Интеллектуальный марафон. Станция "СовоГрад", 1-е классы

Разделы: История и обществознание


Цель: знакомство первоклассников с музеем сов “Совоград” нашей прогимназии и с традициями школы; расширение кругозора учащихся; развитие умения формулировать свои мысли, выражать свое мнение.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

Демонстрация проекта “Наша эмблема. От эмблемы к музею”, выполненного учащимися 3-4 классов (приложение 1).

  • Викторина для учащихся 1 классов.
  • Задания для команд (лабиринт, ребусы, раскраска)
  • Задание “Раскрась свою сову”
  • Награждение команд

1. Стало уже доброй традицией со дня основания музея, на протяжении вот уже 3 лет, экскурсоводы музея “СовоГрад” – ученики вторых, третьих и четвертых классов знакомят первоклассников с музеем. Проект “Наша эмблема. От эмблемы к музею” (слайд 1)

Каждое утро, когда мы подходим к школе, нас встречает Эмблема нашей прогимназии – совенок в профессорской шапочке, и всем нам стало интересно, а почему именно совенок, появился в нашей эмблеме?!! (слайд 2)

И мы невольно, каждый по-своему, заинтересовались этим. В результате каждый из нас стал собирать сведения из самых разных источников об этой удивительной птице. В результате получилось то, что вы сейчас увидите. (слайд 3)

Можно сказать, что сова во всем мире является одной из самых важных мифологических фигур. Мы встречаем сов в мифологии народов Африки, Азии и Европы и всегда в связи с очень древними легендами. (слайд 4)

В Европе самые древние мифы, в которых упоминается сова, - это мифы кельтов, населявших Британские острова. Большие глаза совы считаются символом Великой Матери. Поэтому сова присутствует на всевозможных предметах кельтского обихода, таких как ожерелья или котлы; сова выполняет роль покровительницы. Как известно, у древних кельтов день вытекал из ночи и для них сова должна была обладать особыми способностями. В легендах о короле Артуре волшебника Мерлина часто описывают с совой на плече. (слайд 5)

Головной убор в виде совы изображен на рисунках цивилизации древних майя. Люди, носящие такие головные уборы, были предположительно жрецами, а сова – символом власти. В Средней Азии полагают, что перья совы защищают детей и скот от злых духов. В Японии статуэтки сов помещают дома, чтобы избежать голода и эпидемий. (слайд 6)

В Древней Греции сова считалась священной птицей, ей приписывали способность к волшебству, ибо она видела ночью, что казалось таинственным и фантастичным. Греческие воины считали, что сова, появившаяся над полем битвы, принесет им победу. Сов охраняли, и им было позволено жить в греческом Акрополе. (слайд 7)

Ассоциации совы с мудростью ведут своё начало из древних Афин, где сова считалась спутницей богини Афины. Сделали её атрибутом Афины, изображая богиню с совой , сидящей у её ног или на руке. Именно в этом качестве изображение совы встречается на греческих монетах. Греческая богиня Афина - одна из самых почитаемых богинь покровительница наук, искусств и учёбы. Её ещё называли богиней справедливой войны, углубленного познания и мудрости.

Мудрость Афины помогает греческим героям преодолеть все преграды.

Гомер называет Афину “совоокой”. (слайд 8)

В Древнем Риме изображали Минерву с совой - и в таком случае считали ее богиней мудрости (по атрибуту - сове). Постепенно и самостоятельное изображение совы превратилось в эмблему мудрости. Конец марта, когда просыпаются от спячки совы, был объявлен в Древнем Риме временем оплаты учителей за обучение детей в течение года. (слайд 9)

От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях, и эмблематическое изображение мудрости - сова, сидящая на стопке книг, и идиома "ученая сова" в отношении ученых, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стеклами очков.(слайд 10)

К периоду около 4-го века до н. э. относится создание басен Эзопа – небольших нравоучительных текстов, популярных до сих пор. Басни Эзопа часто заключают упоминание о мудрых старых совах, к которых другие животные приходят за советом. Когда в начале 19-го века басни Эзопа были переведены, перед читателями предстал образ мудрой птицы.

( Басня “Сова и галка”).В баснях Лафонтена, тоже присутствует мудрая сова.(“Орёл и Сова”)(слайд 11)

Позже, образ Совы популяризировал британский автор А. Милн, создавший бессмертного Винни-Пуха и его наперсницу, флегматичную, рассудительную Сову, которая единственная из всех героев, умела читать и писать. Сову мы встречаем также и в других рассказах и сказках.( слайд 12)

Существовало поверье, что ведьма часто имеет существо, которое не просто является домашним животным, но еще и близким другом и компаньоном - "спутником". Таким животным часто бывает кошка, собака или сова. Совы, при этом, обычно выполняли у ведьм различные поручения. ( слайд 13)

Это обстоятельство могло послужить автору “Гарри Поттера” Джоан Роулинг сделать сов почтальонами в магическом мире по аналогии с голубиной почтой. Как отзвук этих легенд, юным магам в Хогвартсе также дозволено иметь с собой таких спутников-животных. Сова Гарри Поттера – Букля – полярная сова. Гермес – старая сова семейства Уизли, – это большая серая сова. В семье Малфоев, склонных к проявлениям роскоши и высокомерия, используют в качестве почтальона филина.(слайд 14)

Итак, совы в человеческих представлениях снабжены мудрым проницательным взглядом, рассудительны, задумчивы, известно, что они обладают способностью видеть ночью. Совы, вследствие природы своей, имеют исключительное значение, прежде всего потому, что они ночью несут свою службу, а значит им надо быть бдительными. Как символ знаний и эрудиции, рассеивающих тьму невежества, эта птица часто изображается в фирменных знаках научных изданий.(слайд 15)

Изображение совы включают в эмблемы многие учебные заведения, научные издательства, научно-исследовательские учреждения, библиотеки, ученые помещают сову в свои экслибрисы. И даже самая интеллектуальная игра СССР и России “Что? Где? Когда?”, была создана под этой эмблемой. (слайд 16)

Вспомним, где мы встречались с совой. (слайд 17)

2. А теперь небольшая викторина, чтобы проверить, внимательно ли вы слушали нас! На каждый вопрос есть несколько вариантов ответов, вам надо выбрать один правильный ответ (слайды 18- 25)

Викторина и все конкурсы проводятся для команд (класс делится на 3 или 4 команды). За каждый ответ выдаются личные медали трех видов: “за правильный ответ”, “самый сонный” и “самый шумный”).

ВИКТОРИНА

Вопрос № 1. Спутницей какой богини является сова?

  1. Артемиды
  2. Фемиды
  3. Афины
  4. Афродита

Вопрос № 2. В мифологии каких стран встречается сова?

  1. Греции
  2. Новой Зеландии
  3. Франции
  4. У народов Майя
  5. На северном и южном полюсах в мифологии белых медведей и пингвинов

Вопрос № 3. Как звали сову Гарри Поттера?

  1. Гермес
  2. Фима
  3. Букля
  4. Хедвиг
  5. Сорен

Вопрос № 4. Что означают совы на эмблемах организаций?

  1. Общество любителей охоты на хищных птиц
  2. Общество людей с плохим зрением
  3. Символ мудрости и учёности
  4. Осторожно совы!!!

Вопрос № 5. Перечислите как можно больше произведений, фильмов и мультфильмов в которых действующим героем была сова

(Винни-пух, Ежик в тумане, .....)

3. Задания для команд (лабиринт, ребусы, раскраска)

Задание №1 “Лабиринт совы”

(слайд 26 ) Командам выдаются листочки с лабиринтом. Та команда, которая первая пройдет лабиринт (рисуем путь красным карандашом) получает медаль.

Задание №2 “Расшифруй ребус”

Каждому члену команды дается один ребус. За каждый правильный ответ дается медаль команде. (слайд 27- 29)

Задание №3 “Раскрась по заданным правилам филина”

Команде выдается заготовка. Медаль дается той команде, которая быстрее всех, правильно и аккуратно раскрасит картинку. (слайд 30)

4. Задание №4 “Раскрась Свою Сову”.

8.jpg (65365 bytes)

(слайд 31). Всем первоклассникам выдается раскраска-заготовка совы У каждого свой рисунок, всего 28 разных картинок!!! (Это важно, чтобы у каждого была Своя картинка). Дети раскрашивают картинку и забирают ее себе на память.

МОЛОДЦЫ!!! (слайд 32)

А еще в нашем Музее по аналогии с Совиной Почтой Гарри Поттера существует Дупло – почтовый ящик, в который каждый желающий может опустить своё предложение, вопрос о совах или отзыв о нашем Музее. Давайте сейчас каждый из вас напишет небольшое послание или пожелание или какой-нибудь вопрос хранителям музея и опустит в дупло. А мы обязательно вам на них ответим. Мы будем рады вашим письмам! (раздаем бланки) (слайд 33)

И наконец, экскурсоводы музея (ученики 2-3-4 классов) приглашают первоклассников совершить их первую экскурсию по музею и опустить свое послание в дупло к СОВЕ.

В заключении, после экскурсии, каждый класс награждается свидетельством от музея и подтверждающее, что 1 класса побывал на экскурсии в данном музее, успешно прошел испытания и справился со всеми заданиями про сов. (слайд 34-35)