Использование ИКТ для повышения качества знаний на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким,
но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Константин Станиславский

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

“Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным “довеском” в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество”.

(Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).

Формирование ИКТ – компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

Если ранее при подготовке к уроку педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения образовательного процесса:

  • как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
  • как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);
  • как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
  • как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
  • как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
  • как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Неоспоримыми достоинствами применения ИКТ в обучении информатике являются:

  • Значительно расширяют возможности предъявления информации.
  • Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
  • Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления уроков.
  • Делают процесс обучения более привлекательным для учащихся, повышают интерес к внеурочным мероприятиям по предмету.
  • Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
  • Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга образовательного процесса.
  • Повышают качество педагогического труда.
  • Рассмотрим возможность применения ИКТ на разных этапах урока информатики.

Тема курса информатики и ИКТ: “Основы логики и логические основы компьютера” (10 класс, профильный уровень, 4 часа в неделю, по программе Угриновича Н.Д.).

Тип урока: Комбинированный.

Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемые результаты Возможное применение ИКТ
I. Организационный этап (1 мин).

Цель: настроить ребят на работу на уроке

Учитель приветствует ребят, психологически настраивает их на работу, формулирует цель урока. Ученики слушают речь учителя Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы. На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа, головоломки, и т.п.)
II. Этап проверки домашнего задания (3 мин).

Цель: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания

Учитель раздает кроссворды каждой паре учеников, сидящих вместе, и предлагает выполнить задание. Ученики в парах отгадывают кроссворды, вписывают правильные ответы в выданные бланки. Проверена полнота и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выявлены причины невыполнения задания отдельными учениками. Актуализированы знания учащихся по пройденной теме, проверено качество усвоения материала по предыдущей теме. Кроссворды предлагаются в электронном виде, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет бланк кроссворда с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю.
III. Этап всесторонней проверки знаний (5 мин)

Цель: Всесторонне проверить знания учащихся по теме

Учитель предлагает каждому учащемуся задание на карточке. Каждый ученик выполняет задание, предложенное учителем. Проверены знания каждого ученика по предыдущей теме. С помощью мультимедийного проектора выведены разноуровневые задания на экран, каждый ученик вправе выбрать задание себе по силам.
IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (1 мин)

Цель: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала

Учитель благодарит ребят за выполненную работу и настраивает их на усвоение нового материала. Ученики слушают речь учителя Учащиеся подготовлены к усвоению нового материала. На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа, головоломки)
V. Этап усвоения новых знаний (15 мин)

Цель: ввести понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомить с порядком построения таблиц истинности для логических выражений

Учитель объясняет новый материал, при этом демонстрирует презентацию, раздает памятки для вклеивания в тетрадь и материал для заполнения Ученики выполняют указания учителя, внимательно слушают объяснение, заполняют выданные материалы, вклеивают памятки в тетради. Ученики усвоили понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомились с порядком построения таблиц истинности для логических выражений. Демонстрация презентации по новой теме.

С помощью ИКТ подготовлены материалы для вклеивания.

Демонстрируется физкультминутка, ребята выполняют ее упражнения.

VI. Этап закрепления новых знаний (17 мин)

Цель: сформировать у учащихся навыки построения таблиц истинности

Учитель предлагает составить таблицы истинности для логических выражений Ученики в тетрадях и на доске выполняют предложенные задания, пользуясь памяткой У учащихся сформированы навыки построения таблиц истинности, они на практике применили полученные знания Шаблоны таблиц истинности подготовлены в электронном виде и имеются на ПК учащихся, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет таблицу данными с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю. Все учащиеся выполняют одинаковые задания. Позднее правильный ответ появляется на экране как изображение
VII. Объявление домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин)

Цель: Смотивировать учеников на выполнение домашнего задания

Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения. Подводит итоги урока. Ученики слушают учителя, получают индивидуальные задания Учащиеся поняли как выполнять д/з, а также осознали важность его выполнения Индивидуальное домашнее задание передается каждому ученику по сети Интернет(школьный сайт, Dnevnik.ru, e-mail)

Звучит спокойная музыка, на экране демонстрируется изображение

Используя информационно-коммуникационные технологии на уроках информатики, можно добиться значительного усиления мотивации учащихся к обучению, интереса к предмету, повышения качества знаний. Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, развивать и повышать информационную компетентность учащихся, их коммуникативные способности, логическое мышлении.

Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий должно быть тщательно продумано, взвешено и хорошо отработано. Только в этом случае эффективность будет достаточно высокой и принесёт удовлетворение и учителю, и ученикам.