Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким,
но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Константин Станиславский
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
“Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным “довеском” в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество”.
(Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).
Формирование ИКТ – компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.
Если ранее при подготовке к уроку педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения образовательного процесса:
- как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
- как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);
- как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
- как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
- как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
- как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
Неоспоримыми достоинствами применения ИКТ в обучении информатике являются:
- Значительно расширяют возможности предъявления информации.
- Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
- Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления уроков.
- Делают процесс обучения более привлекательным для учащихся, повышают интерес к внеурочным мероприятиям по предмету.
- Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
- Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга образовательного процесса.
- Повышают качество педагогического труда.
- Рассмотрим возможность применения ИКТ на разных этапах урока информатики.
Тема курса информатики и ИКТ: “Основы логики и логические основы компьютера” (10 класс, профильный уровень, 4 часа в неделю, по программе Угриновича Н.Д.).
Тип урока: Комбинированный.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемые результаты | Возможное применение ИКТ |
I. Организационный этап (1
мин). Цель: настроить ребят на работу на уроке |
|||
Учитель приветствует ребят, психологически настраивает их на работу, формулирует цель урока. | Ученики слушают речь учителя | Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы. | На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа, головоломки, и т.п.) |
II. Этап проверки
домашнего задания (3 мин). Цель: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания |
|||
Учитель раздает кроссворды каждой паре учеников, сидящих вместе, и предлагает выполнить задание. | Ученики в парах отгадывают кроссворды, вписывают правильные ответы в выданные бланки. | Проверена полнота и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выявлены причины невыполнения задания отдельными учениками. Актуализированы знания учащихся по пройденной теме, проверено качество усвоения материала по предыдущей теме. | Кроссворды предлагаются в электронном виде, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет бланк кроссворда с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю. |
III. Этап всесторонней
проверки знаний (5 мин) Цель: Всесторонне проверить знания учащихся по теме |
|||
Учитель предлагает каждому учащемуся задание на карточке. | Каждый ученик выполняет задание, предложенное учителем. | Проверены знания каждого ученика по предыдущей теме. | С помощью мультимедийного проектора выведены разноуровневые задания на экран, каждый ученик вправе выбрать задание себе по силам. |
IV. Этап подготовки
учащихся к активному и сознательному усвоению
знаний (1 мин) Цель: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала |
|||
Учитель благодарит ребят за выполненную работу и настраивает их на усвоение нового материала. | Ученики слушают речь учителя | Учащиеся подготовлены к усвоению нового материала. | На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа, головоломки) |
V. Этап усвоения новых
знаний (15 мин) Цель: ввести понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомить с порядком построения таблиц истинности для логических выражений |
|||
Учитель объясняет новый материал, при этом демонстрирует презентацию, раздает памятки для вклеивания в тетрадь и материал для заполнения | Ученики выполняют указания учителя, внимательно слушают объяснение, заполняют выданные материалы, вклеивают памятки в тетради. | Ученики усвоили понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомились с порядком построения таблиц истинности для логических выражений. | Демонстрация презентации по новой теме. С помощью ИКТ подготовлены материалы для вклеивания. Демонстрируется физкультминутка, ребята выполняют ее упражнения. |
VI. Этап закрепления новых
знаний (17 мин) Цель: сформировать у учащихся навыки построения таблиц истинности |
|||
Учитель предлагает составить таблицы истинности для логических выражений | Ученики в тетрадях и на доске выполняют предложенные задания, пользуясь памяткой | У учащихся сформированы навыки построения таблиц истинности, они на практике применили полученные знания | Шаблоны таблиц истинности подготовлены в электронном виде и имеются на ПК учащихся, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет таблицу данными с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю. Все учащиеся выполняют одинаковые задания. Позднее правильный ответ появляется на экране как изображение |
VII. Объявление домашнего
задания и инструктаж по его выполнению (2 мин) Цель: Смотивировать учеников на выполнение домашнего задания |
|||
Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения. Подводит итоги урока. | Ученики слушают учителя, получают индивидуальные задания | Учащиеся поняли как выполнять д/з, а также осознали важность его выполнения | Индивидуальное домашнее задание
передается каждому ученику по сети
Интернет(школьный сайт, Dnevnik.ru, e-mail) Звучит спокойная музыка, на экране демонстрируется изображение |
Используя информационно-коммуникационные технологии на уроках информатики, можно добиться значительного усиления мотивации учащихся к обучению, интереса к предмету, повышения качества знаний. Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, развивать и повышать информационную компетентность учащихся, их коммуникативные способности, логическое мышлении.
Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий должно быть тщательно продумано, взвешено и хорошо отработано. Только в этом случае эффективность будет достаточно высокой и принесёт удовлетворение и учителю, и ученикам.