Цели урока:
- Образовательные:
- познакомить с видами аксонометрических проекций;
- научить выполнять простые геометрические построения с использованием аксонометрических проекций;
- формирование у студентов навыков графической деятельности.
- Развивающие:
- развитие познавательного интереса у студентов при изучении нового материала;
- прививать навыки практической деятельности;
- развитие пространственных представлений, творческих способностей.
- Воспитательные:
- воспитание сознательного и осмысленного применения полученных знаний при выполнении практических упражнений;
- формирование сознательного отношения к изучаемому материалу;
- формирование навыков самостоятельной работы.
Вид занятия: практическое занятие.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Вопросы:
- Общие сведения.
- Прямоугольные аксонометрические проекции.
- Косоугольные аксонометрические проекции.
- Построение плоских геометрических фигур в аксонометрии.
1) Для изображения на плоскости какого-либо предмета используют:
а) обычный рисунок;
б) способ перспективного изображения, основанный на методе центрального проецирования;
в) чертеж, состоящий из прямоугольных (ортогональных) проекций;
г) аксонометрические проекции.
Обычный рисунок изображает предмет, как он представляется глазу наблюдателя. (Слайд 6)
Способ перспективного изображения используют при создании архитектурных проектов. (Слайд 7)
Применение рисунка в производстве неудобно,
так как он искажает форму и размеры предмета.
Чертеж дает представление о форме и размерах
предмета, но часто уступает в наглядности. В этих
случаях дают дополнительное изображение этого
предмета в аксонометрической проекции. (Слайд
8)
На рисунке приведены ортогональные проекции предмета, по которым довольно трудно представить его форму. (рис. а ) Значительно нагляднее аксонометрическая проекция этого предмета. (рис. б)
Рассмотрим способ получения аксонометрических проекций. (Слайд 9)
Изобразим в трех проекциях куб. Все три видимые его грани 1, 2, 3 проецируются без искажения. Тот же куб поставлен относительно наблюдателя под углом и изображен в перспективе. Мы видим все три грани одновременно, но все грани и ребра изображены с искажением. Однако можно спроецировать куб так, чтобы видеть в проекциях все три грани, но с меньшим с искажением. Для этого куб располагаем внутри трехгранного угла, образованного плоскостями проекций H, V, W. (Слайд 10)
Таким образом, мы подошли к способу построения
аксонометрических проекций. Остается
определить, на какой угол целесообразнее всего
повернуть предмет.
ГОСТ 2.317-69 устанавливает аксонометрические
проекции, применяемые в чертежах всех отраслей
промышленности и строительства.
2) В зависимости от направления проецирующих прямых и искажения линейных размеров предмета аксонометрические проекции делятся на прямоугольные и косоугольные.
Если проецирующие прямые перпендикулярны аксонометрической плоскости проекций, то такая проекция называется прямоугольной аксонометрической. (Слайд 11)
Если проецирующие прямые направлены не под прямым углом, то такие проекции называются косоугольными. (Слайд 12)
3) Практически все, кому довелось изучать
черчение и инженерную графику сталкивались с
необходимостью произвести построение
аксонометрических проекций деталей. Сегодня мы
попробуем разобрать основные моменты, которые
нужно знать, чтоб начертить изометрию. Но при
этом оговорюсь, что построение изометрии, скорее
всего, будет вам не под силу, если вы еще не
освоили построение третьего вида. Вы должны уже
уметь хорошо ориентироваться в трех видах на
чертеже.
Начнем с того, что определимся с направлением
осей в изометрии. (Сслайд 13)
На следующей схеме показано соответствие направлений, по которым откладываются размеры в изометрии по отношению к размерам на чертеже. Интересный момент: как показал опыт, этот рисунок кому-то помогает понять принцип построения, а кого-то – наоборот – ставит в тупик. Поэтому, если вас эта схема скорее смущает, нежели просветляет, не зацикливайтесь на нем и читайте дальше – вполне вероятно, что там все будет понятно. (слайд 14)
Начнем непосредственно построение изометрической проекции детали. Возьмем для примера не очень сложную деталь. Это параллелепипед 50 х 60 х 80 мм, имеющий сквозное вертикальное отверстие диаметром 20 мм и сквозное прямоугольное отверстие 50 х 30 мм. (Слайд 15)
Начнем построение изометрии с вычерчивания верхней грани фигуры. Расчертим на требуемой нам высоте тонкими линиями оси Х и У. Из получившегося центра отложим вдоль оси Х 25 мм (половина от 50) и через эту точку проведем отрезок параллельный оси У длиной 60 мм. Отложим по оси У 30 мм (половина от 60) и через полученную точку проведем отрезок параллельный оси Х длиной 50 мм. Достроим фигуру. (Слайд 16)
Мы получили верхнюю грань фигуры. Не хватает только отверстия диаметром 20 мм. Построим это отверстие. В изометрии окружность изображается особым образом – в виде эллипса. Это связано с тем, что мы смотрим на нее под углом. Изображение окружностей на всех трех плоскостях мы изучили на предыдущем уроке, а пока лишь скажу, что в изометрии окружности проецируются в эллипсы с размерами осей a = 1,22D и b = 0,71D. Эллипсы, обозначающие окружности на горизонтальных плоскостях в изометрии изображаются с осью, а расположенной горизонтально, а ось b – вертикально. При этом расстояние между точками расположенными на оси Х или У равно диаметру окружности (смотри размер 20 мм). (Слайд 17)
Теперь, из трех углов нашей верхней грани начертим вниз вертикальные ребра – по 80 мм и соединим их в нижних точках. Фигура почти полностью начерчена – не хватает только прямоугольного сквозного отверстия. (Слайд 18)
Чтобы начертить его опустим вспомогательный отрезок 15 мм из центра ребра верхней грани. Через полученную точку проводим отрезок 30 мм параллельный верхней грани (и оси Х). Из крайних точек чертим вертикальные ребра отверстия – по 50 мм. Замыкаем снизу и проводим внутреннее ребро отверстия, оно параллельно оси У. (Слайд 19)
На этом простая изометрическая проекция может
считаться завершенной. Нужно показать невидимые
линии отверстий.
Закрепление нового учебного материала. Нужно
выполнить самостоятельно упражнение 33.
Подведение итогов урока.