Урок по теме "Все действия с обыкновенными дробями"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • закрепить умения выполнять действия с обыкновенными дробями;
  • продолжить развивать мыслительную деятельность учащихся, развивать гибкость ума, внимание;
  • повышать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, способствовать формированию чувства патриотизма.

Оборудование:

  • доска, мел;
  • компьютер, проектор;
  • раздаточный материал (Приложение 1)
  • Презентация «Великие открытия учёных математиков 20 века»

ХОД УРОКА

Учитель. (Слайды 1, 2) Наш урок сегодня необычный. Он посвящён математикам 20 века, внёсшим значительный вклад в развитие человеческого общества. Именно 20 век – век всеобщей математизации общества. За небольшой промежуток времени математика проникла во все науки. (Слайд 3) И как сказал датский физик Нильс Бор:«Математика является большим, чем наука, поскольку она является языком науки».А чтобы открыть для себя математику с другой стороны, мы воспользуемся знаниями, полученными ранее.

Ведущий. Однажды ученик 6 «Г» класса Журавлёв Сергей, засиделся допоздна над решением задачи. Она у него никак не получалась. И так и сяк пытался её решить. Устал он и заснул. И сниться ему, что в гости к нему пришёл Великий Решатель всех времён – Карл Фридрих Гаусс. Портрет-то его он видел в учебнике Математики 6 класса.

Гаусс. Ну, что, дружок? Над чем ты так долго и упорно трудишься?

Ученик. (Слайд 4) Вот дали задание доказать, что сумма чисел от одного до 1993 делиться на 1993.

Ведущий. Посмотрел Карл Фридрих на задание и воскликнул.

Гаусс. Я с такой задачей справился ещё в начальной школе. Только она чуть отличалась от твоей. Мне надо было сложить все числа от одного до ста. И я её решил так. (Показывает решение.) (Слайд 4)

(1 + 100) + (2 + 99) + (3 + 98) + … + (50 + 51) = 101 • 50 = 5050.

Ученик. Скажите, а откуда взялось число 50?

Гаусс. В задаче надо сложить 100 чисел, мы складываем по два числа и тогда таких сумм будет 50.

Ученик. Ясно. Как же решить мою задачу? (задумался) Чисел нечётное количество. (пауза) Значит надо взять сумму первого числа и предпоследнего. И сложить их следующим образом: (1 + 1992) + (2 + 1991) + (3 + 1990) + … + (996 + 997) + 1993 (Слайд 4) Слагаемых будет 1992 : 2 = 996 . Значит, 1993 • 996 + 1993 = 1993 • 997. А если в произведении есть множитель, делящийся на 1993 , то и произведение делится на это число. Ура! Я решил!

(Звонок в дверь. Входят две ученицы).

Обе. Здравствуй, Сергей!

Ученик. Привет.

1-я. Ты решил задачу?

Ученик. Да.

2-я. И мы тоже! Покажи, как решал. (Смотрят.)

1-я. У нас также.

2-я. А это кто с тобой?

Ученик. Не удивляйтесь! Это Карл Фридрих Гаусс.

Обе. Помним, помним.

1-я. А, что он такой грустный?

Гаусс. Я смотрю, прошло уж больше двух столетий, а ничего и не изменилось в математике.

Ученик. Уважаемый господин Гаусс! Сколько бы лет не прошло, математика не стоит на месте, она всегда движется вперед.

2-я. Господин Гаусс. Не грустите. А послушайте стихотворение. Всё, о чём в нём говорится, чистая правда! (Слайд 5)

Необыкновенная девочка

1-я.

«Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила,
Всё это правда, а не бред.

1-я.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами.
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.

2-я.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато – стоногий.

2-я.

И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.

(«Странная девочка» А. Стариков)

Гаусс. Что за бред вы несёте? Да разве такое может быть?

1-я. А вот и не бред! Просто вы отстали от жизни. Здесь речь идёт о двоичной системе счисления, которая лежит в основе устройства вычислительных машин.

2-я. А слышали ли вы о таких науках, как информатика, кибернетика, статистика, теория вероятностей, программирование? Все они выросли из арифметики, алгебры и геометрии. Сейчас каждый выпускник школы знает о них.

Гаусс. А что же произошло с математикой, можно узнать?

1-я. Конечно.

Ведущий. 20 век – это эпоха невиданного взлёта научной и технической мысли, это эпоха математики. Математика пронизала буквально все технические науки, химию, биологию, медицину, проникла в филологию, лингвистику. Как только в науке начинают применять математику, так её возможности возрастают. – А, знаете ли вы, математиков, которые жили в 20 веке и чем они знамениты? (Ответы учащихся.)

Ведущий. Эти учёные математики жили давно. Давайте узнаем имена математиков 20 века! А для этого расшифруем записи. (Слайд 6). (Приложение 1) У вас на парте лежит листок с заданием. Вы видите на нём 2 циферблата. На них рядом с цифрами записаны буквы, соответствующие им. Вам нужно заменить цифры буквами и вы узнаете фамилии учёных. 1 ряд выполняет задание под цифрами 1 и 4, 2 ряд – № 2, 3 ряд – №3.

1) 24.19.8.1.14.
2) 2.15.24.13.15.3.15.16.15.4.
3) 5.24.6.2.17.5.14.7.16.15.4.
4) 2.6.24.7.22.20.

Ведущий.Прочитайте что получили.
(Слайд 7) На экране выписаны отрывки из биографий этих учёных. Чтобы определить о ком говориться в каждом отрывке, команды решают по заданию: (Слайд 8)

(Слайд 9) – Сделал крупное научное открытие в 19 лет, один из создателей теории случайных процессов, сделал радикальный прорыв в решении основной проблемы динамики, касающейся устойчивости Солнечной системы.
(Слайд 10) – Работал над ракетными системами с И.В.Курчатовым и С.П.Королёвым, стоял у истоков небесной механики.
(Слайд 11) – В его жизни был период, когда он работал режиссером в театре, читал лекции по литературе и музыке, возвращается в математику и создаёт теорию гомологий общих топологических пространств.
(Слайд 12) – Основоположник советской школы теории функций, защитил диссертацию «Интеграл и тригонометрический ряд», за которую ему присудили учёную степень доктора чистой математики, минуя степень магистра.

Ведущий. Заполните кроссворд, ответив на вопросы. В выделенной части вы получите фамилию выдающегося учёного, общественного и государственного деятеля. Вопросы к кроссворду. (Слайд 13)

  1. Как называются числа, запись которых содержит, целую и дробную части?
  2. В записи обыкновенной дроби число, стоящее под чертой называют ….?
  3. Как называют числа в записи m • n?
  4. Как называется натуральное число, на которое число, а делится без остатка?
  5. Как называется натуральное число, которое делится без остатка на а?

(Слайд 14)

1 ученик: (Слайд 15) Овеянное легендой имя Отто Юльевича Шмидт а (1891 – 1956) в памяти миллионов людей навсегда связано с освоением Арктики, Северного морского пути, с челюскинской эпопеей, с высадкой на лёд научно – исследовательской станцией «Северный полюс – 1». (Приложение 2)

Ведущий. История военных лет показала, какую роль сыграла математика в укреплении оборонной мощи нашей страны.

Как воздух математика нужна,
Одной отваги мало.
Расчёты! Залп! И цель поражена.
Могучими ударами металла.

2 ученик (Слайды 16,17, 18) Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик А.Н Колмогоров. (Приложение 3)

3 ученик (Слайд 19) – Следующая важная проблема – обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полёте. Эту сложную математическую задачу решил член-корреспондент АН СССР Николай Гурьевич Четаев. Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при полёте.

4 ученик. (Слайд 20, 21) – Война потребовала от авиации больших скоростей.

5 ученик. (Слайд 22) – Видная роль в деле обороны страны принадлежит выдающемуся математику – академику А.Н. Крылову.

Ведущий. (Слайд 23) Сейчас вы узнаете о старейших математиках нашей страны. А для этого нужно решить каждому ряду задания и сопоставить ответам буквы из таблицы.

Получилось:

1) Никольский С.М.

6 ученик. (Слайд 24) (Приложение 4) Сергей Михайлович Никольский – выдающийся российский математик и педагог. 30 апреля 2005года ему исполнилось 100лет со дня рождения…

3) Гельфанд И.М.

7 ученик. (Слайд 25) Израиль Моисеевич Гельфанд родился 2сентября 1913 года.

2) Понтрягин Л.С.

8 ученик. (Слайд 26) Лев Семёнович Понтрягин (1908-1988) – создал своё собственное направление в математике, является самым крупным в международном масштабе представителем, так называемой топологической алгебры.

Гаусс. Помнится, в мои времена математикой занимались не только мужчины, но и встречались женщины, посвятившие себя изучению математики. (Слайд 27) Например: Мария Гаэтана Аньези: её именем назван график «локон Аньези». Эмилия Дю-Шатле перевела и составила комментарии к «Началам Евклида», учила математике самого Вольтера. Софья Жермен получила наполеоновскую премию за исследования по теории упругости. – А у вас, что нет таких?

Ведущий.Что вы! И у нас есть! О них вы узнаете, решив задачи по рядам. (Слайд 28)

Полученные ответы укажут имена женщин математиков 20 века. (3 ученика решают задания на отдельной доске). (Слайд 29)

Гипатия Л.В.Келдыш Е.И.Голицына Т.Л.Малевич И.Г.Башмакова
25 51 15 3 8

Ведущий: Какие числа получились? (51, 3, 8.) И это учёные – женщины 20 века Келдыш Людмила Всеволодовна, Татьяна Львовна Малевич и Изабелла Григорьевна Башмакова. Узнаем о них.

9 ученик. (Слайд 30) (Приложение 5) Людмила Всеволодовна Келдыш (1904 – 1976) родилась в Оренбурге в семье инженера – строителя Всеволода Михайловича Келдыша ...

10 ученик. (Слайд 31) Татьяна Львовна Малевич родилась16 января 1938 года в г. Ташкенте в семье инженера Льва Николаевича Малевича …

11 ученик. (Слайд 32) Изабелла Григорьевна Башмакова – известный специалист в области истории математики…

Ведущий: А кто же остальные женщины?

(Слайд 33) Ведущий: Гипатия – гречанка, родилась в Александрии в 370 г. Под руководством своего отца, известного математика Теона, она изучает геометрию и астрономию, ей открыт доступ на уроки преподавателей школы (музей). Она совершенствует своё образование в Афинах и принимает приглашение александрийских властей и приступает к работе в музее, где преподаёт математику и философию.

(Слайд 34) Ведущий: Евдокия Ивановна Голицына – дочь сенатора, княгиня, получила прекрасное образование. Она занималась математикой и написала на французском языке работу «Анализ понятия силы». Эта работа в двух частях. Одна была опубликована в Петербурге, другая – в Париже.

Ведущий. 20 век – век кибернетики, компьютеров. Кто же стоял у истоков этих наук? Перед вами квадрат (Слайд 35), заполненный числами. Определите, в заполнении, каких квадратов просматривается закономерность. Закрасьте их. Какая буква получилась?

21

46

42

35

63

56

28

75

49

(Получилась буква Н). Это начальная буква фамилии одного из создателей компьютеров: Джон (Янош) фон Нейман.

12 ученик. (Приложение 6) Джон (Янош) фон Нейман. (Слайд 36) Сын будапештского банкира, он недолго работал в Германии, затем эмигрировал в США. …

Ведущий. Следующее задание. (Слайд 37) Ответьте на вопросы. Первые буквы слов дадут вам Фамилию основателя кибернетики.

1.«Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Позавидовал он брату.
Ночью лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он – нет квадрата…..
Вот так месть! Теперь у брата
Сколько новеньких углов?»

2. Напишите название этой буквы «х». (Слайд 38)

3. Когда-то многие считали,
Что он не значит ничего.
И как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.

4. Какое число не является ни простым и ни составным? (Чему равен делитель взаимно простых чисел?)

5. Что означают слова: «Значит найти все его корни или доказать, что корней нет»? Какое слово получилось? – ВИНЕР (Слайд 39)

13 ученик. (Приложение 7) Норберт Винер (1894 – 1964) родился и вырос в гуманитарной семье. Его отец был профессором славянских языков в Гарвардском университете…

Ведущий. Конечно, всех учёных-математиков за такой короткий срок мы не сможем даже перечислить. Но вклад их в развитие математики, смежных наук – огромен.

Гаусс. Поразительно! Как много нового я узнал! И я рад, что учёные не остановились на достигнутом, а пошли дальше. Спасибо, ребята!

(Звенит будильник. Гаусс уходит).

Ведущий. И наш герой проснулся.

Ученик. Присниться же такое?! (Смотрит на листок и говорит) Батюшки! А пример то – решён!?

Учитель: Вот и завершилось наше знакомство с математиками 20 века и их огромным вкладом в развитие науки. Мы надеемся, что вы открыли для себя новые грани математики, повторили ранее изученное на уроках, и будете стремиться делать для себя маленькие открытия при изучении математики. А теперь запишите
домашнее задание: п.15, №571, №573, №587.

Подведение итогов.

Литература:

1. Математика 6. Н.Я.Виленкин и др.
2. Энциклопедический словарь юного математика. сост. А.П.Савин – М. Педагогика, 1989 г.
3. Математика №7, с.2-3, №9, с.4-8, 2005 г.
4. Математика №15, с.2-3, 2004 г.
5. Математика в школе №6, 1988г,с.62.
6. Математика. Занятия школьного кружка 5-е классы.с.166, с.186-188,
с.143,с.114
7. За страницами учебника математики В.Л. Минковский, с.42-43, с.12-14.
8. Наука в твоей профессии, №11,1978г., с.42.
9. Энциклопедия «Я познаю мир. Математика», 2006 г., с.355, 363.