Традиционные уроки повторения могут стать средством активизации творческой деятельности учащихся. В процессе изучения каждой из тем подбираются задачи, не входящие в стабильный учебник, с помощью которых иллюстрируются свойства рассматриваемых фигур и соотношения между ним. Когда уже курс планиметрии окончен и выделяется несколько уроков на повторение, целесообразно подобрать серию задач не только наиболее полно затрагивающих теорию, но (это сверхзадача!) и выводящих учащихся на новый, более качественный виток. При этом развитию интереса к математике способствует связь между предложенными задачами по теме или методу решения. Активность детей еще более усилится, если предложить им находить в этих задачах связь между фигурами и их элементами. Не только происходит связь между фигурами и их элементами. Не только происходит систематизация знаний, но и возникает желание импровизировать, составлять новые задачи, самостоятельно находить новые задачи, самостоятельно находить обобщения и связи фигур.
В течение нескольких лет я анализировала опыт работы по развитию математических способностей учащихся. Опишу наиболее существенные принципы этой работы, реализуемые как на уроках, так и на внеклассных занятиях.
Принцип активной самостоятельной деятельности учащихся. Он требует от учителя четкого выделения времени на объяснение нового материала. Предпочтительно вводить теоретический материал довольно крупными пропорциями – тем самым быстро осознается достаточно полная система фактов, необходимых для решения задач по данной теме. Но после этого нужно отвести не часть урока, а одно или несколько занятий полностью на решение задач. Обычно ребятам сообщают номера (или тексты) сразу всех задач, которые будут решены на уроке или на кружке. Класс работает самостоятельно. Сильные учащиеся при этом загружены весь урок, хотя оформлять решение до конца для них не обязательно, достаточно сообщить учителю о том, что получены верные ответы. Основная часть класса справляется с меньшим числом заданий, но при этом тоже работает самостоятельно. Роль учителя сводится к выборочному контролю, к занятию с отстающими.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся предлагает наличие у учителя четких представлений о возможностях каждого ученика, о динамике роста его потенциала. С учетом этой динамики нужно предлагать индивидуальные задачи.
Они должны быть доступными для учащихся средних возможностей. Тем самым ребята предохраняются от обескураживающего действия неудачи. В то же время более способные ребята требуют трудных задач, на которых они могут испытать свои умственные силы. Подготовка индивидуальных заданий требует от учителя широкой “задачной эрудиции”.
К методическим средствам реализации указанного принципа относятся краткие содержания обсуждения идей и методов решения. На определенном этапе – по нашему мнению, на рубеже VII-VIII классов – учащиеся начинают понимать, что усвоение нового метода способствует успеху в большей мере, нежили доведенное до конца “кустарное” решение.
Принцип постоянного внимания к развитию различных компонентов математических способностей заставляет отметить сложность проявления этих способностей. Учителя почти никогда не знают, какой подход обеспечит данному ученику наибольший успех и продвижение вперед. Кажется логичным заключить, что наибольшие достижения возможны при достаточном внимании ко всем компонентам математических способностей.
Достигается это с помощью правильного подбора тематики задач, рассмотрения различных подходов к решению одной и той же задачи. Полезны приемы, направленные на повышение удельного веса математических наглядных соображений. Они экономят время урок, так как наглядность может заменить и словесную формулировку условия, и подробную запись решения.
При разборе задач очень важно помнить о принципе соревнования. Во внеурочных условиях хорошо зарекомендовали себя различные математические олимпиады, “бой” и т.д., но элементы состязания возможны и на уроке. К соревнованию побуждают следующие вопросы учителя: “Кто решит быстрее? У кого решение получится самое короткое? Самое простое? Самое неожиданное?” и т.д.
Иногда высказывается мнение, что соревнования травмируют, деформируют сознание школьников и в результате слабые учащиеся еще острее чувствуют свою отсталость, а лучшие “математики” класса зазнаются. Эти опасения имеют основания. Но существуют и меры компенсации: предлагаемые задания должны быть посильны. Следует учитывать также, что учащиеся VII-IX классов уже довольно трезво оценивают свои математические способности. Венгерский психолог Э.Гефферт установила, что высокоодаренность не сочетается с эгоцентризмом и негативными социальными установками. Э.Гефферт пришла также к следующему выводу: “С радостью выполненная деятельность оплачивает сама себя, причем не ожидается дополнительного признания”.
Рассматривая задачи, доступные учащимся, нельзя забывать о принципе профессионализма. Он требует, чтобы школьники уверенно владели системой опорных задач. Для этого нужна ежедневная работа по закреплению навыков, повторению ключевых идей и методов. Кроме того необходимо следовать принципу ярости. Это означает, что занятия должны быть разнообразны по форме и интересны по содержанию. Свою подлинную увлеченность предметов учитель может продемонстрировать подбором красивых и разнообразных задач, рассказами из истории математики.
На внеурочных занятиях есть возможность реализовать принцип полной загрузки. Речь идет о поддержании достаточно высокого уровня задач, предлагаемых на кружке или факультативе. Кроме того. Имеется в виду повышенная скорость обсуждения решений и большая нагрузка на домашнюю работу ученика. Дома школьник в состоянии подготовить доклад по какому-то теоретическому вопросу, придумать красивую задачу, написать сочинение на математическую тему и т.д.
В заключение подчеркнем, что развитие у учащихся математических способностей напрямую зависит от личности учителя. Если школьникам будет неинтересно с ним, если они не почувствуют роста своих возможностей, то они прекратят углубленные занятия математикой.