Вечер старинного русского романса

Разделы: Музыка


XIX век. Музыкальный салон.

Обстановка – круглый стол, вокруг 2 кресла, кресло у камина, рояль, стулья для гостей. На столе, камине, расставлены подсвечники со свечами, цветы.

В гостиной молодой человек тихо наигрывает на гитаре. Прибывают гости и занимают места. Входят ведущие: девушка и юноша. Здороваются

1-й ведущий: Много любителей музыки собрались здесь!

2-й ведущий: Мы рады приветствовать вас в нашей гостиной!

Все трое проходят к столу. Юноша помогает присесть девушкам.

1-й ведущий: Давайте посвятим сегодняшний вечер русскому романсу!

Вступительное слово:

В это время юноша постепенно зажигает все свечи.

Музыка к кино-теле и радио-спектаклям, к фигурному катанию, музыка театральная, эстрадная... – она звучит отовсюду, порой заглушая естественное желание нормального человека остаться в тишине, послушать шепот, робкое дыхание, трели соловья, тем более, что далеко не всегда эта музыка является ценной в эстетическом отношении.

Бесспорно, благодаря появлению новых технических средств возросли и возможности музыкальной пропаганды. Конечно, удобно, не отправляясь в путешествие по Западной Европе, послушать и посмотреть видеозапись с выступлением популярного певца. Конечно, заманчиво, не обременяя себя сборами в концерт, удобно устроится в мягком кресле и слушать произведения B. Бетховена, И. Гайдна, М. Мусоргского или исполнение звезд эстрады.

И все же, как много мы теряем от такого посредничества техники... Уходит радость живого общения, сочувствия, соучастия, не свершается чуда исполнения музыки на наших глазах, утрачиваются ощущения упоения искусством, которые рождаются только при непосредственных контактах публики с артистами. Особенно необходимы такие контакты при исполнении классической музыки и, прежде всего тех ее жанрах, которые связаны с лирическим настроением человека...

Звучит мелодия, исполняемая на гитаре.

А именно таким жанром, бесспорно, является русский романс, которому в истории художественной жизни России XIX века принадлежит особое место. Являясь неотъемлемой частью отечественного музыкального искусства, романс может даже в большей мере, чем другие жанры, благодаря своему камерно-лирическому характеру, оказался созвучным духовному складу русской души, ее романтической сущности.

Мелодия все еще продолжается. Затихают звуки.

Затихают звуки гитары,... и сразу гостиная наполняется веселыми переливами народной песни в исполнении фольклорного ансамбля.

1-й ведущий: Ведь мы хотели посвятить сегодняшний вечер романсу, а звучит народная песня?..

2-й ведущий: Ничего удивительного тут нет. Именно народная песня и является истоком русского романса.

1-й ведущий: Да, да... Впервые попытка создания жанра романса появилась у русских композиторов Д.Кашина, Л.Жилина, но их сочинения в большинстве своем представляли обработки и вариации на русские народные темы.

2-й ведущий: А вот уже в вокальном творчестве их последователей: А.Варламова, А.Гурилева, П.Булахова, А.Алябьева звучали излюбленные русским человеком интонации, знакомые с детства, словно взятые из колыбельных песен, народных напевов, удалых плясовых, хотя точных повторений вы здесь не услышите. Их мелодии, всегда напоминая о чем-то близком, знакомом, много раз слышанном, в то же время очень оригинальны.

1-й ведущий: По-видимому, именно это и составляет их неповторимую прелесть... Вот хотя бы романс А.Варламова на слова Д.Циганова “Красный сарафан” стал любимым произведением русских любителей музыки, и превратился почти в народную песню.

2-й ведущий: О! Им восторгались такие разные знаменитости, как А.Пушкин, Ф.Лист, П.Виардо, А. Даргомыжский.

Муз. А. Варламова, сл. Д.Циганова “Красный сарафан”.

1-й ведущий: Действительно прекрасен. Но в моем представлении романс должен вызывать чувство - чувство возвышенное, восторженное, романтическое! Послушайте, пожалуйста романс “Мы вышли в сад” сл. А. Толстой, муз. М. Толстова

2-й ведущий: Разнообразен характер романсов. Одни озарены высоким романтическим чувством, в иных романтическое чувство проявляется в безотчетной грусти, тоске, в других безудержная лихость, Вот, например, романс “Все, что было” муз. Ю.Давыдова, сл. П. Германа.

1-й ведущий: Хочу заметить, что грусть в романсах редко бывает безысходная, скорее это светлая печаль, неугасающая надежда на счастливую ли любовь, на торжество справедливости. Я предлагаю вашему вниманию романс Б. Фомина на сл. К.Подревского “Твои глаза зеленые”.

1-й ведущий: Каков характер!.. Задушевность как будто сочувствие, сострадание автора к герою.

2-й ведущий: А вы обратили внимание на то, что романс всегда обращен не к публике, а к каждому в отдельности слушателю?

1-й ведущий: Да, да! Такое впечатление, будто он создан самим исполнителем!

2-й ведущий: Возможно, именно эти романсы снискали любовь в различных сословиях русского общества и одинаково распевались и в великосветских гостиных, и в купеческих особняках, и в кругу простых людей?

1-й ведущий: Я бы сейчас с большим удовольствием послушала мой любимый романс. “Тебя любить, обнять и плакать над тобой музыка Н.Ширяева, слова А.Фета.

2-й ведущий: И, что еще характерно, какие бы темы ни волновали создателей русского романса – раздумья ли о смысле жизни, или о величии и красоте природы, в их творениях всегда звучит тема любви. “Звезды ночи горят” Музыка Кобано и Риго, слова С. Старова.

1-й ведущий: А если мы внимательно прислушаемся к романсу, то почувствуем, что за театральностью и даже позой скрывается боль утраченной любви музыка Ю.Опеля, слова Л. Козлова “Забыли Вы”.

2-й ведущий: В иных же романсах тема любви звучит как воспоминание о пережитом чувстве героя. Прелагаю вам насладиться прекрасным романсом музыка и слова М. Штейнберга. “Я Вас ждала, Вас боле уже нет”.

1-й ведущий: Вы, наверное, заметили, что романсы часто исполняются под аккомпанемент гитары? И действительно, в первой половине XIX века преобладал гитарный тип аккомпанемента. Но он отнюдь не является главенствующим. Святая святых романса – нерасторжимое единство фортепиано и голоса. Они дополняют, украшают друг друга, воссоздавая яркий образ. Сейчас мы услышим романс П.Баторина “У камина”.

Мне хочется напомнить об одном важнейшем достоинстве романса. Именно романсовая культура оказала огромное влияние на инструментальное творчество композиторов. Сколько всемирно признанных инструментальных романсов!... И главным образом за близость к выразительности вокального интонирования.

2-й ведущий: И все же совершенство голоса как музыкального инструмента неоспоримо! Я предлагаю вернуться к вокалу. Давайте послушаем замечательный романс А. Гуэрчия “Не любил он”.

1-й ведущий: Да! В романсовом творчестве с середины XIX века разделяются области “профессионального” романса и романса “бытового”. Профессиональный романс создается в основном композиторами-классиками на стихи известных поэтов. Исполняются мастерами вокального искусства.

2-й ведущий: Кстати, у нас еще гостья, которая любезно согласилась исполнить нам знаменитый романс П.И. Чайковского на слова А.С. Пушкина “Средь шумного бала”.

1-й ведущий: Прекрасно! Мы получили большое удовольствие! Надеюсь? все со мной согласны? Ну что ж, давайте поблагодарим всех наших исполнителей и наших гостей студентов музыкального училища. Вот и подошло время...

2-й ведущий “перебивая”: Подождите! Мы совсем забыли о популярных романсах 2-й половины XIX века, которые представляют большую художественную ценность и восторженно воспринимались не только завсегдатаями ресторанов и посетителями концертных залов, но и выдающимися деятелями искусства – Ф.И. Шаляпиным, К.А. Коровиным, Н.С. Лесковым, А.К. Толстым.

1-й ведущий: Ну, конечно же! Цыганские песни и романсы!

Народный хор.

2-й ведущий: Может вам покажется странным, но под впечатлением услышанного мне и самому захотелось напевать.

Музыка и слова Н. Листова “Я помню вальса звук прелестный”.

Организатор вечера подходит к столу ведущих. Присаживается на ручку кресла, говорит:

– Мой юный друг, Вы совершенно правы в том, что сказали “напевать”. Русский романс создавался не для исполнения в концертных залах. Его назначение было более чем скромно: будить чувство прекрасного у небольшого круга людей, встретившихся в непринужденной обстановке дружеского собрания, в кружке или салоне, часто просто за праздничным столом. Отсюда и рождение традиции не столь ПЕТЬ романс, сколько НАПЕВАТЬ его. Но это отнюдь не означает небрежное его исполнение.

Романс “Белой акации гроздья”, последние слова романса незаметно переходят в мелодию, которую продолжает играть молодой человек на гитаре. Девочки в русских сарафанах – танцевальный ансамбль – гасят колпачками свечи одну за одной... Все прощаются.