Цели:
- формирование у учащихся представления о системе, сущности системного подхода, статических и динамических информационных моделей;
- создание условия для определения учащимися типов информационных моделей на конкретных примерах, для формирования навыков определения типов информационных моделей;
- формирование у учащихся умение определять объекты сравнения; умение выделять основные признаки; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять; умение устанавливать сходство и различие;
- формирование коммуникативные компетенции через применение на уроках различных форм взаимодействия: индивидуальной, групповой, коллективной; самостоятельность; повышать интерес к предмету.
Требования к знаниям и умениям
- Учащиеся должны знать:
- основные понятия «система», «системный анализ», «подсистема», «надсистема», «информационная модель»;
- статические , динамические информационные модели;
- какие связи существуют между элементами системы.
- Учащиеся должны уметь:
- систематизировать объекты;
- осуществлять системный анализ;
- определять статические , динамические информационные модели
Форма организации учебной деятельности: комбинированная (фронтальная работа с классом и индивидуальная за компьютером)
Оборудование: учебник информатики, компьютеры, интерактивная доска, компьютерные модели
Тип урока: изучение нового материала
План
- Организационная часть (0,5 минуты)
- Актуализация знаний (3 минуты)
- Изучение нового материала (15 минут)
- Физминутка (0,5 минуты)
- Закрепление (14 минут)
- Проверочная работа (5 минут)
- Итог урока (2 минуты)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию
Содержание:
1) приветствие
2) определение отсутствующих
3) проверка готовности учащихся к уроку
4) организация внимание
II. Актуализация знаний
Задача: подготовить учащихся к
восприятию нового материала, повторить понятие
«объект», «множество», основные свойства и
признаки объекта, множества
На интерактивной доске выполнить задание ( по 1
уч-ся):
Задание 1.
Установите соответствие между словами левого и правого столбцов:
Задание 2. Дайте наиболее точное общее имя каждой группе объектов
Канада, Бразилия, Япония | |
Канада, США, Мексика | |
Волга, Амур, Иртыш | |
Принтер, монитор, клавиатура | |
Клавиатура, сканер, мышь | |
Береза, жасмин, ромашка |
Задание 3. Заполните таблицу. Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью». Запишите для каждого подмножества одно дополнительное свойство
Гриб, человек, здание, школьник, школа, врач, растение, дерево, яблоня, подосиновик.
Множество | Подмножество | Дополнительный признак подмножества |
III. Изучение нового материала
Задача: познакомить учащихся с понятиями «система», выяснить сущность системного подхода, познакомиться с типами информационных моделей
Объяснение нового материала учителем:
Окружающий мир состоит из множества различных
объектов, каждый из которых имеет разнообразные
свойства, и при этом объекты взаимодействуют
друг с другом.
Например, планеты Солнечной Системы имеют
различную массу, геометрические размеры и т.д. и
по закону всемирного тяготения взаимодействуют
с Солнцем и друг с другом. Из элементарных частиц
состоят атомы, из атомов – химические элементы,
из химических элементов – планеты, из планет –
Солнечная система, а Солнечная система входит в
состав нашей Галактики. Таким образом можно
сделать вывод о том, что практически каждый
объект состоит из других объектов, то есть
представляет собой систему.
Система – это целое, состоящее из элементов, взаимосвязанных между собой.
Типы систем
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приведите примеры объектов, которые можно рассматривать в качестве систем | человек, дерево, дом, экосистема, ученический коллектив класса, школы, учебники, тетради, наша Вселенная, самолёт, аквариум с рыбками, компьютер и т.д.) |
Является ли системой живая клетка? Является ли системой груда разбросанных кирпичей? А стена, сложенная из этих кирпичей? Является ли компьютер системой? Почему? Назовите элементы данных систем. |
Ответ учащихся |
Элементы системы – объекты (части) системы, которые можно рассматривать как неделимые. | Запись в тетради |
Можно ли рассматривать ученика в
качестве системы? Почему? |
Ответ учащихся |
Если элементы какой-либо системы, сами
являются системами, то их называют подсистемами.
Подсистема – это элементы какой – либо системы, сами являющиеся системами. |
Запись в тетрадь |
Наряду с понятием «подсистема»
существует понятие «надсистема». Что будет являться «надсистемой» для системы класс? Сформулируйте понятие «надсистема». |
школа |
Надсистема – система, включающая в себя рассматриваемую подсистему как элемент | Запись в тетрадь |
Таким образом, как можно рассматривать один и тот же элемент? | может быть одновременно надсистемой и подсистемой, например – класс |
Какие части системы можно назвать её элементами и какие подсистемами? | неделимые части, элементы сами являются системами |
В чём различие искусственных и естественных систем? | созданы руками человека, созданы самой природой |
Что является важнейшим признаком системы? | целостное функционирование взаимосвязанных элементов системы |
Чем характеризуется состояние системы? | составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой |
Структура – это характер отношений и связей между элементами системы. | запись в тетрадь |
Что произойдёт с системой, если
изменится её структура? Приведите пример. |
перестанет существовать
(функционировать ) как целое. Учащиеся приводят примеры |
Историческая справка по систематизации знаний в различных науках Аристотелем, Евклидом, Линнеем, Менделеевым (видеофильм) | |
Систематизация – это процесс превращения множества объектов в систему | Запись в тетрадь |
Задание : страница 244 учебника | Учащиеся самостоятельно изучают, записывают ключевые понятия |
Обсуждение: | |
С помощью каких информационных моделей можно описывать состояние систем? | Статических и динамических информационных моделей |
В чём разница между статическими и динамическими информационными моделями? | Статические информационные модели –
модели, описывающие состояние системы в
определенный момент времени. Динамические информационные модели – модели, описывающие процессы изменения и развития системы. |
Статические информационные модели – одномоментный (на данный момент времени) срез информации по объекту | |
Динамические информационные модели –позволяют увидеть изменения состояния объекта во времени | |
Системный подход – это метод исследования какого-либо объекта как системы |
IV. Физминутка
Задача: снять усталость и напряжение .
Выполнить сидя простые упражнения под музыку:
- закрыть глаза, расслабиться;
- вытянуть руки вперед,
- дотронуться до кончика носа правой, левой рукой;
- встряхнуть кистями рук;
- наклонить голову вперед, назад;
- повернуть голову налево, направо (не поворачивая туловища);
- выпрямить спину, сесть прямо.
V. Закрепление изученного материала
Задача: закрепить в памяти учащихся новые знания. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать умения и навыки по систематизации объектов, определение типов информационных моделей.
Задание 1. Заполните таблицу ( на доске)
Система | надсистема | подсистема |
Школа | ||
Больница | ||
Автомобиль | ||
Река | ||
планета |
Задание 2
( на интерактивной доске). Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие материальными (соедините стрелками)Задание 3. Компьютерный практикум «Типы информационных моделей» (Приложение 1)
Цель работы: Познакомиться с типами информационных моделей, освоить приемы работы и поиска информации в информационных системах.
Аппаратные и программные средства: компьютер; сайт Династия Романовых, программа «Вектор» – карта города Сургута.
Подведение итогов выполнения практической работы
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
К какому типу информационной модели
относится модель – «генеалогическое дерево династии Романовых » – карта Сургута? |
динамическая статическая |
VI. Проверочная работа
Задача: выявить уровень усвоения нового материала
Тест «Основы системологии. Типы информационных моделей» 2 варианта (Приложение 2)
Учащиеся выполняют самостоятельно, заполняя карточку (Приложение 3)
Выполнили самоконтроль с помощью таблицы
1 вариант | 2 вариант |
||
№ вопроса |
ответ |
№ вопроса |
ответа |
1 | 2 | 1 | 1 |
2 | 3 | 2 | 4 |
3 | 2 | 3 | 3 |
4 | 2 | 4 | 2 |
5 | 3 | 5 | 3 |
– Поднимите руки, кто поставил себе оценку «5».
– Поднимите руки, кто поставил себе оценку «4»
– Поднимите руки, кто поставил себе оценку «3»
– Какие вопросы вызвали затруднение?
– Выставьте оценки в дневники и сдайте работы.
VII. Итог урока
Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока.
1 ) Домашнее задание:
– §5.3, выучить определения основных понятий;
– составить в тетради генеалогическое дерево
своей семьи.
2) Подведение итогов:
– с какими основными понятиями вы
познакомились сегодня?
– в какой сфере деятельности человека
применимы ваши знания по данной теме?
3) Выставление оценок.
– Спасибо за урок! До свидания