В начале урока показывается видеофрагмент о полет Юрия Гагарина.
Цели урока:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по темам “Реактивное движение” и “Закон всемирного тяготения”.
- Развивающая: развитие познавательных интересов к изучению истории космонавтики.
- Воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения науки и советского народа.
Эпиграф
Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.
Константин Эдуардович Циолковский
Отряд космонавтов, разделенный на три экипажа, проходит предполетную подготовку и отбор.
Вам предстоит пройти следующие испытательные полигоны:
- исторический;
- теоретический;
- практический;
- расчетный.
I. Исторический полигон.
1. Назовите русского ученого, автора первого в мире проекта реактивного летательного аппарата, предназначенного для полета человека.
Автором первого в мире проекта реактивного летательного аппарата, предназначенного для полета человека, был русский революционер – народоволец Николай Иванович Кибальчич. Его казнили 3 апреля 1881 года за участие в покушении на императора Александра II.
В марте 1881 года он выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. Свой проект он разработал в тюрьме после вынесения смертного приговора. Н.И. Кибальчич писал: “Находясь в заключении, за несколько дней до своей смерти я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении... Я спокойно встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мною”.
2. Назовите русского ученого, основоположника современной космонавтики, который писал: “Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели”.
Константин Эдуардович Циолковский (17.09.1857–19.09.1953)
Русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования “ракетных поездов” — прототипов многоступенчатых ракет.
3. Кто является основоположником практической космонавтики?
Сергей Павлович Королев (12.01.1907 – 14.01.1966)
Советский учёный, конструктор. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. Является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям впервые в мире был осуществлен запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина.
4. Кто и когда первым вышел в открытый космос?
Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля “Восход-2” с использованием гибкой шлюзовой камеры. Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунда (из них вне корабля 12 минут 9 секунд), и по его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.
5. Назовите трех космонавтов, имеющих отношение к чувашской земле.
- Андриян Григорьевич Николаев. Летчик - космонавт СССР №3.
- Дважды Герой СССР. (5 сентября 1929 - 3 июля 2004)
- Родился в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР.
- Николай Михайлович Бударин
(29 апреля 1953) — 82-й космонавт России, космонавт-испытатель отряда космонавтов РКК “Энергия”, Герой Российской Федерации. Совершил 3 полёта в космос. Родился в поселке Киря в Чувашии.
Муса Хираманович Манаров (22 марта 1951, Баку, АзССР) — лётчик-космонавт СССР, полковник запаса, Герой Советского Союза. По национальности лакец. Детство провёл в городе Алатырь (Чувашия).
6. Сколько пилотируемых аппаратов садилось на Луну?
Экспедиция | Дата запуска |
Аполлон-11 | 16 июля 1969 г. |
Аполлон-12 | 14 ноября 1969 г. |
Аполлон-13 Не было посадки |
11 апреля 1970 г. |
Аполлон-14 | 31 января 1971 г. |
Аполлон-15 | 26 июля 1961 г. |
Аполлон-16 | 16 апреля 1972 г. |
Аполлон-17 | 7 декабря 1972 г. |
П. Теоретический полигон.
1. Сформулируйте закон, используемый для расчета скоростей космических кораблей.
Закон сохранения импульса.
В замкнутой системе векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой.
2. Назовите фамилию ученого, открывшего законы движения небесных тел.
Иоганн Кеплер (27.12 1571 — 15.11 1630)
Немецкий математик, астроном, оптик и астролог. Открыл законы движения планет.
3. Сформулируйте закон, отрытый Исааком Ньютоном в 1667 году, являющийся основным для описания движения небесных тел.
Закон всемирного тяготения. Он гласит, что сила гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы m1 и m2, разделёнными расстоянием R, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
4. Что такое первая космическая скорость?
Первая космическая скорость (круговая скорость) — скорость, которую необходимо придать объекту без двигателя, пренебрегая сопротивлением атмосферы и вращением планеты, чтобы вывести его на круговую орбиту с радиусом, равным радиусу планеты.
5. Что такое вторая космическая скорость?
Вторая космическая скорость (параболическая скорость, скорость освобождения, скорость убегания) — наименьшая скорость, которую необходимо придать объекту (например, космическому аппарату), масса которого пренебрежимо мала по сравнению с массой небесного тела (например, планеты), для преодоления гравитационного притяжения этого небесного тела.
6. Что такое третья космическая скорость?
Третья космическая скорость — минимально необходимая скорость тела без двигателя, позволяющая преодолеть притяжение Солнца и в результате уйти за пределы Солнечной системы в межзвёздное пространство.
При наиболее энергетически выгодном старте скорость объекта должна быть сонаправлена скорости орбитального движения Земли вокруг Солнца.
Аппараты “Пионер-10” (стартовал в марте 1972 года) и “Пионер-11” (стартовал в апреле 1973 года) первыми достигли третьей космической скорости и первыми исследовали дальний космос.
“Пионер-10” пролетел мимо Юпитера в декабре 1973 года. Основной его задачей было изучение условий в окрестностях Юпитера и получение фотографий планеты.
“Пионер-11” миновал Юпитер в 1974 году и продолжил полет. В 1979 году он достиг Сатурна.
Возможно, электрическая жизнь в нём теплится ещё и сегодня, но мы об этом уже не узнаем. Пионер - 10 с золотой табличкой на борту, запечатлевшей основные сведения о Земле и её обитателях, направляется в созвездие Тельца, к звезде Альдебаран: путь в 68 световых лет он преодолеет за два миллиона лет земных.
Корабли-близнецы Вояджер 1 (стартовал 5 сентября 1977 года) и Вояджер 2 (стартовал 20 августа 1977 года), как планировалось первоначально, должны были изучить Юпитер, Сатурн, кольца Сатурна и большие спутники обеих планет.
Проект считается одним из самых успешных и результативных в истории межпланетных исследований. Оба “Вояджера” впервые передали качественные снимки Юпитера и Сатурна, а “Вояджер-2” впервые достиг Нептуна и Урана. “Вояджеры” стали третьим и четвёртым космическими аппаратами, покинувшими пределы Солнечной системы.
III. Физкультминутка “Космическая зарядка”
IV. Практический полигон.
1. Почему Циолковский писал о необходимости использовать многоступенчатые ракеты?
В 1935 году Циолковский написал работу “Наибольшая скорость ракеты”, в которой утверждал, что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение сохраняет свою справедливость и сегодня: все современные носители космических аппаратов — многоступенчатые.
2. Где нужно строить космодромы?
При выборе места для строительства космодрома учитываются такие факторы, как наличие зон отчуждения (участков незаселённой или малонаселённой местности) для падения отделяемых частей ракет в штатных и аварийных ситуациях, а также хорошо развитой сети транспортных и энергетических магистралей. Важно и географическое расположение места старта.
Например, в зависимости от широты места старта, меняется добавка к характеристической скорости ракеты за счёт суточного вращения Земли: дополнительная линейная скорость (на экваторе 465 м/с, на широте Байконура — 316 м/с) при заданной мощности РН позволяет вывести на орбиту в восточном направлении полезный груз (ПГ) большей массы.
Указанные причины обусловили расположение большинства зарубежных космодромов на побережье океана, по возможности в районах, наиболее близких к экватору.
Погодные условия в районе космодрома тоже имеют значение — большое число безоблачных и, по возможности, безветренных дней в году дают возможность более эффективно использовать оптические средства слежения за полётом РН.
3. Почему в России космонавтика началась с одноразовых кораблей?
Ракетостроение имеет в своей основе два источника — авиацию и артиллерию. Авиационное начало требовало многоразовости и крылатости, артиллерийское было склонно к одноразовому применению “ракетного снаряда”. Когда дело дошло до практики, конструкторы столкнулись с целым комплексом проблем высокоскоростного полета, в числе которых — чрезвычайно высокие механические и тепловые нагрузки. Инженеры смогли подобрать оптимальную форму боевой части и эффективные теплозащитные материалы. И когда начали разрабатывать реальные космические корабли, проектанты оказались перед выбором концепции: строить космический “самолет” или аппарат капсульного типа, похожий на головную часть межконтинентальной баллистической ракеты? Поскольку космическая гонка шла в бешеном темпе, было выбрано наиболее простое решение — ведь в вопросах аэродинамики и конструкции капсула куда проще самолета.
На техническом уровне тех лет сделать капсульный корабль многоразовым было практически нереально. Баллистическая капсула входит в атмосферу с огромной скоростью, а ее поверхность может нагреваться до 2 500—3 000 градусов. Космический самолет, обладающий достаточно высоким аэродинамическим качеством, при спуске с орбиты испытывает почти вдвое меньшие температуры (1 300—1 600 градусов), но материалы, пригодные для его теплозащиты, в 1950—1960-е годы еще не были созданы. Единственной действенной теплозащитой была тогда заведомо одноразовая абляционная обмазка. Попытки разместить в единой капсуле все системы — двигательную установку с топливными баками, системы управления, жизнеобеспечения и энергопитания — вели к быстрому росту массы аппарата: чем больше размеры капсулы, тем больше масса теплозащитного покрытия. Однако грузоподъемность тогдашних ракет-носителей была ограниченна. Решение было найдено в делении корабля на функциональные отсеки. “Сердце” системы обеспечения жизнедеятельности космонавта размещалось в небольшой кабине-капсуле с тепловой защитой, а блоки остальных систем были вынесены в одноразовые отделяемые отсеки, естественно, не имевшие никакого теплозащитного покрытия.
4. Для чего запускаются ИСЗ?
Различают следующие типы спутников: Астрономические спутники — это спутники, предназначенные для исследования планет, галактик и других космических объектов.
- Биоспутники — это спутники, предназначенные для проведения научных экспериментов над живыми организмами, в условиях космоса.
- Дистанционного зондирования Земли
- Космические корабли — пилотируемые космические аппараты
- Космические станции — долговременные космические корабли
- Метеорологические спутники — это спутники, предназначенные для передачи данных в целях предсказания погоды, а также для наблюдения климата Земли.
- Навигационные спутники.
- Разведывательные спутники.
- Спутники связи.
- Телекоммуникационные спутники.
- Экспериментальные спутники.
5. Как питаются космонавты?
К особенностям организации питания следует отнести:
- повышенные требования к прочности тары и упаковки продуктов вследствие перегрузок;
- невозможность применения традиционной посуды (тарелки, чашки, стаканов) из-за условий невесомости;
- ограничение содержания в продуктах жидкой фазы (однако, продукты не должны быть только сухими, брикетированными или и виде таблеток; по свойствам они должны максимально приближаться к продуктам, потребляемым в земных условиях);
- повышенные требования к продуктам, которые крошатся и являются опасными для здоровья космонавтов (например, попадание крошек в горло в условиях невесомости, загрязнение кабины и др.);
- длительность сроков хранения, полноценность продуктов по составу, ограничение по массе и объему, отсутствие несъедобной части.
Перечисленные факторы рациона являются основными при подборе продуктов для космонавтов
6. Какие необычные состояния испытывают космонавты во время полета?
Если ускорение тела равно ускорению свободного падения a = g, то вес тела P = 0. Такое состояние называется состоянием невесомости. В состоянии невесомости пребывают космонавты в космическом корабле во время полета, поскольку они движутся вокруг Земли с центростремительным ускорением, равным ускорению свободного падения
Если тело вместе с опорой или подвесом движется с ускорением, направленным противоположно ускорению свободного падения, то его вес больше силы тяжести, т. е. больше веса покоящегося тела.
Увеличение веса тела, вызванное движением с ускорением, называют перегрузкой. Огромные перегрузки испытывают космонавты и пилоты реактивных самолетов при взлете и посадке. Для того чтобы уменьшить давление на скелет космонавтов при взлете, сделаны специальные кресла, в которых космонавты находятся в полулежачем положении. При этом сила давления, которая действует на космонавта, распределяется на большую площадь, и давление на скелет становится меньше, чем в том случае, когда космонавт находится в сидячем положении.
V. Расчетный полигон.
Тест на компьютере проходят по 2 человека от команды. Остальные работают на местах.
1. На экране монитора в Центре управления полетом отражены графики скоростей многоступенчатой ракеты массой 50 т и первой отделившейся ступени массой 10 т. Чему равна скорость оставшейся части ракеты?
1. 7 * 103 м/с
2. 8 * 103 м/с
3. 9 * 103 м/с
4. 13 * 103 м/с
2. На какой стадии полета в космическом корабле, который становится на орбите спутником Земли, будет наблюдаться невесомость?
1. на стартовой позиции с включенным двигателем
2. при выходе на орбиту с включенным двигателем
3. при орбитальном полете с выключенным двигателем
4. при посадке с парашютом с выключенным двигателем
3. Искусственный спутник движется вокруг Земли по круговой орбите. Выберите правильное утверждение.
1. Скорость спутника направлена к центру Земли.
2. Земля притягивает спутник с силой, большей, чем спутник притягивает Землю.
3. Скорость спутника направлена в сторону противоположную центру Земли.
4. Ускорение спутника равно ускорению свободного падения вблизи поверхности Земли.
4. Чему равна первая космическая скорость для тела, запущенного с поверхности Земли?
1. 8 м/с
2. 8 км/с
3. 9,8 м/с
4. 11,2 км/с
5. Какой позывной был у Юрия Гагарина во время его полета в космос?
1. Сокол
2. Беркут
3. Кедр
4. Тополь
VI. Карта рефлексии (каждый ученик ставит себе оценку за работу на уроке).
Кроме этого, подводится итог командной игры.
задание | исторический полигон | теоретический полигон | практический полигон | расчетный полигон | итог |
оценка |
В конце урока звучит песня “Я верю, друзья, караваны ракет...”
Тест.