Игровой логопедический тренинг "Зимушка-зима"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: автоматизация навыка чтения слов различной слоговой структуры.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщить представления детей о зимних явлениях природы, жизни птиц и животных зимой, познакомить с приметами, пословицами и поговорками о зиме.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • развитие навыков работы с текстом;
  • обогащение словаря;
  • развивать коммуникативные умения.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества,взаимопомощи, доброжелательности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование; снеговики-жетоны; геометрические фигуры с напечатанными на них словами (снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик); две невысокие картонные коробки, рыбки – слоги, удочки с магнитами; карточки-предложения рассказ “Синичка”; карточки “Кто где живет?”; панно для рефлексии “Снежная полянка”.

1. Организационный момент

Дети входят в класс и встают в кружок. Дыхательная гимнастика. (слайд 1)

- Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

Упр. Снежинки. (снятие мышечного напряжения) Высоко в небе образуются маленькие кристаллики льда, это снежинки. На большой высоте очень холодно, снежинки замерзшие, твердые. Покажите какие. (напрягаем руки с растопыренными пальцами). Но снежиночки медленно летят к земле и тают. (Опускаем руки, расслабляем тело)

Упр. Сосульки Жили на крыше сосульки. Вытяните ручки вверх, покажите какие они большие, длинные. Налетел холодный ветер и сосульки становятся твердые, крепкие. (напрячь все мышцы)

Засветило солнышко, сосульки обмякли, закапали. (расслабление)

2. Мотивация

- Сегодня на занятии я вам ребята предлагаю поиграть. Рассаживайтесь на свои места. (2 команды). За правильные и быстро выполненные задания вы получите маленьких снеговиков.

- Сейчас мы угадаем тему нашей игры. Я вам буду называть слова, а вы запоминайте указанный звук в этих словах и составляйте из звуков слово.

Заморозки – первый звук, иней – первый звук, метель – первый звук, пурга – последний звук.

- Какое слово у вас получилось? (правильно зима). Мы назовем нашу игру “Зимушка – зима” На занятии мы вспомним зимние явления природы, народные приметы, зимние забавы, поговорим о жизни животных зимой. (слайд 2)

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

- Вы готовы, ребята, поиграть? Тогда начинаем. Для начала разминка.

3. Разминка (Чтение слов различными способами) (слайды 3-5)

- Русский народ сложил много пословиц и поговорок о зиме. Прочитай с надстрочными знаками (дуга, точка)

  • Береги нос в большой мороз.
  • Новый год к весне поворот.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.

- Сейчас сначала прочитаем вторые половинки слов, а потом всю пословицу целиком.

  • В сильный мороз работа согреет.
  • Зимний денек с комариный носок.
  • Хороший снежок урожай сбережет.

- А еще русский народ всегда наблюдал за природой и на протяжении многих лет сложились народные приметы. Давайте их прочитаем. (чтение слов с прикрытой верхней половинкой).

  • Дым столбом к морозу.
  • Холодная зима – жаркое лето.
  • Кошка на печи – к стуже.

4. “Снеговик”

- Ребята, а вы любите зиму? Как вы считаете веселое ли это время года? Какие зимние забавы вы знаете? (Катание с горы на лыжах, санках; катание на коньках; игры в снежки; рыбалка.) (слайд 6)

- Я вам предлагаю сегодня “слепить” снеговика.Перед вами геометрические фигуры со словами. Я буду читать стихотворение, а вы мне помогайте, подсказывайте последнее слово, ищите фигуру с этим словом и прикрепляйте фигуру на доску при помощи магнита.

“Доскажи словечко”
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег).

С неба всё скользят пушинки –
Серебристые... (снежинки).

На посёлки, на лужок
Всё снижается ... (снежок).

Вот веселья для ребят –
Всё сильнее... (снегопад).

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (снежки).

Словно в белый пуховик
Нарядился .... (снеговик).

- Прочитайте слова. Похожи ли они друг на друга? Как называются такие слова? (однокоренные, родственные). От какого слова образованы эти слова? (снег)

5. “Рыбалка”(слайд 7)

Солнце греет землю слабо
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.

- Скажите, можно ли зимой ловить рыбу? Я приглашаю вас на зимнюю рыбалку. Перед вами две коробки – это проруби с рыбками. Удочкой нужно вытащить рыбку и принести своей команде. Из двух рыбок нужно составить слово.

Метель, пурга, вьюга, гололед, изморозь, оттепель.

Работа над значением слова: (слайд 8)

Изморозь – рыхлые кристаллы льда, нарастающие на ветках деревьев, проводах

Оттепель – повышение температуры воздуха выше ноля в морозный зимний период

- Молодцы, ребята! А что за слова мы составили? Это зимние явления природы.Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад, то оттепель и гололед.

6. Релаксация

- После рыбалки наши руки замерзли. Подуйте на них, и сильно разотрите. А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, расслабьте все мышцы вашего тела

Ресницы опускаются...
Глаза закрываются...
Мы спокойно отдыхаем... (2 раза.)

Сном волшебным засыпаем...
Наши руки отдыхают...
Тяжелеют, засыпают... (2 раза.)

Шея не напряжена,
А расслаблена она...
Губы чуть приоткрываются...
Так приятно расслабляются. (2 раза.)

дышится легко... ровно... глубоко...
Мы чудесно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем...
- Раз, два, три, просыпаемся. (слайд 9)

Посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.Посмотрите, какая красота, как много снегу. А как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.)

7. Упражнение на слоговой синтез.

- Давайте узнаем, кто живет в сказочном зимнем лесу. Посмотрите на слайд. Следите за снежинкой и составляйте слова из слогов. (слайд 10)

Синица, дятел, снегирь, сорока, ворона, сойка, поползень

- Ребята, о ком мы узнали? Как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях?

- Чем питаются птицы зимой? (семена, шишки, ягоды рябины, желуди, хлеб )

И все же птицы часто зимой голодают. Как мы можем помочь птицам пережить трудное время?

8. Составление текста из предложений

-Я предлагаю вам составить рассказ о синичке. Работайте все вместе, помогайте друг другу. (Дети получают карточки – предложения. Нужно расставить их по порядку).

Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было очень холодно. У окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки со стола. Всю зиму синичка жила у детей. А весной дети выпустили синичку на свободу.

9. Упражнение “Кто где живёт?”

- Кроме птиц, в лесу живет много других животных.Но что случилось, почему мы не видим ни одного зверя? (слайд 11)

- Где же вы, звери, спрятались? Прочитайте предложения и исправьте ошибки. (Соедините стрелочкой начало предложения и его завершение)

Медведь залез в дупло.

Заяц спрятался в норе.

Белка забралась в логово.

Лиса спит в берлоге.

Волк притаился под кустом.

- Поможем зверям найти свои жилища. (Чтение исправленных предложений. Слайд 12).

10. Итог занятия:

- Ну чтож в сказочном лесу все в порядке. Все идет своим чередом. А нам пора возвращаться домой. (слайд 13)

- Вам понравилось сегодня на занятии?

- Что особенно вам понравилось?

- Что нового вы узнали о зиме?

- В чем вы были успешны?

- А что сегодня у вас не получилось?

- Если вам было интересно на занятии, нарисуйте снеговику веселую улыбку. Если же вам было скучно и неинтересно, нарисуйте грустного снеговика.

- Давайте посчитаем, сколько снеговиков у вашей команды. Поселим снеговиков на снежной полянке. (Дети вывешивают снеговиков на панно)