При организации процессе обучения каждый учитель задается целью обеспечения его результативности. Учет индивидуальных учебных способностей, темпа работы, мотивационной составляющей становится важнейшими условиями обеспечения качества образования.
Внедрение элементов модульной технологии обучения при изучении химии ведет к достижению целей, которые ставятся перед педагогом и школьником. Компактное и грамотное конструирование дидактического материала при построении учебно-воспитательного процесса на уроке позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Учебный материал делится на учебные единицы. Каждый учебный элемент является законченным фрагментом учебного материала, на изучение которого отводится определенный промежуток времени. Важным при мотивации обучения является точное формулирование учебной цели, определение конечного результата и способов учения. С этой целью разрабатывается карта самоконтроля и самооценки, где поэтапно обозначаются формируемые понятия и умения, формулируются контрольные вопросы. Учебный элемент содержит руководство к усвоению материала. Для отработки необходимых навыков, которые относятся к учебному элементу, предлагаются лабораторные опыты и практические задания. Учебные элементы разрабатываются по возрастанию сложности предлагаемых вопросов и исследований. Заканчивается изучение учебного материала итоговым контролем.
План-конспект урока: “Реакции ионного обмена”.
Отведенное время: 2 урока
УМК: Габриелян О.С. Химия 8 класс.
Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, сформировать понятие о реакциях ионного обмена идущих до конца; закрепить знания учащихся о химических реакциях; научить составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения; развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представления о причинно-следственных связях явлений, познаваемости мира.
В модуль входит шесть учебных элемента (УЭ)
УЭ-0. Постановочная часть урока.
УЭ-1. Сильные и слабые электролиты.
УЭ-2. Основные положения теории электролитической диссоциации.
УЭ-3. Составление уравнений реакций электролитической диссоциации оснований, кислот и солей.
УЭ-4. Ионные уравнения.
УЭ-5. Реакции ионного обмена, идущие до конца. Реакции, которые не доходят до конца
УЭ-6. Итоговый контроль.
УЭ-1. Этап целеполагания (5 минут).
Цели: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить алгоритм пути их достижения, ознакомить с предполагаемыми результатами изучения данного модуля (знания и умения), возможными способами проверки его усвоения.
Знакомство с содержанием модуля по карте самоконтроля и самооценки по данной теме, определение точек контроля ЗУН.
Актуализация знаний, заполнение таблицы “Знаем, хотим узнать”:
Знаем Хотим узнать
Карта самоконтроля и самооценки по теме “Реакции ионного обмена”
Содержание | Что нужно знать | Что нужно уметь | Контрольные вопросы |
Сильные и слабые электролиты | Иметь понятия о электролитах и неэлектролитах | Уметь различать электролиты и
неэлектролиты. Записывать уравнения диссоциации веществ на ионы |
1. Какие вещества относятся к
электролитам? 2. Какие вещества относятся к неэлектролитам? 3. Приведите примеры электролитов и неэлектролитов. 4. Как диссоциируют кислоты, основания и соли |
Основные положения теории электролитической диссоциации | Основные положения теории электролитической диссоциации, иметь представление об ионах их классифицировать | Уметь формулировать основные положения теории электролитической диссоциации | 1. Что происходит при растворении
электролитов в воде? 2. Какие частицы называются ионами? 3. Каковы причины диссоциации электролитов. 4. Что происходит с ионами под действием электрического тока? 5. Дайте определение катионам и анионам? 6. Для каких веществ диссоциация обратимый процесс? 7. От чего зависит электролитическая диссоциация? 8. От чего зависят химические свойства растворов электролитов? |
Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей | Какие ионы образуются при диссоциации кислоты, основания и солей | Записывать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей | 1. Какие ионы образуются при диссоциации
кислот, оснований и солей. 2. Какое отличие в диссоциации кислот, оснований и солей. |
Ионные уравнения | Какие реакции относятся к реакциям ионного обмена | Уметь различать реакции ионного обмена | 1. Какие вещества вступают в реакции
ионного обмена. 2. Какие вещества образуются в результате реакций ионного обмена, их растворимость в воде |
Реакции ионного обмена, идущие до конца | Реакции ионного обмена, идущие до конца. Молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения | Уметь записывать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения с использованием таблицы растворимости | 1. При образовании каких веществ реакции
ионного обмена идут до конца. 2. В чем сущность реакций ионного обмена. 3. Как записываются формулы малодиссоциирующих, нерастворимых и газообразных веществ в реакциях ионного обмена |
Входной контроль (5 минут)
Установите соответствие для следующих веществ:
СО2, СаО, NaOH, Ca(OH)2, H2SO4, Na2SO4, KCl, K2O, H2CO3.
Оксид Кислота Основание Соль
УЭ-1. Сильные и слабые электролиты (10 минут).
Цели: сформировать понятие сильных и слабых электролитов, совершенствовать понятие о химическом составе вещества. Освоение модуля “Сильные и слабые электролиты” будет способствовать развитию логического мышления и культуре поведения и общения в процессе учебной деятельности. Актуализация обучения, проведение опыта по определению способности растворов проводить электрический ток.
Прибор для определения электропроводности растворов.
Прибор состоит из стакана, в который наливают исследуемый раствор. На стакан ставят пластинку из эбонита с вмонтированными в нее двумя угольными электродами, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединен с лампочкой. Выходной контакт от лампочки и провод от другой клеммы идут к источнику тока. Если раствор, налитый в стакан, проводит электрический ток, то лампочка загорается, и чем лучше эта способность, тем ярче горит лампочка. Для исследования берутся растворы хлорида натрия, гидроксида натрия, сахара, глюкозы, соляная кислота. (Учтите, что сахар и глюкоза относятся к классу углеводов, изучаемых в курсе органической химии). Руководство к усвоению материала.
Заполните таблицу:
Вещество (раствор) Класс вещества Электропроводимость Хлорид натрия Соль
Какие вещества проводят (не проводят) электрический ток?
Выпиши примеры сильных и слабых электролитов (страница 147).
УЭ-2. Основные положения теории электролитической диссоциации (13 минут).
Цель: Сформировать понятие электролитической диссоциации и основных положений теории электролитической диссоциации.
Сообщение ученика класса о Сванте Августе Аррениусе.
Сванте Август Аррениус (1859-1927), по образованию физик, знаменит своими химическими исследования и стал даже основателем новой науки — физической химии. Он больше всего занимался изучение поведения веществ-электролитов в растворах, а также исследованием скорости химических реакций. Работы Аррениуса долгое время не признавали его соотечественники, и только когда они получили высокую оценку в Германии и Франции, его избрали в Шведскую академию наук. За разработку теории электролитической диссоциации Аррениусу была присуждена Нобелевская премия 1903 года. Веселый и добродушный великан Сванте Аррениус всегда был душой общества, располагал к себе коллег и просто знакомых. ( Книга для чтения по неорганической химии. В 2-х ч. : Часть 2/Сост. В.А. Крицман. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1993).
Руководство к усвоению материала. Прочитайте параграф 36 (стр.148-150). Попытайтесь ответить на вопросы самостоятельно. Затем аргументировано изложите свою точку зрения соседу по парте. Обсудите с ним правильность ваших выводов. Примите единое решение.
- Что происходит при растворении электролитов в воде?
- Какие частицы называются ионами?
- Каковы причины диссоциации электролитов.
- Что происходит с ионами под действием электрического тока?
- Дайте определение катионам и анионам?
- Для каких веществ диссоциация обратимый процесс?
- От чего зависит электролитическая диссоциация?
- От чего зависят химические свойства растворов электролитов?
УЭ-3. Составление уравнений реакций электролитической диссоциации оснований, кислот и солей (10 минут).
Цель: научить составлять уравнения электролитической диссоциации оснований, кислот и солей.
Алгоритм составления уравнений реакций электролитической диссоциации оснований, кислот и солей.
Запишите формулу растворимого гидроксида (кислоты или соли) в левой части уравнения, а формулы катионов и анионов в правой | Ва(ОН)2 —> Ва2+ + ОН- Н2SO4 —> Н+ + SO42- Al(NO3)3 —> Al3+ + NO3- |
Расставьте коэффициенты (если они нужны), поставьте вместо стрелки знак равно | Ва(ОН)2 = Ва2+ + 2ОН - катион металла гидроксид анион Н2SO4 = 2Н+ + SO42- катион водорода анион кислотного остатка Al(NO3)3 —> Al3+ + 3NO3- катион металла анион кислотного остатка |
1. Запишите уравнения диссоциации следующих электролитов: сульфата натрия, хлорида бария, гидроксида калия, соляной кислоты.
УЭ-4. Ионные уравнения реакций (10 минут).
Цели: сформировать понятие о реакциях ионного обмена, повторить и закрепить знания о химических реакциях.
Заполните таблицу, если у вас возникнут трудности, обратитесь к учебнику, учителю, товарищу, который может дать консультацию.
Реакция, которая является реакцией ионного обмена | Не относится к реакции ионного обмена |
а) С + О2=СО2 б) Na2SO4 + BaCl2= BaSO4 v+ 2NaCl в) KOH + HCl = KCl + H2O |
г) 2H2 + O2 = 2H2O д) 2H2S+ 3O2 = 2H2O + 2SO2 е) FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2v + 2NaCl |
УЭ-5. Реакции ионного обмена, идущие до конца. Реакции, которые не доходят до конца (10 минут).
Цель: Изучить реакции ионного обмена. Сформировать навык написания реакций ионного обмена, умение предполагать продукты реакции.
Программа А. Изучите алгоритм составления ионных уравнений реакций (на примере взаимодействия хлорида магния и нитрата серебра)
Необходимо | Уравнение реакции |
1. Запишите (составьте) формулы исходных веществ и продуктов реакции. Расставьте коэффициенты. Определите формулу продукта реакции, уходящего из сферы реакции (осадокv, газ^, воды H2O или вещества-неэлектролита, записанного в молекулярном виде (а не в ионном), и отметьте его соответствующим знаком: осадокv, газ^ | MgCl2 + 2 AgNO3 = Mg(NO3)2 +
2AgClv молекулярное уравнение реакции |
2. Напишите под каждой из формул растворимого вещества ионы, на которые оно диссоциирует, учитывая коэффициенты и, если необходимо, индексы. Проверьте состав и заряды ионов по таблице растворимости | Mg2++2Cl- + 2 Ag++2NO3-=
Mg2++2NO3-+ 2AgClv полное ионное уравнение реакции |
3. Подчеркните формулы одинаковых ионов (до и после реакции), которые не участвуют в реакции | Mg2++2Cl- + 2 Ag++2NO3-
= Mg2++2NO3-+ 2AgClv полное ионное уравнение реакции |
4. Выпишите формулы оставшихся ионов и веществ | 2Cl- + 2 Ag+=2AgClv или Cl- + Ag+= AgClv, краткое (сокращенное) ионное уравнение реакции |
5. Объясните сущность реакции (устно) | Реакция идет в направлении связывания ионов Ag+ и Cl- в нерастворимое вещество AgCl (хлорид серебра) |
Примените алгоритм составления ионных уравнений для реакции между хлоридом бария (ВаCl2) и нитратом серебра (AgNO3).
Программа В.1. Выполните предложенные реакции. Пользуясь алгоритмом составления ионных уравнений реакций запиши молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение реакций между:
а) гидроксидом калия и азотной кислотой;
б) сульфатом меди и гидроксидом лития;
в) карбонатом калия и серной кислотой;
г) между нитратом бария и хлоридом кальция.
В каком случае реакция не идет до конца?
Программа С. 1. Выполните задание программы А. 2. Найдите сумму коэффициентов в сокращенном ионном уравнении задания “в”. 3. Предложите свой вариант реакции ионного обмена с образованием осадка и газа.
УЭ - 6. Итоговый контроль (15 минут).
1. Не записывая ионные уравнения, определите какие реакции не идут до конца:
а) между хлоридом калия и нитратом серебра;
б) между хлоридом натрия и гидроксидом калия;
в) между карбонатом лития и азотной кислотой;
г) между нитратом калия и гидроксидом натрия.
2. Составьте молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение реакций между:
Первый вариант | Второй вариант |
а) гидроксидом лития и азотной кислотой | а) сульфатом железа (II) и гидроксидом калия |
б) карбонатом калия и серной кислотой | б) сульфитом натрия и соляной кислотой |
3. Установите соответствие.
Молекулярное уравнение | Сокращенное ионное уравнение |
LiOH + HCl = LiCl + H2O | Ag++Cl- = AgClv |
Cu(OH)2+ 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O | OH- + H+ = H2O |
SrCl2 + 2 AgNO3 = Sr(NO3)2 + 2AgClv | CO3 2-+ 2H+ = СО2 +H2O |
K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + СО2 +H2O | Cu(OH)2+ 2H+ = Cu2+ + 2H2O |
4. Предложите реакцию и составьте уравнение реакции ионного обмена с образованием газообразного вещества.
Итоги урока. Домашнее задание стр.151 упр.2, стр. 152 упр.4, стр.156 упр.5.