Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их значением в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
1. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле.
2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;
Развивающие задачи:
1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение;
2. Развивать память, речь, умение выделять главное; обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами.
3. Развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
2. Продолжить формирование основ экологической культуры.
3.Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах.
4.Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.
5. Воспитывать любовь к родной природе и творчеству земляков.
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок №8, в разделе “Царство растений”
Тип урока: комбинированный, урок-презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование регионального компонента для более глубокого изучения темы.
Оборудование: презентация, комнатные растения, плоды, фотографии растений, находящихся под охраной, книги, изделия декоративно-прикладное искусства .
Место проведения: кабинет биологии и химии.
План урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление пройденного материала.
V. Домашнее задание.
VI. Итог урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
“Внимание! Внимание!
Приближается дружок,
Время общих приключений-
Наш занимательный урок!
В мир радости и увлечений
Я приглашаю, дети Вас.
Наш увлекательный урок
Начинаем мы сейчас!
II. Проверка знаний пройденного материала:
1. Почему голосеменные наиболее высокоорганизованные растения по сравнению с папоротниками?
2. Особенности размножения голосеменных, отличие их от споровых.
3. ВИКТОРИНА:
- у сосен, растущих в лесу, теряются нижние листья, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему?
- отличается ли корневая система двух сосен, если одна выросла на болоте, а другая в горах?
- буря выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?
- сколько лет живет хвоя ели и сосны?
- что такое живица. Зачем она нужна растениям.
- какое хвойное растение осенью сбрасывает хвою?
- в какое время года бывает хвоепад у ели?
- почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега?
- какие хвойные растения преобладают в нашей местности?
- почему при длительных путешествиях по тайге в старые времена охотники готовили отвар из хвои сосны или ели, или же жевали хвою?
III. Изучение нового материала
Постановка проблемы урока.
Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?
(Видео Вальс цветов)
Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок - это упавшая с неба звезда. На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. О чём вы думаете, глядя на цветы? Что они значат для вас?
(Дети отвечают)
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.
К. Жанэ
Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями.
Это самая молодая, но самая многочисленная группа царства Растений.
250 000 видов, произрастающих во всех климатических зонах.
Посмотрите на цветковое растение.
Особенности строения.
Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Расул Гамзатов.
Почему их называют покрытосеменными?
(Имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено(покрыто)).
Какие особенности вы можете видеть в сравнении с Голосеменными растениями.
Работа в группах (Ответы детей)
Признаки Покрытосеменных растений.
1. Количество видов покрытосеменных? (250 тыс. видов).
2. Наличие хорошо развитых органов (корень, стебель, лист, цветок).
3. Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
4. Наличие плода. Семенное размножение
5. Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
6. Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
7. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
“Давай пройдемся медленно по лугу.
И “здравствуй”! – скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.”
Многообразие покрытосеменных.
Среди них есть:
1) деревья, кустарники, кустарнички и травы.
2) однолетние, двулетние, многолетние.
(Видео)
Приспособленность покрытосеменных к самым различным условиям среды.
"Степь, степь: Лошади бегут, солнце все выше, и кажется, что тогда, в детстве, степь не была в июне такой богатой, такой пышной; травы в цвету - зеленые, желтые, лиловые, белые, и от них, и от нагретой земли идет аромат; и какие-то странные синие птицы по дороге: А на душе спокойно, сладко, и, кажется, согласился бы всю жизнь ехать так и смотреть на степь. Вдруг неожиданно глубокий овраг, поросший молодым дубом и ольхой; потянуло влагой - должно быть ручей внизу. На этой стороне, у самого края оврага, вспорхнула с шумом стая куропаток:”
Антон Павлович Чехов рассказ "В родном краю"
Продолжительность жизни.(однолетние, двулетние, многолетние)
Размеры, формы стеблей и листьев.
Значение покрытосеменных
1) полевые культуры нашего края.
2) Овощные и плодово-ягодные.
3) Лекарственные растения нашего края.
(книга Колесниченко Н.И.)
4) Декоративные
- озеленение домов, села, района
Чьи дома, на ваш взгляд, самые благоустроенные цветами.
- комнатное цветоводство
- дизайнерское оформление палисадников и клумб
1. Хачатурян Н.М.
2. Алексеева С.В.
3. Карамова А.А.
- творчество наших земляков
1. Колесниченко Н.И.
2. Алексеева И.А.
3. Ткачёва М.Б.
4. Филимонова М.М.
5. Хачатурян Михаил.
(Примеры детей)
Охрана растений
Красная книга Ростовской области и с.Екатериновки.
Вот послушайте стихотворение Е. Карасева:
НА ЗЕМЛЕ ИСЧЕЗАЮТ ЦВЕТЫ
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.Откровенье цветков луговых
Нам понятно было едва ли:
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.В нас молчало безумное “стой”
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.И не видели, как из-под снега,
Молчаливо дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Без надёжно гвоздики глядели.
В книге Е.Л. Прасоловой “В союзе с красотой” есть прекрасные слова: “Я сорвал цветок – он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Как понимаете эти слова?
Милые ребята! ЕСЛИ Я СОРВУ ЦВЕТОК
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Т.Собакина
(клип не рвите цветы)
IV. Закрепление пройденного материала.
“А ну-ка, отгадай”.
О многих цветковых растениях с давних времен люди слагали легенды, сказки, былины. Вам необходимо вспомнить названия некоторых легендарных растений.
1. В честь этого веселого цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение (ландыш);
2. Этот цветок, по преданию, появился из морской пены вместе с богиней любви Афродитой (роза);
3. Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы его ослушались. И теперь они не питаются нектаром этого цветка, и опыляют его только шмели (клевер);
4. По греческим сказаниям, этот цветок является цветком бога сна (мак);
5. Этот цветок стал эмблемой революции (гвоздика);
6. Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше (нарцисс);
7. Название этого цветка связано с легендой, в которой рассказывается (незабудка).
Викторина для всего класса (за каждый правильный ответ – 1 балл).
- На что похожа половина яблока (на вторую половину);
- В золотой клубочек спрятался бубочек (желудь);
- Среди лета – метелица; пух летит и стелется (тополиный пух);
- Цветки – белые, кистями, плоды – черные, с костями (черемуха);
- Сколько горошин может войти в стакан? (Cами не могут, нужно положить);
- Что у тычинки посередине расположено? (Буква Н);
- Колокол колышется, а звон не слышится (колокольчик
- Цветок как бубенчик, беленький венчик (ландыш);
- Хороша с грядки ягода зеленая, хороша из бочки ягода соленая (огурец);
- Цветок в воде родился, а дождика боится (кувшинка);
- Что на конце у желудя? (Буква Ь);
- У какого тропического растения цветки не вянут в течении 40 – 90 суток? (Орхидеи);
- Весной у фиалок душистые светло-голубые цветки остаются бесплодными, а летом бутоны не распускаются, постепенно приобретая форму плода-коробочки. Как это явление можно объяснить? (Происходит самоопыление);
- Розы и гвоздики в одном букете теряют аромат, ландыш губит многие цветы, нарциссы и незабудки вместе быстро вянут. Чем это можно объяснить?
- Цветки желтой акации и жимолости перед дождем очень сильно пахнут, привлекая большое количество пчел. По их напряженному жужжанию можно определить приближение дождя. Почему выделяется много нектара? (Приспособление к опылению.)
V. Домашнее задание.параграф 17, вопросы.
VI. Итог урока.
1. Что нового сегодня узнали?
2. Чему удивились? Что заставило задуматься? Давайте и мы составим свой букет настроения (приклеить на лист ватмана бумажные цветки разного цвета в соответствии с настроением).
Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я Вам сказать,
Что Вы можете отлично
и УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!