Цели:
- Работая с поэтическим текстом Н.Заболоцкого, увидеть два образа весенней природы;
- Посмотреть на мир глазами художников- импрессионистов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний, сообщение темы.
- Посмотрите на ленту времени. (с 141 учебника) [2]
- Выберите фамилии знакомых поэтов. Перечислите.
- По какому признаку можно разбить этот список на 2 самостоятельных списка? (поэты 19 века и поэты 20 века.)
- Назовите поэтов 20 века.
- С творчеством какого поэта мы ещё не знакомились?
- Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Николая Заболоцкого “Весна в лесу”.
Он написал много замечательных стихотворений и с одним из них мы сегодня познакомимся.
Показ портрета поэта. Краткая биография. (Приложение №1) [1]
IV. Работа по новой теме.
1. Прочитайте вступительное слово (с. 138)[2]
- Как воспринимают природу поэты XX века?
- По-разному ли воспринимают окружающий мир поэты XX и XIX веков? (Да, образы, созданные поэтами XX века, современны, они связаны с развитием науки и техники).
2. Знакомство со стихотворением Н. Заболоцкого. Чтение учителем.
Вам понравилось стихотворение?
3. Повторное чтение. Лексическая работа.
Косогор - склон горы,холма.
Колба - лабораторный стеклянный сосуд с широким основанием и длинным горлышком.
Штудировать - тщательно изучать.
Впрок - про запас.
Лик - лицо.
4. Анализ стихотворения.
- Какие образы создаёт в своём стихотворении Николай Заболоцкий?
(Весна - лаборатория.
Растения - колбочки,
Грач - учёный.химик, врач,
Глухарь - нелюдимый дикарь,
Зайцы - маленькие дети,
Солнце - живое существо)
- Какой из его образов вы представляете лучше всего?
- Как герой воспринимает природу весной? (по-разному)
- Случайно ли в одной части стихотворения поэт использует такие слова.как “лаборатория,колбочки, химик, врач, тетрадка, урок”, а в другой части слова: “таинственный дикарь. причитания. старинные. хоровод. сказки, древние. чудеса”?
(карточки со словами вывешиваются на доску ) (Приложение №3)
- Используя данные слова, попробуйте разделить стихотворение на 2 части.
- Прочитайте 1 часть. Какой образ весны создает поэт в этой части? (Это весенняя лаборатория, очень современная, все процессы в которой совершаются прямо на наших глазах.
- Прочитайте 2 часть. Похожа ли она на первую? О чём говорит автор в этой части?
- Какой образ весенней природы он создаёт? (сказка с лесными чудесами)
-Так что же весенняя природа для лирического героя? (Современная лаборатория и старинная сказка, персонажами которой являются все её дети- птицы и звери.
5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Передайте голосом душевное состояние автора. Обратите внимание.что каждую часть стихотворения надо читать по-разному:1 часть – громко. радостно. стараясь передать оживление, происходящее в природе; вторую часть более таинственно.
V. Работа по репродукциям картин.
Сейчас мы отправимся на Международную выставку “Необычайный взгляд на мир” и найдём там пейзажи французских художников Клода Моне и Огюста Ренуара.[2]
- Рассмотрите пейзажи Ренуара “Лягушатник” и Моне “Сена у Бужеваля ”. Есть ли в них что-то общее?
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином “импрессионизм” подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Импрессионисты разработали систему пленэра (живопись на открытом воздухе), они писали раздельными мазками “чистого цвета” (не применяли смешанных красок) точно воссоздавали цветные тени.
Буживамль (фр. Bougival) — западный пригород Парижа, расположенный в 15,3 км от центра города. Нас. 8 432 чел. (1999).
(На них изображено одно и тоже время года, они очень близки по цветовой гамме, относятся к одному и тому же историческому периоду, похожа манера письма)
- Что привлекает французских художников в изображении природы: её неувядающая красота или её изменчивость, быстротечность, присущее ей движение? Обратите внимание на облака. Игру цвета и тени, на отражение в воде, вибрацию воздуха. (Художников привлекает быстротечность происходящего и изменчивость природы: трепет листьев, колыхание воды,изменение освещения.Художникам важно написать не столько сами предметы, сколько передать впечатление их движения: покачивание лодок на воде, водная рябь, солнечный блеск на воде.)
- Какой из пейзажей вам кажется более жизнерадостным? Почему? (Ренуар (движение, краски, весёлая атмосфера))
- В каком пейзаже ярче выраженасиюсекундность происходящего?
VI. Итог урока.
- Со стихотворением какого поэта мы познакомились сегодня на уроке?
- Какие образы весенней природы создаёт в своём произведении поэт?
- Какие картины мы сегодня рассматривали?
- Как называется течение в изобразительном искусстве, которому следовали эти художники?
- В чём особенность импрессионизма? (В стремлении передать мимолётные впечатления)
VII. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Сочинить своё стихотворение о весне.
Список используемой литературы.
- Портреты художников и поэтов (Интернет-ресурсы)
- Учебник “Литературное чтение”Чуракова Н. А.
- ЗАО “Издательский дом “Фёдоров” 2011г
- Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. К учебнику Н.А. ЧураковойАвтор: Круковская Наталия Леонидовна, Шилова Галина Юрьевна Издательство: Вако, 2011 г.
- Диск Волшебный мир картины (иллюстративный материал) ЗАО “Издательский дом “Фёдоров” 2010г