Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. О значимости и сложности периода, связанного с переходом в школу, в отечественной психолого-педагогической литературе говорили Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Холмовский, И.В. Дубровина. Исследователи утверждают взаимосвязь между целенаправленной работой по осуществлению преемственности и уровнем готовности детей к школе. Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г. Гегеля, Э.А. Баллера, В.Т. Мещерякова и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К. Бабанский, Ш.И. Ганелин, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, В.К. Кудрявцев, Э.М. Кузьмина, В.Н. Максимова, В.Э. Татарин, Д.П. Эльконин и др.)
Преемственность как философская категория используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизмененных в соответствии с новыми условиями определенных черт, сторон, предшествующей стадии развивающего объекта в его новую стадию и образование его устаревших черт, сторон, несоответствующих уже новой обстановке.
Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.
В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связь школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и др.
В “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.
В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому что нет работы между начальной школой и ДОУ, а потому, что нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.
Отталкиваясь от современной трактовки понятия “преемственность”, которое сегодня характеризуется более широко - как “непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода”, можно выделить ведущие дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой обозначены важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный [1]. Одним из путей организации эффективного взаимодействия по обеспечению преемственности является сетевое взаимодействие дошкольного учреждения и школы. Сетевая модель позволяет создать единое образовательное пространство, в котором каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
Понятия: сеть, партнерство, сетевое взаимодействие, сетевые эффекты получили сегодня широкое распространение в педагогической практике.
Анализируя понятие “сеть”, “сетевое”, нельзя не обратиться к работам социолога М.М. Чучкевича, давшего определение сетевой организации и описавшего ее основные характеристики. М.М. Чучкевич считает, что сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [2]. Нельзя не согласиться с основными характеристиками сетевой организации, выделенными М.М.Чучкевичем:
Объединяющая цель - в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети - конкурентного сотрудничества. Оно строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами. Относительно независимая организация вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне ее поля деятельности.
Множественность уровней взаимодействия - совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. В этой связи и появляется множественность уровней общения, поскольку каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней.
Добровольность связей - принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости ее членов. Подразумевается, что сотрудники организации, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.
Независимость членов сети - представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат.
Множественность лидеров - понятие лидерства в сети не совпадает с привычными представлениями о нем в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевом сообществе - это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей.
В практической педагогике начало использования термина “сетевой” относится к последней четверти 20 века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику Ю.А. Конаржевским. А.И. Адамский применительно к сфере образования выделил следующие характеристики сетевого взаимодействия. В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а “персона” (актор) и “событие” (артефакт).
Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент - “событие” - предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими, таким образом, об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие ОУ, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического, функционирующего в современной системе образования, так как нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети ОУ [3].
В настоящее время всё большее развитие получает сетевое взаимодействие, осуществляемое между различными учебными структурами: “сад-школа”, “школа-школа”, “школа-ВУЗ” и другие. Такое взаимодействие позволит каждому участнику образовательного процесса лучше ориентироваться в тех важных изменениях, которые касаются учебных программ, дополнительных образовательных услуг, предпрофильного и профильного обучения, взаимодействия с различными ВУЗами страны.
Цель сетевого взаимодействия “ДОУ – школа”: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения. Преемственность рассматривается как непрерывный двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребёнка и инициатор координатор взаимодействия.
Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.
В целом схема организации сетевого
взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и школы может быть следующей:
1. Сбор и анализ информации о возможностях
образовательных учреждений по обеспечению
преемственности.
2. Заключение договора о сотрудничестве между
участниками сетевого взаимодействия создание
органа, управляющего взаимодействием между
участниками сети (например, координационного
совета).
3. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
4. Осуществление образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.
Задачи, решаемые в рамках взаимодействия между ОУ и ДОУ:
- обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе
- формирование у старших дошкольников основы умения учиться
- создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе
- создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения
- способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья
- обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.
Сетевая модель взаимодействия “дошкольное образовательное учреждение – школа” позволяет охватить все основные аспекты преемственности дошкольного и начального звена:
Целевая преемственность обеспечивается согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
Содержательная преемственность обеспечивается созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников.
С целью выравнивания стартовых возможностей детей 6,5 и 7 лет на этапе их перехода к обучению применяется Программа коррекционно – развивающей работы с детьми 5-5,5 лет, которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с “зоной ближайшего развития”.
Технологическая преемственность обеспечивается отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. Вырабатываются и соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов.
Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой эмоционально-положительное общение. Администрацией и педагогами – психологами детского сада и школы согласовываются нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения.
Управленческая и структурно-организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: мини-педсоветов, Круглых столов, семинаров-практикумов, совместных заседаний психолого-медико-педагогических консилиумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий, работы субботней школы, организации шефской помощи школа – дошкольное общеобразовательное учреждение.
Таким образом, идея сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и школ находит место в реальном пространстве, выступая системосвязующим фактором обеспечения преемственности в обучении и воспитании.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что: сетевое взаимодействие открывает широкие возможности для обеспечения процесса преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования.
Литература.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. - М: ООО “Форсайт - Н”, 2000, - № 4. - С. 3-20.
- Чучкевич М. Основы управления сетевыми организациями. М.: Институт социологии РАН, 1999.
- Адамский А.И. Методические рекомендации для региональных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия инновационных общеобразовательных учреждений.www.eureka.com