"Нас ждут космические дали". 10-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


В начале урока показывается видеофрагмент о полет Юрия Гагарина.

Цели урока:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по темам “Реактивное движение” и “Закон всемирного тяготения”.
  • Развивающая: развитие познавательных интересов к изучению истории космонавтики.
  • Воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения науки и советского народа.

Эпиграф

Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.

Константин Эдуардович Циолковский

Отряд космонавтов, разделенный на три экипажа, проходит предполетную подготовку и отбор.

Вам предстоит пройти следующие испытательные полигоны:

  • исторический;
  • теоретический;
  • практический;
  • расчетный.

I. Исторический полигон.

1. Назовите русского ученого, автора первого в мире проекта реактивного летательного аппарата, предназначенного для полета человека.

Автором первого в мире проекта реактивного летательного аппарата, предназначенного для полета человека, был русский революционер – народоволец Николай Иванович Кибальчич. Его казнили 3 апреля 1881 года за участие в покушении на императора Александра II.

В марте 1881 года он выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. Свой проект он разработал в тюрьме после вынесения смертного приговора. Н.И. Кибальчич писал: “Находясь в заключении, за несколько дней до своей смерти я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении... Я спокойно встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мною”.

2. Назовите русского ученого, основоположника современной космонавтики, который писал: “Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели”.

Константин Эдуардович Циолковский (17.09.1857–19.09.1953)

Русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования “ракетных поездов” — прототипов многоступенчатых ракет.

3. Кто является основоположником практической космонавтики?

Сергей Павлович Королев  (12.01.1907 – 14.01.1966)

Советский учёный, конструктор. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. Является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям впервые в мире был осуществлен запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина.

4. Кто и когда первым вышел в открытый космос?

Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля “Восход-2” с использованием гибкой шлюзовой камеры. Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунда (из них вне корабля 12 минут 9 секунд), и по его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

5. Назовите трех космонавтов, имеющих отношение к чувашской земле.

  • Андриян Григорьевич Николаев. Летчик - космонавт СССР №3.
  • Дважды Герой СССР. (5 сентября 1929 - 3 июля 2004)
  • Родился в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР.
  • Николай Михайлович Бударин 

(29 апреля 1953) — 82-й космонавт России, космонавт-испытатель отряда космонавтов РКК “Энергия”, Герой Российской Федерации. Совершил 3 полёта в космос.  Родился в поселке Киря в Чувашии.

Муса Хираманович Манаров (22 марта 1951, Баку, АзССР) — лётчик-космонавт СССР, полковник запаса, Герой Советского Союза. По национальности лакец. Детство провёл в городе Алатырь (Чувашия).

6. Сколько пилотируемых аппаратов садилось на Луну?

Экспедиция Дата запуска
Аполлон-11 16 июля 1969 г.
Аполлон-12 14 ноября 1969 г.
Аполлон-13

Не было посадки

11 апреля 1970 г.
Аполлон-14 31 января 1971 г.
Аполлон-15 26 июля 1961 г.
Аполлон-16 16 апреля 1972 г.
Аполлон-17 7 декабря 1972 г.

П. Теоретический полигон.

1. Сформулируйте закон, используемый для расчета скоростей космических кораблей.

Закон сохранения импульса.

В замкнутой системе векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой.

2. Назовите фамилию ученого, открывшего законы движения небесных тел.

Иоганн Кеплер (27.12 1571  — 15.11 1630)

Немецкий математик, астроном, оптик и   астролог. Открыл законы движения планет.

3. Сформулируйте закон, отрытый Исааком Ньютоном в 1667 году, являющийся основным для описания движения небесных тел.

Закон всемирного тяготения. Он гласит, что сила гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы m1 и m2, разделёнными расстоянием R, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

4. Что такое первая космическая скорость?

Первая космическая скорость (круговая скорость) — скорость, которую необходимо придать объекту без двигателя, пренебрегая сопротивлением атмосферы и вращением планеты, чтобы вывести его на круговую орбиту с радиусом, равным радиусу планеты.

5. Что такое вторая космическая скорость?

Вторая космическая скорость (параболическая скорость, скорость освобождения, скорость убегания) — наименьшая скорость, которую необходимо придать объекту (например, космическому аппарату), масса которого пренебрежимо мала по сравнению с массой небесного тела (например, планеты), для преодоления гравитационного притяжения этого небесного тела.

6. Что такое третья космическая скорость?

Третья космическая скорость — минимально необходимая скорость тела без двигателя, позволяющая преодолеть притяжение Солнца и в результате уйти за пределы Солнечной системы в межзвёздное пространство.

При наиболее энергетически выгодном старте скорость объекта должна быть сонаправлена скорости орбитального движения Земли вокруг Солнца.

Аппараты “Пионер-10” (стартовал в марте 1972 года) и “Пионер-11” (стартовал в апреле 1973 года) первыми достигли третьей космической скорости и первыми исследовали дальний космос.

“Пионер-10” пролетел мимо Юпитера в декабре 1973 года. Основной его задачей было изучение условий в окрестностях Юпитера и получение фотографий планеты.

“Пионер-11” миновал Юпитер в 1974 году и продолжил полет. В 1979 году он достиг Сатурна.

Возможно, электрическая жизнь в нём теплится ещё и сегодня, но мы об этом уже не узнаем. Пионер - 10 с золотой табличкой на борту, запечатлевшей основные сведения о Земле и её обитателях, направляется в созвездие Тельца, к звезде Альдебаран: путь в 68 световых лет он преодолеет за два миллиона лет земных.

Корабли-близнецы Вояджер 1 (стартовал 5 сентября 1977 года) и Вояджер 2 (стартовал 20 августа 1977 года), как планировалось первоначально, должны были изучить Юпитер, Сатурн, кольца Сатурна и большие спутники обеих планет.

Проект считается одним из самых успешных и результативных в истории межпланетных исследований. Оба “Вояджера” впервые передали качественные снимки Юпитера и Сатурна, а “Вояджер-2” впервые достиг Нептуна и Урана. “Вояджеры” стали третьим и четвёртым космическими аппаратами, покинувшими пределы Солнечной системы.

III. Физкультминутка “Космическая зарядка”

IV. Практический полигон.

1. Почему Циолковский писал о необходимости использовать многоступенчатые ракеты?

В 1935 году Циолковский написал работу “Наибольшая скорость ракеты”, в которой утверждал, что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение сохраняет свою справедливость и сегодня: все современные носители космических аппаратов — многоступенчатые.

2. Где нужно строить космодромы?

При выборе места для строительства космодрома учитываются такие факторы, как наличие зон отчуждения (участков незаселённой или малонаселённой местности) для падения отделяемых частей ракет в штатных и аварийных ситуациях, а также хорошо развитой сети транспортных и энергетических магистралей. Важно и географическое расположение места старта.

Например, в зависимости от широты места старта, меняется добавка к характеристической скорости ракеты за счёт суточного вращения Земли: дополнительная линейная скорость (на экваторе 465 м/с, на широте Байконура — 316 м/с) при заданной мощности РН позволяет вывести на орбиту в восточном направлении полезный груз (ПГ) большей массы.

Указанные причины обусловили расположение большинства зарубежных космодромов на побережье океана, по возможности в районах, наиболее близких к экватору.

Погодные условия в районе космодрома тоже имеют значение — большое число безоблачных и, по возможности, безветренных дней в году дают возможность более эффективно использовать оптические средства слежения за полётом РН.

3. Почему в России космонавтика началась с одноразовых кораблей?

Ракетостроение имеет в своей основе два источника — авиацию и артиллерию. Авиационное начало требовало многоразовости и крылатости, артиллерийское было склонно к одноразовому применению “ракетного снаряда”. Когда дело дошло до практики, конструкторы столкнулись с целым комплексом проблем высокоскоростного полета, в числе которых — чрезвычайно высокие механические и тепловые нагрузки. Инженеры смогли подобрать оптимальную форму боевой части и эффективные теплозащитные материалы. И когда начали разрабатывать реальные космические корабли, проектанты оказались перед выбором концепции: строить космический “самолет” или аппарат капсульного типа, похожий на головную часть межконтинентальной баллистической ракеты? Поскольку космическая гонка шла в бешеном темпе, было выбрано наиболее простое решение — ведь в вопросах аэродинамики и конструкции капсула куда проще самолета.

    На техническом уровне тех лет сделать капсульный корабль многоразовым было практически нереально. Баллистическая капсула входит в атмосферу с огромной скоростью, а ее поверхность может нагреваться до 2 500—3 000 градусов. Космический самолет, обладающий достаточно высоким аэродинамическим качеством, при спуске с орбиты испытывает почти вдвое меньшие температуры (1 300—1 600 градусов), но материалы, пригодные для его теплозащиты, в 1950—1960-е годы еще не были созданы. Единственной действенной теплозащитой была тогда заведомо одноразовая абляционная обмазка. Попытки разместить в единой капсуле все системы — двигательную установку с топливными баками, системы управления, жизнеобеспечения и энергопитания — вели к быстрому росту массы аппарата: чем больше размеры капсулы, тем больше масса теплозащитного покрытия. Однако грузоподъемность тогдашних ракет-носителей была ограниченна. Решение было найдено в делении корабля на функциональные отсеки. “Сердце” системы обеспечения жизнедеятельности космонавта размещалось в небольшой кабине-капсуле с тепловой защитой, а блоки остальных систем были вынесены в одноразовые отделяемые отсеки, естественно, не имевшие никакого теплозащитного покрытия.

4. Для чего запускаются ИСЗ?

Различают следующие типы спутников: Астрономические спутники — это спутники, предназначенные для исследования планет, галактик и других космических объектов.

  • Биоспутники — это спутники, предназначенные для проведения научных экспериментов над живыми организмами, в условиях космоса.
  • Дистанционного зондирования Земли
  • Космические корабли — пилотируемые космические аппараты
  • Космические станции — долговременные космические корабли
  • Метеорологические спутники — это спутники, предназначенные для передачи данных в целях предсказания погоды, а также для наблюдения климата Земли.
  • Навигационные спутники.
  • Разведывательные спутники.
  • Спутники связи.
  • Телекоммуникационные спутники.
  • Экспериментальные спутники.

5. Как питаются космонавты?

К особенностям организации питания следует отнести:

  • повышенные требования к прочности тары и упаковки продуктов вследствие перегрузок;
  • невозможность применения традиционной посуды (тарелки, чашки, стаканов) из-за условий невесомости;
  • ограничение содержания в продуктах жидкой фазы (однако, продукты не должны быть только сухими, брикетированными или и виде таблеток; по свойствам они должны максимально приближаться к продуктам, потребляемым в земных условиях);
  • повышенные требования к продуктам, которые крошатся и являются опасными для здоровья космонавтов (например, попадание крошек в горло в условиях невесомости, загрязнение кабины и др.);
  • длительность сроков хранения, полноценность продуктов по составу, ограничение по массе и объему, отсутствие несъедобной части.

Перечисленные факторы рациона являются основными при подборе продуктов для космонавтов

6. Какие необычные состояния испытывают космонавты во время полета?

Если ускорение тела равно ускорению свободного падения a = g, то вес тела P = 0. Такое состояние называется состоянием невесомости. В состоянии невесомости пребывают космонавты в космическом корабле во время полета, поскольку они движутся вокруг Земли с центростремительным ускорением, равным ускорению свободного падения

Если тело вместе с опорой или подвесом движется с ускорением, направленным противоположно ускорению свободного падения, то его вес больше силы тяжести, т. е. больше веса покоящегося тела.

Увеличение веса тела, вызванное движением с ускорением, называют перегрузкой. Огромные перегрузки испытывают космонавты и пилоты реактивных самолетов при взлете и посадке. Для того чтобы уменьшить давление на скелет космонавтов при взлете, сделаны специальные кресла, в которых космонавты находятся в полулежачем положении. При этом сила давления, которая действует на космонавта, распределяется на большую площадь, и давление на скелет становится меньше, чем в том случае, когда космонавт находится в сидячем положении.

V. Расчетный полигон.

Тест на компьютере проходят по 2 человека от команды. Остальные работают на местах.

1. На экране монитора в Центре управления полетом отражены графики скоростей многоступенчатой ракеты массой 50 т и первой отделившейся ступени массой 10 т. Чему равна скорость оставшейся части ракеты?

1. 7 * 103 м/с

2. 8 * 103 м/с

3. 9 * 103 м/с

4. 13 * 103 м/с

2. На какой стадии полета в космическом корабле, который становится на орбите спутником Земли, будет наблюдаться невесомость?

1. на стартовой позиции с включенным двигателем

2. при выходе на орбиту с включенным двигателем

3. при орбитальном полете с выключенным двигателем

4. при посадке с парашютом с выключенным двигателем

3. Искусственный спутник движется вокруг Земли по круговой орбите. Выберите правильное утверждение. 

1.  Скорость спутника направлена к центру Земли.

2. Земля притягивает спутник с силой, большей, чем спутник притягивает Землю.

3. Скорость спутника направлена в сторону противоположную центру Земли.

4. Ускорение спутника равно ускорению свободного падения вблизи поверхности Земли.

4. Чему равна первая космическая скорость для тела, запущенного с поверхности Земли?

1. 8 м/с

2. 8 км/с

3. 9,8 м/с

4. 11,2 км/с

5. Какой позывной был у Юрия Гагарина во время его полета в космос?

1. Сокол

2. Беркут

3. Кедр

4. Тополь

VI. Карта рефлексии (каждый ученик ставит себе оценку за работу на уроке).

Кроме этого, подводится итог командной игры.

задание исторический полигон теоретический полигон практический полигон расчетный полигон итог
оценка          

В конце урока звучит песня “Я верю, друзья, караваны ракет...”

Тест.