Цель урока Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока
- Закрепить полученные знания о СПП, о средствах связи в них.
- Совершенствовать навыки определения видов СПП, постановки в них знаков препинания, составления СПП.
- Воспитывать такие нравственные качества, как патриотизм, служение Отечеству.
Тип урока - комбинированный
Форма проведения урока – урок-практикум
Оборудование урока
- компьютер, проектор, экран;
- раздаточный материал – карточки с заданием – поставить знаки препинания, союзы и союзные слова в СПП,
- презентация к данному уроку.
Оформление доски
- Дата
- Тема урока
- Эпиграф к уроку
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
А. Пушкин
План урока
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и цели урока.
3. Сообщение о СПП.
4. Практикум по разбору видов СПП
- выведенных на экран;
- на слух.
5. Сообщение о словах ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК.
6. Практикум по составлению СПП (на карточках)
(вставка союзов и союзных слов в предложения из стихотворений В. Высоцкого).
7. Работа по картине А. И. Лактионова “Письмо с фронта” (составление СПП – по группам).
8. Проверка составленных предложений.
9. Объяснение домашнего задания: написать сочинение-миниатюру по картине Лактионова
10. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ
- Добрый всем день! Сегодня у нас гости.
Ребята, для нас с вами торжественный час наступил. Очень хочется порадовать гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.
2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- На уроке нам предстоит обобщить изученное о сложноподчиненном предложении.
Мы покажем, насколько мы обладаем умением различать виды СПП, конструировать их, определять в них союзы и союзные слова, ставить знаки препинания, строить схемы.
Знания о видах подчинительной связи в сложных предложениях необходимы при выполнении экзаменационных заданий на ГИА и, конечно, в 11 классе на ЕГЭ.
Мы уже выполняли такие задания. И потому знаем, что в В6 мы должны правильно указать количество грамматических основ. И часто мы теряем безличные предложения в составе сложноподчиненного. В В7 – задание на умение видеть придаточные предложения, в В8 – задание найти СПП с разным подчинением придаточных, да и в В9 мы должны проявить умение в сложном видеть разные виды связи, в том числе и подчинительную связь. Ошибки ваши в основном связаны с “невидением” односоставных в сложноподчиненном.
Ко всему умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна.
К сегодняшнему уроку вы получили особое задание – выписать из цитат великих людей только СПП и только на тему “Россия, Родина, служение Отечеству”.
Приступим к работе.
Вначале – сообщение о СПП. Подготовил(а) его ..............
3. СООБЩЕНИЕ О СПП
- о строении СПП,
- о видах СПП ( по структурно-семантической классификации в языкознании),
- о средствах подчинения в СПП.
Примеры СПП
- Когда я слышу слово “Родина”, вспоминаю свой дом. (СПП с придаточным времени)
- Я знаю, что будущее России прекрасно. (СПП с придаточным изъяснительным)
- 2012 год, который объявлен годом Российской истории, принесёт много новых открытий. (СПП с придаточным определительным)
- Там, где прошли ожесточенные бои, воздвигнуты обелиски. (СПП с придаточным места)
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ
“Виды СПП” - по учебнику (стр. 60)
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВИДОВ СПП
(запись предложений в тетради, выполнение обозначений
- И если враг в слепой надежде Русь покорить сберется вновь, его погоним, как и прежде. (А. Гладков) (СПП с придаточным условия)
- Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) (СПП с придаточным цели)
- Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать (М. Шолохов) (СПП с придаточным определения)
- Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был. (А. Чехов) (СПП с придаточным уступки)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ СПП НА СЛУХ.
- Нет предела силы человечьей, если эта сила – коллектив. (В. Маяковский). (СПП с придаточным условия).
- Хотя у совести нет зубов, она может загрызть насмерть. (пословица) (СПП с придаточным уступки).
- Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (СПП с придаточным местоименно-определ.).
- Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше. (А. Толстой) (СПП с придаточным сравнения).
6. СООБЩЕНИЕ О СОЮЗАХ И СОЮЗНЫХ СЛОВАХ ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК.
Слова ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК могут быть и союзами, и союзными словами (местоимениями и наречиями).
- Живу заботой Родины, заботой родной земли, что так ко мне щедра. (В. Фирсов) (что – союзное слово, местоимение, является членом предложения), СПП с придаточным определительным.
- Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. (А. Пушкин) (Что – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.
- Хорошо писать, когда впереди тебя ждет
что-нибудь интересное, радостное, любимое.
(К. Паустовский) (Когда – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным времени - Мы не знаем, когда наступит прекрасное завтра. (В. Солоухин) (когда – союзное слово, наречие, является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.
- Жизнь течение свое изменила, как река изменяет русло. (Н.Некрасов) (Как – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным сравнения.
- Распахни глаза, хоть на миг ощути, как прекрасна жизнь и Земля. (Р. Рождественский)
(Как – союзное слово, наречие, является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.
7. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
(на карточках, проверка )
Слово учителя.
- Вы получили карточки.
На них предложения, взятые из стихотворений поэта-песенника Владимира Высоцкого, человека, который был не просто актером, певцом, а был личностью, гражданином России, служил своим творчеством Родине.
Выполняя задание, вспомните его строки.
- Человек должен быть наделён фантазией, чтобы творить. (В. Высоцкий)
- Я наблюдал свысока, как волны головы ломают. (В. Высоцкий)
- Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно. (В.Высоцкий)
- Все равно я отсюда тебя заберу во дворец, где играют свирели. (В.Высоцкий)
- Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял (В.Высоцкий)
- Мне теперь не понять, кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя. (В.Высоцкий)
- Мне не стало хватать его только сейчас, когда он не вернулся из боя. (В.Высоцкий)
8. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ СПП ПО КАРТИНЕ А.И. ЛАКТИОНОВА “ПИСЬМО С ФРОНТА” (1947 г.)
Слово учителя (или ученицы).
- Великая Отечественная война оставила значительный след как в истории нашей страны, так и в судьбах миллионов людей.
Поэтому картина А.И. Лактионова сразу же завоевала сердца зрителей на просторах необъятной страны.
Картина задумана художником еще в годы войны, в 1943 году, но написана она в 1947 году в Загорске, где жила семья Лактионова после эвакуации.
Лактионов в своей картине “Письмо с фронта” воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны.
Сюжет ее прост.
В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика.
Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держит перед собой дорогие листки.
Картина написана светлыми красками, наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.
Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной победы.
Вам предстоит сейчас в своих группах составить по картине “Письмо с фронта” разные СПП:
- СПП с придаточными определительными,
- СПП с придаточными изъяснительными,
- СПП с придаточными обстоятельственными.
9. ПРОСЛУШИВАНИЕ СОСТАВЛЕННЫХ ПО КАРТИНЕ СПП.
СПП с придаточными определительными
- На картине Лактионова изображена семья, которая получила веточку с фронта.
- Художник изобразил счастливый момент, когда вся семья слушает чтение письма.
- Сама природа радуется за эту семью, которая получила добрую весть от близкого человека.
- Картина рассказывает о людях, которые жили, трудились в далеком тылу и ждали весточки с фронта от родных и близких.
СПП с придаточными изъяснительными
- Наверное, глава семьи в письме сообщает, что жив-здоров и что у него все хорошо.
- Поза бойца указывает на то, что он тоже внимательно слушает чтение письма.
- Радостные лица героев картины свидетельствуют о том, что люди в тылу жили ожиданием весточек с фронта.
СПП с придаточными обстоятельственными
- Собрались все родные и соседи, чтобы потом обсудить события на фронте.
- Девочке, может, обидно и завидно, потому что читать письмо дали братишке.
- Мальчик внимательно читает, чтобы не пропустить не одной строчки.
10. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Подготовиться к контрольной работе (повторить правила о СПП)
- Написать сочинение-миниатюру по картине А.И. Лактионова “Письмо с фронта”, используя разные виды СПП.
11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.
- В чем же своеобразие СПП?
- Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК УЧАЩИМСЯ ЗА УРОК.