта профессия?  
– Все мы хозяева своей жизни, какой захотим, такой и сделаем свою жизнь. Будете лениться, будете попрыгунчиками, как кузнечик вначале сказки. 
– Каких людей называют попрыгунчиками?
– Станете трудиться, станете людьми с большой буквы.


– Несерьезных, неумеющих чем-то серьезным заняться, прыгающих с одного дела на другое.
– Повторим хором пословицу.  
Домашнее задание – Подобрать пословицы, которые подходят к сказке. Чтение по ролям.