"Самостоятельные части речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тема урока разбирается деятельностным методом. Ребята делятся на группы и готовят сообщения о частях речи применяя алгоритм разбора и пользуясь дополнительными информационными источниками. Физминутка и закрепление материала проходит в игровой форме. Презентация помогает лучшему восприятию учебного материала. Во время самопроверки теста формируются навыки самооценки и самоанализа. Домашнее задание способствует закреплению материала и развитию речи учащихся.

Цель: обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи.

Задачи

  • Совершенствовать умение находить самостоятельные части речи в тексте по их значению и признакам.
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа.
  • Развивать внимание, мышление, речь, коммуникативные УУД.

Тип урока – урок путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, Презентация, тетради, орфографические словари, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.

– Я желаю вам успешной работы, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и  пожелайте друг другу удачи.

 Слайд 1

II. Минутка каллиграфии.

– Чтобы правильно и красиво писать в тетради проведем минутку каллиграфии.
– Для лучшего результата, давайте разбудим свои пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

*Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.

– Запишите правильно, аккуратно, соответствуя правилам каллиграфии:

Число, месяц. Ниже «Классная работа». Обратите внимание на буквы  К, п, р, б и соединения букв  кл, ая, от. Не забываем о наклоне.

На доске образец написания. 

– Подчеркните лучшие буквы.

– Скажите, для чего мы повторили написание букв и соединений? (Работали над совершенствованием почерка)

III. Словарная работа

Работа с орфографическим словарем:

1. Запишите трехсложное неизменяемое слово с удвоенной согласной
– Какие слова записали? (медленно)
Аналогично.
2. Запишите двусложное слово, в котором ударение падает на гласную в первом слоге, обозначающее, признак предмета  (желтый, русский, черный)
3. Запишите слово, которое нельзя разделить для переноса (язык, класс, овес, обед, орех)
4. Слово, обозначающее количество предметов с мягким знаком показателем мягкости согласного звука (одиннадцать)
5. Слово с парной согласной в слове (народ, город, салазки)
6. Слово с непроизносимой согласной в слове (лестница, праздник, чувство)
7. Имя собственное (Москва, Кремль, Алла, Анна, Кирилл)
8. Слово, в котором букв больше, чем звуков (язык, заяц, расстояние)
9. Запишите слово, обозначающее действие предмета (жужжит, пошел)
10. Отгадайте загадку:

Ходит город-великан
На работу в океан.

– Молодцы! – Это слово корабль.
– Подберите родовое понятие к слову корабль.
– Корабль – это транспорт.
– Для чего он предназначен?
– Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.
– Сформулируйте определение слова корабль?
– Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.

Слайд 2

 – Какие бывают корабли?
– Ещё бывают космические корабли. На них люди летают в космос.

Слайд 3

– Найдите слово корабль в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?
– В слове корабль непроверяемая безударная гласная о, на конце ь. 

Слайд 4  

 – Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

– Какие знания применили? Что повторили?

IV. Актуализация знаний, целеполагание

– Прочитайте еще раз записанные слова.
– На какой вопрос отвечает слово корабль? Что оно обозначает? Какой частью речи является?
(Слово «корабль» отвечает на вопрос: что? Оно обозначает предмет. Значит, это имя существительное.)
– Определим части речи у других словарных слов… (корабль, желтый, жужжит, одиннадцать, медленно…)

– К какой группе относятся эти части речи?  (Это самостоятельные части речи) Какая еще часть речи относится к данной группе? (Местоимение)

Слайд 5:

Самостоятельные части речи

– Определите тему урока.
– Сформулируйте цель урока. (Тема нашего урока «Самостоятельные части речи».Обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи)

Слайд 6

V. Работа над новой темой

Слайд 7

– Сегодня мы будем путешествовать на волшебном корабле по стране «Части речи» и побываем в первом большом городе – «Самостоятельные части речи».
– Сколько районов в этом городе? (6) 

Слайд 8

– Назовите главные признаки самостоятельных частей речи. (Имеют лексическое значение и изменяют грамматическую форму, играют синтаксическую роль в предложении)
– Какая часть речи отличается от других? Чем? (Это Наречие – оно не изменяет форму)

Работа в группах (деление на группы проходит вначале урока, дети выбирают один из предложенных шести цветов)

– А теперь вы попробуйте сами рассказать о каждой части речи. Для этого разобьемся на группы в зависимости от цвета. Каждая группа подготовит сообщение о своей самостоятельной части речи по плану. Если возникнет проблема, пользуйтесь справочной литературой (справочник для учащегося, учебник). Распределите во время подготовки кто и о чем будет рассказывать по плану. 

Время на подготовку – 7-10 минут

* Ребята записывают ответ письменно на предложенных листах бумаги, которые затем вывешиваются на доске.

Слайд 9

План

  1. На какие вопросы отвечает. Что обозначает?
  2. Как изменяется?
  3. Какую роль играет в предложении?
  4. Примеры (Составить и записать предложения)

Вот мы в 1 районе. Здесь живут Имена существительные. Познакомимся с их обычаями.
И Т. Д.

Защита групп – (появление на доске информации о частях речи)

Слайды 10-12

* В ходе защиты учитель оценивает общую работу групп.

– Какие умения развивали?
– Все ли получилось так, как вы задумывали?
– Что не получилось?
– Почему? Что надо было сделать иначе?

VI. Физминутка – закрепление изученного материала

– Мне хочется, чтобы вы подружились с жителями города. Предложим им поиграть.

«Игра на внимание»

На доске подсказки движений:  Слайд 13

Имя существительное   хлопаем
Имя прилагательное      руки на поясе
Глагол                             шагаем
Местоимение                 приседаем
Числительное                 руки вверх
Наречие                          крутим головой 

Учитель читает стихотворение и с ребятами проверяет правильность определения частей речи.

* Можно под музыку. *

 Слайд 14

Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
А  меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, сверху
Кружева да бахрома,
Это значит – на снежинках
Опустилась к нам ЗИМА.

Проверим, хорошо ли мы запомнили наших друзей!

VII. Самостоятельная работа

Задание: Выполни задания теста. Правильный ответ отмечай V.

Тест

1. У  какого слова неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

А) конники – имя существительное
Б) двинулись – глагол
В) медленно – прилагательное

2. Слово мяч является именем существительным, а слово красный

А) глаголом
Б) именем прилагательным
В) наречием

3. В предложении  «Лосенок Мишка за три года стал большим и сильным лосем». Выделенное слово является:

А) числительным
Б) прилагательным
В) местоимением

4. Слова сгруппированы. В какой группе только местоимения?

А) потом, мы, второй, он
Б) сам, весь, этот, себя
В) мой, мал, твой, ваш

5. Слова сгруппированы. Зачеркни лишнее слово в каждой группе:

А) лосенок, стрекоза, деревня, поет, гриб
Б) веселый, радость, солнечные, теплая
В) пять, одиннадцать, сорок восемь, мы

6. Соотнеси (соедини стрелками)части речи с грамматическими формами:

А) -ая,-яя, -ой, -ый, -ое, - ее, -ой, -ие, -ые                            1. Имя существительное
Б) -ет, -ут, -ют, -ешь                                                                2. Имя прилагательное   
В)  -а. –я, -о,  -е ,  -ь, -,                                                        3. Глагол

Проверка

Слайд 15

VIII. Самоанализ

Слайд 16

Оцени как ты выполнял(а) задание, закрасив кружок рядом с его номером:

Зеленым – легко, без затруднений;
Желтым  – с некоторыми затруднениями;
Красным – самостоятельно с заданием не справился(лась).

– Устраивает ли тебя твоя оценка? Что нужно исправить, чтобы ее повысить?

* Индивидуальная работа предлагается 2, 3 учащимся на карточках.

Задание: Буратино вставил пропущенные буквы в словах и определил самостоятельные части речи. Необходимо найти и исправить ошибки Буратино.

Текст

У нас(м) жывет(гл.) лосенок(сущ.) Рыжик(сущ.). Он(сущ.) совсем(н) крошечный(гл.). На голаве(сущ.) торчят(гл,) два(числ.) остреньких(прил.) уха(сущ.). У него(м) пушистый(прил.) хвостик(сущ.), круглые(сущ.), как пугофки(сущ.) гласки(сущ.). Мы(м) его(сущ) очень(н) любим(гл). 

Наше путешествие закончилось.

IX. Итог урока

Слайд 17

По каким признакам определяем часть речи? (Вопросу, лексическому значению, грамматической форме, синтаксической роли в предложении)

Рефлексия

– Какое задание вам больше всего понравилось?
– Что было легко? Что показалось трудным?
– Всем спасибо за активную и плодотворную работу на уроке!

X. Домашнее задание

– Составить рассказ (стихотворение) о зиме, используя самостоятельные части речи.