Тип учебного занятия: ОНЗ
Цели:
- Предметные: построить единый алгоритм работы со словарем, формировать навык работы со справочной литературой (словари).
- Метапредметные: формировать умение самостоятельно работать со словарем по плану, применять алгоритм для работы.
План занятия:
Этап занятия Цели |
Содержание работы |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
«Ключом ко всякой науке является
вопросительный знак». (Оноре Бальзак,
французский писатель) – Объясните, как вы понимаете это высказывание – Наше занятие сегодня как всегда будет посвящено работе с книгой. – Сегодня вы узнаете новое о справочной литературе – Как вы узнаете новое? – Какую литературу мы называем справочной? (Обратить внимание на образование слова «справочная») – Какой справочной литературой вы чаще пользуетесь? – В каких случаях? – Тема нашего урока: «Словари – хранители слов». – Что такое словарь? Почему он так называется? – Для чего он вам необходим? |
2. Актуализация знаний и пробное
учебное действие Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
– А знаете ли вы историю возникновения
первого словаря? (Индивидуальное сообщение ученика). – Словарь – это книга. – Вспомните, какие знания нам необходимы для продуктивной работы с книгой. 1. Знание основных элементов аппарата книги Задание:на экране вы видите
название основных элементов аппарата книги.
Вспомните назначение каждого из них. (Титульный
лист, предисловие, аннотация, списки условных
обозначений и списки используемых сокращений,
содержание). 2. Виды словарей – А какие словари вам известны? *Правила работы в паре. Задание: Даны названия словарей и
их функциональное назначение. (Одна из пар озвучивает верный ответ) – Вы хорошо поработали в парах и справились
с этим заданием. Задание для индивидуальной работы: – Что такое «чапыжник»? |
3. Выявление места и причины
затруднения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. |
Проверка выполнения задания. –
Кто не смог? |
4. Построение проекта выхода и
затруднения Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
– Какова цель занятия? (Цель урока:
построить алгоритм работы со словарём.) – Каким образом мы это будем делать? (Мы будем выполнять задания по определенному плану). Деление класса на группы. Игра «Найди друга». *Правила работы в группе.
|
5. Реализация построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания. |
Каждая группа получает словари:
орфографический, толковый, орфоэпический,
словообразовательный. Задание для группы по одному из словарей. 1-я группа Задание: Объясните значение слов: Падуга 2-я группа Задание: Запиши слова правильно (Не)полный 3-я группа Задание: Образуйте однокоренные слова от указанных слов, используя известные вам способы образования слова. Золото 4-я группа Задание: Прочитайте правильно эти слова. Летоисчисление (По результатам работы один участник группы сообщает результат работы в группе). – Расскажите, как вы выполняли это задание
пошагово. Алгоритм работы со словарем 1. Проанализировать задание. |
6. Первичное закрепление во внешней
речи Цель: применение нового знания в типовых заданиях |
– Давайте выполним задание, которое мы
не смогли выполнить в начале урока, действуя
по алгоритму. Задание для индивидуальной работы: – Что такое «чапыжник»? Выполните задание,
работая по алгоритму. Обсуждение возникновения интерактивных словарей. – Удобно ли пользоваться такими словарями. |
7. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
Задание для работы с
интернет-словарями Индивидуально каждый учащийся работает с компьютером. Прочитайте текст и выполните задания: 1. Объяснить значение непонятных слов. Выполняем задание, используя построенный
алгоритм. «…Том появился на тратуаре с ведром известки и длинной кистью в руках. Он оглядел забор, и всякая радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочайшую тоску. Тридцать ярдов дощатого забора в девять футов вышиной! Жизнь показалась ему пустой, а существование – тяжким бременем. Вздыхая, он окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова, сравнил ничтожную выбеленную полоску с неабозримым материком некрашеного забора и уселся на загородку под дерево в полном унынии…» |
8. Включение нового знания в систему
знаний и повторение Цель: включение нового знания в систему знания. |
– Чем отличаются текстовые и
электронные словари. – Обсуждение алгоритма для работы с электронным словарем. Вывод: алгоритм работы со словарём единый. |
9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке Цель: соотнесение цели урока и его результатов |
– Достигли ли мы поставленной цели? – Оцените свою работу на уроке. Поставьте «+», если согласны или «–» если не согласны, рядом с каждым утверждением.
– А теперь, оценив свои ответы, поставьте цель дальнейшей деятельности. Выберите нужный вариант.
|