Урок риторики во 2-м классе: "Текст-рассуждение"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • образовательная: познакомить учащихся с текстом-рассуждением, его особенностью;
  • развивающая: развивать речь учащихся, доказывать свою точку зрения;
  • воспитательная: воспитывать нравственные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, отзывчивость, терпимость

Оборудование: учебник Ладыженская Т.А., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса; схема рассуждения, карточки (“рассыпанные” рассуждения), иллюстрации (мальчик и морские звёзды), звёзды из цветной бумаги.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь.

Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе.

Вы готовы к работе вместе?

2. Речевая разминка:

1) постановка дыхания (задуть 9 свечей враз и по отдельности);

2) гимнастика для губ (“надуем щеки”- обидимся, “улыбаемся” одними губами);

работа над произношением

На доске написано стихотворение:

Шел Серёжка по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамкой, бил ладошкой.
Не хотим играть с Серёжкой!

- Прочитайте стихотворение медленно.

- Прочитайте с осуждением.

3. Актуализация знаний.

- Можно ли это стихотворение назвать текстом?

- Почему? (предложения связаны по смыслу)

- Что можно определить у текста? (Тип).

- Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование)

- Послушайте тексты и определите их типы.

Предлагаются тексты.

Я давно мечтал о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

- Какой текст?

(Повествовательный, передает факты и события. Отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?)

Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

- Какому типу относится этот текст?

(Текст-описание, отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ?

Помогает представить события в ярких красках).

- Давайте вернёмся к первому тексту.

Почему ребята не хотят играть с Серёжкой?

- Как называется текст, который отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

(Текст-рассуждение. Даёт возможность каждому выразить своё отношение к событию или предмету.)

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем учиться создавать текст-рассуждение. Узнаем его особенности: из каких частей состоит.

5. Изучение нового материала.

1) Инсценирование стихотворения “Бараны” (заранее подготовленными детьми), с. 56

- Какие чувства вызвала эта сценка?

- Почему утонули два барана?

(Два барана утонули, потому что они были упрямыми.)

- Какими качествами должны были они обладать, чтобы такой трагедии с ними не случилось?

(Терпимость, вежливость, уступчивость.)

- Как можно назвать ответ? (рассуждение)

2). Знакомство с частями, структурой текста-рассуждения.

- Из чего состоит рассуждение?

Давайте рассмотрим данное рассуждение внимательно.

Два барана утонули, потому что они были упрямыми

- Прочитайте первую часть.

- О чём она?

- Как можно назвать эту часть? (Что объясняется.)

- Прочитайте вторую часть.

- О чём она?

- Как можно её назвать? (Объяснение.)

- Какие слова соединяют обе части? (Потому что.)

Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:

- Прочитаем правило на с. 57.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6. Закрепление изученного.

Работа в группах.

1) С. 57, № 76

- Прочитайте ответы ребят. Как вы думаете, на какие вопросы отвечали ребята?

2) С. 59,№ 80.(карточки)

- Рассуждения “рассыпались”, соберите их.

оловянный солдатик выдержал все испытания

потому что

он был мужественным и стойким

Емеля отпустил щуку

ведь

она обещала помогать ему

гадкий утенок боялся никому не понравиться

потому что

считал себя ужасно некрасивым

- Прочитайте “собранные” рассуждения.

- Из каких они сказок?

- Докажите, что это рассуждения.

7. Притча “Мальчик и морские звёзды”.

(Притча – небольшой поучительный рассказ.)

Чтение учителем притчи.

Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд.

Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море,

чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.

К нему подошёл человек и спросил:

— Зачем ты делаешь это? Невозможно спасти всех, большинство всё равно погибнет!

— Конечно, но какую же я испытываю радость, спасая каждую из них!

— Это просто глупо! — вскричал человек.

— Оглянись! Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды....

Беседа по прочитанной притче.

- Прав ли мальчик?

- Почему?

- Даже если заведомо знаешь. что не сможешь спасти всех, надо спасать тех, кого еще можно спасти.

- А вы поступали подобным образом?

8. Заполнение “звёзд”.

Работа в группах.

- Напишите, какие качества вы бы хотели в себе воспитать?

Каждая группа прикрепляет свою звезду на доску.

9. Итог урока.

- На какие вопросы отвечает текст-рассуждение?

- Из каких частей оно состоит?

- Какие слова используются для связи этих частей?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какие качества вы хотели бы в себе воспитать?