Урок русского языка по теме "Сложноподчиненное предложение. Обобщение изученного". 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока

  • Закрепить полученные знания о СПП, о средствах связи в них.
  • Совершенствовать навыки определения видов СПП, постановки в них знаков препинания, составления СПП.
  • Воспитывать такие нравственные качества, как патриотизм, служение Отечеству.

Тип урока - комбинированный

Форма проведения урока – урок-практикум

Оборудование урока

  • компьютер, проектор, экран;
  • раздаточный материал – карточки с заданием – поставить знаки препинания, союзы и союзные слова в СПП,
  • презентация к данному уроку.

Оформление доски

  • Дата
  • Тема урока
  • Эпиграф к уроку

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
А. Пушкин

План урока

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока.

3. Сообщение о СПП.

4. Практикум по разбору видов СПП

- выведенных на экран;

- на слух.

5. Сообщение о словах ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК.

6. Практикум по составлению СПП (на карточках)

(вставка союзов и союзных слов в предложения из стихотворений В. Высоцкого).

7. Работа по картине А. И. Лактионова “Письмо с фронта” (составление СПП – по группам).

8. Проверка составленных предложений.

9. Объяснение домашнего задания: написать сочинение-миниатюру по картине Лактионова

10. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ

- Добрый всем день! Сегодня у нас гости.

Ребята, для нас с вами торжественный час наступил. Очень хочется порадовать гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.

2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- На уроке нам предстоит обобщить изученное о сложноподчиненном предложении.

Мы покажем, насколько мы обладаем умением различать виды СПП, конструировать их, определять в них союзы и союзные слова, ставить знаки препинания, строить схемы.

Знания о видах подчинительной связи в сложных предложениях необходимы при выполнении экзаменационных заданий на ГИА и, конечно, в 11 классе на ЕГЭ.

Мы уже выполняли такие задания. И потому знаем, что в В6 мы должны правильно указать количество грамматических основ. И часто мы теряем безличные предложения в составе сложноподчиненного. В В7 – задание на умение видеть придаточные предложения, в В8 – задание найти СПП с разным подчинением придаточных, да и в В9 мы должны проявить умение в сложном видеть разные виды связи, в том числе и подчинительную связь. Ошибки ваши в основном связаны с “невидением” односоставных в сложноподчиненном.

Ко всему умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна.

К сегодняшнему уроку вы получили особое задание – выписать из цитат великих людей только СПП и только на тему “Россия, Родина, служение Отечеству”.

Приступим к работе.

Вначале – сообщение о СПП. Подготовил(а) его ..............

3. СООБЩЕНИЕ О СПП

- о строении СПП,

- о видах СПП ( по структурно-семантической классификации в языкознании),

- о средствах подчинения в СПП.

Примеры СПП

  1. Когда я слышу слово “Родина”, вспоминаю свой дом. (СПП с придаточным времени)
  2. Я знаю, что будущее России прекрасно. (СПП с придаточным изъяснительным)
  3. 2012 год, который объявлен годом Российской истории, принесёт много новых открытий. (СПП с придаточным определительным)
  4. Там, где прошли ожесточенные бои, воздвигнуты обелиски. (СПП с придаточным места)

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ

“Виды СПП” - по учебнику (стр. 60)

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВИДОВ СПП

(запись предложений в тетради, выполнение обозначений

  1. И если враг в слепой надежде Русь покорить сберется вновь, его погоним, как и прежде. (А. Гладков) (СПП с придаточным условия)
  2. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) (СПП с придаточным цели)
  3. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать (М. Шолохов) (СПП с придаточным определения)
  4. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был. (А. Чехов) (СПП с придаточным уступки)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ СПП НА СЛУХ.

  1. Нет предела силы человечьей, если эта сила – коллектив. (В. Маяковский). (СПП с придаточным условия).
  2. Хотя у совести нет зубов, она может загрызть насмерть. (пословица) (СПП с придаточным уступки).
  3. Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (СПП с придаточным местоименно-определ.).
  4. Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше. (А. Толстой) (СПП с придаточным сравнения).

6. СООБЩЕНИЕ О СОЮЗАХ И СОЮЗНЫХ СЛОВАХ ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК.

Слова ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК могут быть и союзами, и союзными словами (местоимениями и наречиями).

  1. Живу заботой Родины, заботой родной земли, что так ко мне щедра. (В. Фирсов) (что – союзное слово, местоимение, является членом предложения), СПП с придаточным определительным.
  2. Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. (А. Пушкин) (Что – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.
  3. Хорошо писать, когда впереди тебя ждет что-нибудь интересное, радостное, любимое.
    (К. Паустовский) (Когда – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным времени
  4. Мы не знаем, когда наступит прекрасное завтра. (В. Солоухин) (когда – союзное слово, наречие, является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.
  5. Жизнь течение свое изменила, как река изменяет русло. (Н.Некрасов) (Как – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным сравнения.
  6. Распахни глаза, хоть на миг ощути, как прекрасна жизнь и Земля. (Р. Рождественский)

(Как – союзное слово, наречие, является членом предложения), СПП с  придаточным изъяснительным.

7. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

(на карточках, проверка )

Слово учителя.

- Вы получили карточки.

На них предложения, взятые из стихотворений поэта-песенника Владимира Высоцкого, человека, который был не просто актером, певцом, а был личностью, гражданином России, служил своим творчеством Родине.

Выполняя задание, вспомните его строки.

  1. Человек должен быть наделён фантазией, чтобы творить. (В. Высоцкий)
  2. Я наблюдал свысока, как волны головы ломают. (В. Высоцкий)
  3. Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно. (В.Высоцкий)
  4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец, где играют свирели. (В.Высоцкий)
  5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял (В.Высоцкий)
  6. Мне теперь не понять, кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя. (В.Высоцкий)
  7. Мне не стало хватать его только сейчас, когда он не вернулся из боя. (В.Высоцкий)

8. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ СПП ПО КАРТИНЕ А.И. ЛАКТИОНОВА “ПИСЬМО С ФРОНТА” (1947 г.)

Слово учителя (или ученицы).

- Великая Отечественная война оставила значительный след как в истории нашей страны, так и в судьбах миллионов людей.

Поэтому картина А.И. Лактионова сразу же завоевала сердца зрителей на просторах необъятной страны.

Картина задумана художником еще в годы войны, в 1943 году, но написана она в 1947 году в Загорске, где жила семья Лактионова после эвакуации.

Лактионов в своей картине “Письмо с фронта” воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны.

Сюжет ее прост.

В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика.

Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держит перед собой дорогие листки.

Картина написана светлыми красками, наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.

Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной победы.

Вам предстоит сейчас в своих группах составить по картине “Письмо с фронта” разные СПП:

- СПП с придаточными определительными,

- СПП с придаточными изъяснительными,

- СПП с придаточными обстоятельственными.

9. ПРОСЛУШИВАНИЕ СОСТАВЛЕННЫХ ПО КАРТИНЕ СПП.

СПП с придаточными определительными

  1. На картине Лактионова изображена семья, которая получила веточку с фронта.
  2. Художник изобразил счастливый момент, когда вся семья слушает чтение письма.
  3. Сама природа радуется за эту семью, которая получила добрую весть от близкого человека.
  4. Картина рассказывает о людях, которые жили, трудились в далеком тылу и ждали весточки с фронта от родных и близких.

СПП с придаточными изъяснительными

  1. Наверное, глава семьи в письме сообщает, что жив-здоров и что у него все хорошо.
  2. Поза бойца указывает на то, что он тоже внимательно слушает чтение письма.
  3. Радостные лица героев картины свидетельствуют о том, что люди в тылу жили ожиданием весточек с фронта.

СПП с придаточными обстоятельственными

  1. Собрались все родные и соседи, чтобы потом обсудить события на фронте.
  2. Девочке, может, обидно и завидно, потому что читать письмо дали братишке.
  3. Мальчик внимательно читает, чтобы не пропустить не одной строчки.

10. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Подготовиться к контрольной работе (повторить правила о СПП)
  2. Написать сочинение-миниатюру по картине А.И. Лактионова “Письмо с фронта”, используя разные виды СПП.

11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

- В чем же своеобразие СПП?

- Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК УЧАЩИМСЯ ЗА УРОК.