Цель:
- образовательная: познакомить учащихся с текстом-рассуждением, его особенностью;
- развивающая: развивать речь учащихся, доказывать свою точку зрения;
- воспитательная: воспитывать нравственные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, отзывчивость, терпимость
Оборудование: учебник Ладыженская Т.А., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса; схема рассуждения, карточки (“рассыпанные” рассуждения), иллюстрации (мальчик и морские звёзды), звёзды из цветной бумаги.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь.
Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе.
Вы готовы к работе вместе?
2. Речевая разминка:
1) постановка дыхания (задуть 9 свечей враз и по отдельности);
2) гимнастика для губ (“надуем щеки”- обидимся, “улыбаемся” одними губами);
работа над произношением
На доске написано стихотворение:
Шел Серёжка по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамкой, бил ладошкой.
Не хотим играть с Серёжкой!
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Прочитайте с осуждением.
3. Актуализация знаний.
- Можно ли это стихотворение назвать текстом?
- Почему? (предложения связаны по смыслу)
- Что можно определить у текста? (Тип).
- Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование)
- Послушайте тексты и определите их типы.
Предлагаются тексты.
Я давно мечтал о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
- Какой текст?
(Повествовательный, передает факты и события. Отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?)
Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
- Какому типу относится этот текст?
(Текст-описание, отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ?
Помогает представить события в ярких красках).
- Давайте вернёмся к первому тексту.
Почему ребята не хотят играть с Серёжкой?
- Как называется текст, который отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
(Текст-рассуждение. Даёт возможность каждому выразить своё отношение к событию или предмету.)
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем учиться создавать текст-рассуждение. Узнаем его особенности: из каких частей состоит.
5. Изучение нового материала.
1) Инсценирование стихотворения “Бараны” (заранее подготовленными детьми), с. 56
- Какие чувства вызвала эта сценка?
- Почему утонули два барана?
(Два барана утонули, потому что они были упрямыми.)
- Какими качествами должны были они обладать, чтобы такой трагедии с ними не случилось?
(Терпимость, вежливость, уступчивость.)
- Как можно назвать ответ? (рассуждение)
2). Знакомство с частями, структурой текста-рассуждения.
- Из чего состоит рассуждение?
Давайте рассмотрим данное рассуждение внимательно.
Два барана утонули, потому что они были упрямыми
- Прочитайте первую часть.
- О чём она?
- Как можно назвать эту часть? (Что объясняется.)
- Прочитайте вторую часть.
- О чём она?
- Как можно её назвать? (Объяснение.)
- Какие слова соединяют обе части? (Потому что.)
Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:
- Прочитаем правило на с. 57.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6. Закрепление изученного.
Работа в группах.
1) С. 57, № 76
- Прочитайте ответы ребят. Как вы думаете, на какие вопросы отвечали ребята?
2) С. 59,№ 80.(карточки)
- Рассуждения “рассыпались”, соберите их.
оловянный солдатик выдержал все испытания
потому что
он был мужественным и стойким
Емеля отпустил щуку
ведь
она обещала помогать ему
гадкий утенок боялся никому не понравиться
потому что
считал себя ужасно некрасивым
- Прочитайте “собранные” рассуждения.
- Из каких они сказок?
- Докажите, что это рассуждения.
7. Притча “Мальчик и морские звёзды”.
(Притча – небольшой поучительный рассказ.)
Чтение учителем притчи.
Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд.
Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.
Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море,
чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.
К нему подошёл человек и спросил:
— Зачем ты делаешь это? Невозможно спасти всех, большинство всё равно погибнет!
— Конечно, но какую же я испытываю радость, спасая каждую из них!
— Это просто глупо! — вскричал человек.
— Оглянись! Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды....
Беседа по прочитанной притче.
- Прав ли мальчик?
- Почему?
- Даже если заведомо знаешь. что не сможешь спасти всех, надо спасать тех, кого еще можно спасти.
- А вы поступали подобным образом?
8. Заполнение “звёзд”.
Работа в группах.
- Напишите, какие качества вы бы хотели в себе воспитать?
Каждая группа прикрепляет свою звезду на доску.
9. Итог урока.
- На какие вопросы отвечает текст-рассуждение?
- Из каких частей оно состоит?
- Какие слова используются для связи этих частей?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Какие качества вы хотели бы в себе воспитать?