Урок окружающего мира с ИКТ по теме "Леса умеренного пояса"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тема рассчитана на учащихся 2-го класса, обучающихся по программе “Школа 2100”

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Организационная форма обучения: фронтальная (беседа), групповая, индивидуальная (тесты, работа с изображениями).

Режим обучения: интерактивный (работа в группах, тематический опрос домашнего задания, беседа).

Средства диагностики: тематический опрос, выполнение заданий.

Цель: формирование знаний о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.

Задачи урока:

  • Формировать знания о хвойных и лиственных лесах умеренного пояса; взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы леса.
  • Совершенствовать умение работать в группе, выполнять задания и тесты с использованием ИКТ; развивать логическое мышление.
  • Прививать бережное отношение и любовь к природе.

Универсальные учебные действия, формируемые у учеников на уроке:

  • Познавательные УУД: извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявляют сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делают выводы; обобщают и классифицируют по признакам; находят ответы на вопросы в иллюстрации и тексте.
  • Коммуникативные УУД: умеют слушать и понимать других; строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме; работают в группе.
  • Регулятивные УУД: высказывают свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозируют предстоящую работу; осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
  • Личностные результаты: выражают свои эмоции; формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Техническое обеспечение:

  • Компьютер для учителя.
  • Интерактивная доска или демонстрационный экран.
  • Мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: программы Power Point.

Дидактическое обеспечение:

1. Карта “Природные зоны Земли”.

2. Презентации: “Обитатели полярного пояса” и “Лесная зона”.

3. Книги: энциклопедии, дополнительная литература об обитателях леса, книги с загадками.

Применение на данном уроке ИКТ дает учителю дополнительные возможности. С помощью интерактивных тестов педагог может быстро проверить знания учащихся по изученным темам. Использование презентаций расширяет кругозор учащихся и повышает у них интерес к изучению предмета.

План урока

Ход урока

1. Организационный момент (1 минуты).

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с природными зонами.

Для работы на уроке вы разделились на 4 группы. (Учащиеся рассаживаются так, чтобы им было удобно работать в группах.)

2. Тематический опрос домашнего задания (5 минут).

Но сначала мы повторим изученный на прошлом уроке материал. (Учитель производит опрос с использованием Презентации1).

1. Фронтальный опрос (1 минута).

Посмотрите внимательно на экран и постарайтесь узнать, какое животное изображено на слайде? (Слайды № 3, 4, 5) Учитель открывает

картинку по фрагментам.

2. Индивидуальный опрос (4 минуты).

Учитель демонстрирует учащимся слайды № 6-7 Презентации1. Учащиеся пишут ответы на карточках, затем происходит обмен карточками в группе. Учитель выводит на доску правильные ответы (слайды № 8-9 Презентации1)– ученики сверяют и выставляют друг другу оценки (взаимопроверка).

3. Актуализация знаний (2 минуты).

Учитель. Перед вами лежат отрывки из произведений, где описываются разные явления природы. Прочитайте отрывок, обсудите его в группе и дайте ответы на вопросы, помещенные ниже текста.

1-я и 3-я группы учеников работают с отрывком из текста № 1, а 2 –я и 4-я группы работают с отрывком из текста № 2.

Отрывок из текста № 1: “Наконец-то небо порозовело. Сначала из-за горизонта показалась тонкая яркая полосочка. С каждой минутой она разрасталась и через некоторое время превратилась в величественный и неторопливый огненный диск. Только к вечеру он закончил свой путь по небу, укрывшись за небольшой горой посреди царства мхов и лишайников, заставляя небольшое стадо оленей позаботиться о ночлеге”.

Вопросы:

1. Назовите описываемое явление.

2. Как текст объясняет суть данного явления?

3. Как объясняют данное явление законы природы?

4. В какой природной зоне происходят события?

Отрывок из текста № 2:Заяц безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клёне зелёные листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придётся заменить на белую и тёплую. Очень ценил Заяц помощь клёна, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать свою листву”.

Вопросы:

1. Назовите описываемое явление.

2. Как текст объясняет суть данного явления?

3. Как объясняют данное явление законы природы?

4. В какой природной зоне происходят события?

Ответы учеников группы 1 и 3. Мы считаем, что здесь описан восход Солнца. Наблюдателю кажется, что это Солнце передвигается по небу. На самом деле Земля, вращаясь вокруг своей оси. Это является причиной смены дня и ночи. Здесь описывается зона тундр.

Ответы учеников группы 2 и 4. В нашем тексте описывается процесс смены времён года. Заяц считает, что клён является причиной смены времён года. На самом деле смена времён года происходит из-за того, что наша Земля обращается вокруг Солнца. Ярко выраженная смена времен года характерна для умеренного пояса. Мы поняли, что Заяц живет в лесу.

Учитель. Как вы думаете, что мы с вами будет изучать сегодня на уроке?

Ученики. Мы думаем, что сегодня мы познакомимся с зоной лесов.

Учитель. Верно. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одной из природных зон умеренного пояса – зоной лесов.

4. Изучение нового материала.

А. Работа в группах (5 минут).

Учитель. Так как многие из вас хотя бы раз бывали с родителями в лесу, видели представителей леса, то мы продолжим работать в группах.

Каждая группа получает для работы свое задание. (Задания напечатаны на листках.) Вы должны обсудить задание в группе и подготовить небольшое выступление. При подготовке выступления можно пользоваться энциклопедиями и дополнительной литературой. Отвечать будут 1 – 2 представителя от каждой группы, остальные участники группы могут помогать.

Задания для групп:

  • 1 группа – из комплекта с изображениями разных животных выбрать только обитателей леса.
  • 2 группа – из комплекта с изображениями разных растений выбрать только те, которые растут в хвойном и лиственном лесу.
  • 3 группа – рассказать о приспособлениях растений и животных к данной зоне обитания.
  • 4 группа – в имеющейся литературе найти и подготовить загадки о представителях леса: растениях и животных.

Учитель дает группам время для подготовки ответов на задания, и, по необходимости, консультирует учащихся, помогает им тем самым прийти к верным ответам.

Б. Фронтальная работа (8 минут).

Потом представители от групп выступают с ответами перед всем классом.

Во время ответа учащихся от групп учитель демонстрирует подготовленный слайды из Презентации2:

1 группа – слайды № 7, 8, 9, 10; 2 группа – слайды № 4, 5, 6.

Таким образом, дети сверяют результаты своих выводов с верными ответами.

Ответ 1 группы. В зоне тайги обитают: лось, бурый медведь, волк, заяц, рысь, лиса, лесная куница, тетерев, соболь. Эти животные выполняют роль “едоков”. Эта зона занимает больше места, чем зона широколиственных лесов. В зоне широколиственных лесов встречаются белки, лесные куницы, зайцы, тетерева, зубры, благородные олени, медведи, волки. Эти животные тоже выполняют роль “едоков”.

Ответ 3 группы:

Приспособления растений к холодному времени: сбрасывание листьев на зиму, защита ствола.

Приспособление зверей: зимняя спячка; перемещения в более тёплые места; запасы на зиму и усиленное питание осенью.

Приспособление птиц: перемещения в более тёплые места; запасы на зиму.

Приспособление насекомых: зимняя спячка.

5. Физминутка (5 минут).

Учитель. Вы хорошо поработали, а теперь настало время всем отдохнуть.

Один из учеников (по желанию) выходит перед детьми и проводит спортивную разминку. Движения сопровождаются стихотворными строчками.

Однажды дети в лес пошли,
Всю поляну обошли,
К старой ели подошли,
Там огромный гриб нашли.
Так были рады наши ребята!
И домой бегом обратно.

6. Изучение нового материала.

А. Фронтальная работа (7 минут). Учитель рассказывает как связаны между собой представители леса: растения и животные.

Б. Работа учеников в рабочей тетради (3 минуты).

Учитель. Откройте рабочие тетради на странице 47. Выполните задания № 6 и 7. (Задание № 6: подписать, от каких деревьев нарисованы ветки и листья. Задание № 7: подписать на рисунке “кормильцев”, “едоков” и “мусорщиков”).

В. Работа с учебником. (5 минут)

Учитель. Найдите в учебнике ответ на вопросы: Какие особенности климата благоприятны для жизни деревьев? Кто ещё помогает им?

Ученики. Для жизни деревьев благоприятно то, что в умеренном поясе значительно теплее и продолжительнее лето. За это время на растениях успевают созревать плоды. Ещё важно, что и влаги для деревьев достаточно, и почва плодородная. Животные не только питаются листьями и плодами деревьев, не только устраивают свой дом с помощью этих растений, но и сами приносят огромную пользу деревьям, уничтожая вредителей и перемещая семена по лесу.

7. Подведение итогов урока (3 минуты).

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Как узнали, что вам в этом помогло? Где пригодятся эти знания?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Ученики отвечают на заданные вопросы, высказывают свое мнение об уроке.

8. Домашнее задание (1 минута).

Учитель. Дома вам нужно будет по своему выбору подготовить дополнительный материал:

1) о растениях и животных леса; 2) составить кроссворд “Обитатели леса”.