Цели:
обучающая:
- знакомство учащихся со значением частиц;
развивающие:
- выразительность речи учащихся;
- умение строить ответ на вопрос;
- развитие творческих способностей, мышления учащихся.
Учащиеся должны
знать:
- значение частиц,
- роль частиц в речи;
уметь:
- определять роль частицы в тексте,
- употреблять частицы в конкретной речевой ситуации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Я рада видеть вас на уроке. Мы продолжим разговор о частицах. Учимся использовать их в речи. Проверим домашнее задание. Хотелось бы услышать ваши мечты о том “Если бы...” (слайд №2)
Заслушать миниатюры учащихся.
Учитель: Какая часть речи помогла ребятам выразить мечты, планы, пожелания?
(Частицы бы, пусть служат для образования условного и повелительного наклонения глагола) (слайд № 3)
Учитель: Подготовьте сообщение о частице, пользуясь планом. (слайд № 4 ). В случае затруднения обратитесь к соседу по парте.
(заслушать ответы 2-х учащихся)
Учитель: Оцените ответы своих товарищей, используя план. (слайд № 5 )
III. Актуализация знаний
Учитель: Продолжим знакомство с частицами. В этом нам поможет работа с текстом. Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Разлука”. (слайд № 6 )
...Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья?
Учитель: Поделитесь, какие чувства вызывают эти строки?
(радости, оптимизма, надежды)
Учитель: В каких словах заключены эти чувства?
(Святому братству верен я)
Учитель: А что подразумевается под этими словами “святое братство”? Какие слова выражают заветное желание поэта?
(Святое братство – это дружба. Слово пусть выражает желание поэта).
Учитель: А какая часть речи помогает выразить заветное желание поэта?
(частица пусть)
Учитель: Прочитайте это предложение, чтобы мы поняли заветное желание поэта.
(Прочитать так, чтобы ударение падало на слово пусть)
Учитель: Какова же роль частицы в речи?
(выразить мысль, желание человека)
Учитель: Каким пунктом плана можно добавить рассказ о частице?
(какую роль играет частица в тексте или употребление частицы в тексте)
Учитель: На какое правило орфограммы в словах этого отрывка?
(безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Учитель: Выпишите три слова на это правило и объясните условия выбора орфограммы.
Объясните графически запятые и двоеточие в предложении)
(один человек работает у доски, одно слово объясняет, затем у доски работает самостоятельно, второй ученик графически объясняет знаки препинания, класс самостоятельно и сверяют записи) (слайд № 7 )
Учитель: Как же проверить безударную гласную в корне слова?
(послушать ответ ученика)(слайд №8)
Учитель: Назовите служебные части речи.
Какие среди них частицы? Докажите, что это частицы.
(Служебные слова: б, ни, ли, пусть. (слайд № 9 ) Не называют предмет или действие, служит для образования формы условного или повелительного наклонения)
IV. Новый материал
Учитель: Обратимся снова к тексту. Какая частица помогает задать вопрос?
(частица ли)
Учитель: Мы продолжаем работу над частицами и будем говорить о значении частиц. Тема нашего урока: Значение частиц (слайд №10 ) Запишем её. Как вы понимаете слово значение?
(оно что-то значит)
Учитель: Цель нашего урока (слайд № 10 )
Знать:
- значение частиц,
- роль частиц в речи;
Уметь:
- определять роль частицы в тексте,
- употреблять частицы в конкретной речевой ситуации.
Учитель: Мы побываем в гостях у частиц с различным значением. В каком доме живет частица ли? Кто ее соседи? Как называются эти частицы? (слайд № 11)
Учитель: Учимся употреблять частицы в речи. Выполним 1 предложение из упражнения 875. Прочитайте предложение с вопросительными частицами с различными оттенками.
(читают предложение с негодованием, удивлением, вопросом)
Учитель: Зачем нужны вопросительные частицы?
(уточнить, спросить разрешение, удивиться)
Учитель: Составьте диалог из двух реплик с вопросительными частицами.
Работа в парах (заслушать несколько диалогов)
Учитель: Запишем один на доске и в тетради. (слайд № 12 )
- Разве поезд ушел?
- Да, ушел.
Учитель: Что такое диалог? Объясните знаки препинания при диалоге? Слайд № 12)
Учитель: Какую интонацию придала предложению частица?
(Вопросительную)
Учитель: Назовите, вопросительные частицы. Какая частица вызывает затруднение в написании? Как пишется? (слайд № 13 )
(Неужели – слитно)
Учитель: Назовите частицы, живущие в соседнем доме. Как называются? (Слайд № 11)
Учитель: Учимся употреблять эти частицы в речи. Что нужно сделать в упражнении 876?
(Читают первое предложение с восклицательными частицами)
Учитель: Выразите свое отношение к поэзии Пушкина с восклицательной частицей как.
(Как я люблю поэзию Пушкина!
Как восхитительны стихи Пушкина!
Как приятно читать вечерами сказки Пушкина!
Как много знаешь ты о Пушкине!)
Учитель: Запишем на доске и в тетради, подчеркнем как члены предложения. Являются ли частицы членами предложения? (слайд № 14 )
(записать предложения в тетради)
Учитель: Какие чувства можно передать с помощью восклицательных частиц? Назовите их (слайд № 11 )
(Передают чувство восхищения, радости, удивления)
Учитель: Значение частиц понимал и обыгрывал Пушкин. Его любимая частица вот, которую он употребил в своей поэзии более 1000 раз.
Запишем предложение: (слайд № 15 )
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Учитель: О чем нам говорит частица вот?
О чем хочет предупредить?
(Частица вот указательная, обращает внимание на предмет)
Выделим частицу вот.
В каком домике живет?
Как называется? (слайд №11)
Учитель: Значение какого слова вы не поняли?
(Опальный)
Учитель: А как бы вы его объяснили?
(выслушать ответы учеников)
Учитель: А если не можем точно объяснить значение слова, что нам поможет, куда должны обратиться?
(В толковый словарь)
Учитель: ... Уже посмотрела и выяснила, что Опальный – устаревшее слово. В старину: находящийся в опале, т.е в немилости у царя. (слайд № 16 )
Учитель: А как объясните запятую в предложении?
(Сложноподчиненное предложение)
Учитель: Составьте предложение с усиленной частицей вот Пушкина.
(Вот томик Пушкина.
Вот на столе стихи Пушкина.
Вот на стене портрет Пушкина.)
Учитель: Найдите и прочитайте в упражнении 874 предложение с указательной частицей вон.
(Вон даль голубая видна.)
Учитель: На какой предмет указывает частица вон?
(Указывает на дальний предмет, а частица вот – на близкий предмет)
Учитель: Каково назначение указательных частиц, живущих в этом домике?
(выделить тот предмет, на который нужно обратить внимание)
Учитель: Перед вами ещё строки Пушкина. Восстановите текст, сделав его более выразительным, вставьте нужные частицы. (слайд № 17 )
Эти витязи морские
Мне ....братья все родные.
Не печалься...., ступай,
В гости братьев поджидай.
Учитель: Какие частицы помогли сделать текст более выразительным? В каком домике живут эти частицы? Как называются? (слайд № 11 )
(частицы ведь, же – усилительные)
Учитель: Какие частицы живут ещё в этом домике?
(даже, уже, все-таки, уж, то)
Учитель: Какое слово делает частица же более выразительным?
(не печалься)
Учитель: Для чего нужны усилительные частицы?
(чтобы выделить, усилить какое-то слово)
Учитель: Значение какого слова не понятно?
(витязи)
Учитель: А как бы вы объяснили это слово?
(витязи – это богатыри, храбрые воины) (слайд № 18 )
V. Закрепление
Учитель: Что нового узнали о частицах?
(Частицы помогают сделать речь выразительной, придают словам и предложениям значение вопроса, восклицания, восхищения, уточнения, удивления) (слайд № 19)
Учитель: Что стало бы с речью, если бы не было частиц?
(Речь была бы невыразительной, скучной)
Учитель: Вы готовитесь к зачёту. Какой пункт вы добавили бы к плану рассказа о частицах?
(5. роль частиц в тексте) (слайд № 20 )
Учитель: Понятно ли вам значение частиц? Запишите несколько предложений под диктовку и укажите значение частиц.
Вот мы в Михайловском.
Помнишь ли ты стихи Пушкина?
Как можно не восхищаться поэзией А.С.Пушкина!
Учитель: Проверим ваши ответы. Какая тема объединяла сегодняшний урок?
(на уроке мы вспоминали творчество А.С. Пушкина)
Учитель: Да, знакомясь со значением частиц, мы говорили и о творчестве А.С.Пушкина. И домашнее задание продолжит тему Пушкина.
VI. Домашнее задание
Учитель: Используйте различные частицы в миниатюре “Моё отношение к сказкам Пушкина”. Для этого вспомните п.152, устно выполните упражнение 875, 876 по 2 предложения. (слайд № 21)