Методическая разработка пролонгированного урока по теме: «Формальная композиция. Законы, правила, приемы и средства композиции» предназначена для изучения основ композиции в 7 классе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Знание основ композиции формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства, способствует развитию творческих способностей школьников.
Тип урока: урок-повторение, урок получения новых знаний.
Цель: изучить законы, приемы, правила, средства композиции и дидактическими приёмами создать условия для выполнения композиционных упражнений.
Задачи:
- Обучающие: систематизировать знания учащихся по композиции, дать определение понятиям «композиция», «композиционный строй» «равновесие», «целостность», «соподчинение», «доминанта», «симметрия», «асимметрия», «статика», «динамика», «контраст», «ритм», «акцент», «нюанс», «аналог», учить выполнять упражнения по формальной композиции.
- Развивающие: развивать практические умения и творческие способности, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение), развивать цветоведение, колоризм, чувство гармонии.
- Воспитательные: воспитывать любовь к искусству, аккуратность, эстетические чувства.
Оборудование: репродукции абстрактных картин разных художников, презентация по теме урока.
Материалы для учителя: проектор.
Материалы для учащихся: лист А4, цветная бумага, клей, ножницы, черная гелиевая ручка, маркеры, гуашь (на выбор).
Урок №1
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие;
- Посадка.
II. Сообщение целей и задач урока.
– Сегодня на уроке мы вспомним, что такое композиция, изучим правила, приемы и средства композиции (слайд 1), и в течение нескольких уроков будет выполнять упражнения по композиции. Давайте вспомним, что такое композиция? (Композиция – распределение предметов на плоскости в определенном порядке) (слайд 2);
–Что такое композиционное решение? (правильное, умелое расположение чего-либо на плоскости листа);
– Как строится композиция? ( Композиция строится по определенным законам) (слайд 2);
– Назовите основные законы композиции (Равновесие, соподчинение, закон целостности) (слайд 3);
–Какие правила приемы, средства композиции вы помните? Перечислите (формат, симметрия, асимметрия, доминанта, статика, динамика) (слайд 4,5);
– Сегодня мы подробнее познакомимся с понятиями композиции, её законами, правилами, приемами, средствами и чтобы закрепить знания выполним упражнения. (слайд 6).
III. Формирование новых знаний.
(Слайд 7 Законы композиции. Целостность.)
Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов - нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.
Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. На рисунках это отчетливо видно: в первом - композиция цельная, законченная; во втором рисунке дробная, элементы разрозненны.
( слайд 8 Законы композиции. Соподчинение)
Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).
– Как вы думаете, на каком рисунке отражен закон соподчинения? (на рисунке №3);
– Верно. Закон соподчинения отражен на рисунке №3, т.к. в нем есть объединяющий элемент - центр композиции, которому подчиняются все элементы. На рисунке № 4 элементы «сами по себе», закон соподчинения здесь не отражен.
(слайд 9 Законы композиции. Равновесие.)
Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. На рисунке № 5 показана уравновешенная композиция. На рисунке № 6 равновесие в композиции нарушено, элементы смещены вправо и вниз. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.
(слайд 10 Правила и приемы композиции. Доминанта)
Существуют определенные правила и приемы в композиции. Один из приём композиции является доминанта. Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке 7 отчетливо выделяется (цветом и размером) главный элемент композиции - треугольник. На рисунке 8 доминанты нет: все элементы равные по массе, размеру и цвету. Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.
(слайд 11 Правила и приемы композиции. Симметрия и асимметрия)
Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.
Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным. На рисунке 9 – симметричная композиция, на рисунке 10 асимметричная композиция.
(слайд 12 Правила и приемы композиции. Статика и динамика)
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности, покоя (рисунок 11 и 12, слайд 12). Чтобы создать динамику в композиции, используют диагонали, чтобы передать статику в композиции – используют вертикальные и горизонтальные линии (рисунок 11 и 12, слайд 12).
(слайд 13 Правила и приемы композиции. Ритм)
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным (рисунок 13, 14 слайд 13), но всегда присутствует в композиции.
(слайд 14 Правила и приемы композиции. Контрасты, нюансы, акцент аналог)
Существуют еще некоторые приемы, которые используют в композиции, для придания её большей выразительности: контрасты, нюансы, акцент и аналог.
Контраст (фр.) - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д) На рисунке 15 (слайд 15), представлен контраст по цвету. Для выражения такого контраста используют противоположные цвета.
– Какие противоположные цвета вы помните? (красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый)
На рисунке 16 (слайд 16) представлен контраст размера (в таком контрасте используются подобные элементы, которые отличаются размером, массой).
На рисунке 17 (слайд 16) показан контраст формы. В этом виде контраста используют элементы, которые отличаются друг от друга формой.
На рисунке 18 (слайд 17) изображен контраст фактур. Контрасты фактур - это гладкое и шершавое, острое и тупое, твёрдое и мягкое, плоское и объёмное, толстое и тонкое, прямое и изогнутое, лёгкое и тяжелое.
Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д. На рисунке 19 (слайд 18) изображен нюанс по цвету ( цвета из одной цветовой гаммы) и по форме (используется круглая и округлая формы).
Акцент - (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.) На рисунке 20 (слайд 19) вы видите акцент по цвету, на рисунке 21 (слайд 19), вы видите акценты и по цвету и по размеру.
Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре. На рисунке 22 (слайд 20) представлены аналоги по размеру, цвету.
Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы, правила и законы
(слайд 21 Зачем изучать формальную композицию?)
Формальная композиция строится из линий и пятен, геометрических форм она выражает логику композиционного построения. Любое произведение искусства имеет свою структуру, композиционное построение, основанное на простых формах (рисунок 23, слайд 21)
Формальные композиции используются в плакатах, оформлении упаковок этикеток, росписи посуды, гобеленах, оформлении интерьеров, зданий, станций метро, торговых центров, театров т. е. в дизайне.
В авангардном искусстве есть течения, которые строятся на простых геометрических формах. (рисунок 24, 25 слайд 22)
IV. Закрепление нового материала.
1) Выполнение практического задания:
Чтобы закрепить полученные знания в течение нескольких уроков будем выполнять упражнения (Слайд 23).
- Задание 1. Равновесие в композиции. С помощью 3-6 геометрических фигур создать передать равновесие композиции. (слайд 24);
- Задание 2 Доминанта. С помощью 4-5 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой (слайд 25);
- Задание 3 Статика и динамика. С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию (слайд 26);
- Задание 4 Симметрия и асимметрия. С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) асимметричную композицию; (слайд 27);
- Задание 5 Ритм. С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции (слайд 28);
- Задание 6 Контраст. С помощью геометрических фигур создать композицию и передать: а) цветовой контраст; б) контраст фактур (слайд 29);
- Задание 7 Нюанс, акцент аналог. С помощью геометрических фигур создать на выбор: а) нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналоги в композиции (слайд 30)
2) Практическая работа.
V. Подведение итогов урока.
1. Ответы на вопросы, выводы:
– Что нового узнали на уроке? (что такое ритм, контрасты, нюансы, аналоги в композиции, как передать движение, покой в композиции);
– Что особенно понравилось, запомнилось?
VI. Домашнее задание.
Разобрать композиционную структуру живописной картины (на выбор учащихся) (рисунок 38, слайд 31).
Урок №2 Урок-повторение. Выполнение практического задания. Продолжение работы. Проверка домашнего задания.
Урок №3 Урок-повторение. Выполнение практического задания. Завершение работы.
Список литературы:
- Голубева, О. Л. [Текст] Основы композиции: Учебное пособие-2-е изд/ О. Л. Голубева –М.: Изд. дом «Искусство», 2004.-120с. ISBN 5-85200-417-0
- .Паранюшкин, Р. В. [Текст] Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 79, [4] с. : ил. — (Школа изобразительных искусств).ISBN 5-222-07410-2
- Чернышев, О. В. [Текст] Формальная композиция. Творческий практикум/ О.В. Чернышов -Мн.: Харвест, 1999.-312 с. ISBN 985-433-206-3.
- http://politeh.debesi.ru/files/IvshinCOMPOSITIONhtml/5.html
http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/22___.html - http://www.coposic.ru/pravila/simmetriya/
- http://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php
- http://www.razlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnoe_posobie/p9.php
- http://www.kodiz.ru/abcompos/complaw.html
- http://shar08.narod.ru/8-arch-grafika.html
- http://baranovweb.narod.ru/pri_1.html
- http://prodslr.ru/2012/10/teoriya-tsveta/
- http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/komp_tehn_v_dizayne/dizayn2.htm