Форма проведения: пресс-конференция.
Цель урока: познакомить учащихся с историей праздника, памятником Минину и Пожарскому; углубление знаний учащихся в истории России, воспитание патриотизма.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ученик читает стихотворение.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулась!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, называть матерью,
Стать за честь твою против недуга,
За тебя в нужде сложить голову!
Ведущий 1. (2-14 слайд)Краткий обзор памятных дат:
- 1150-летие создания Русского государства
- 400-летие нижегородского ополчения
- 200 лет со дня Бородинского сражения
- 150 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина
- 770 лет со дня “Ледового побоища”
- 340-й день рождения российского императора и полководца Петра первого
- 290 лет со дня утверждения табеля о рангах
- 90 лет со дня основания пионерской организации
- 70 лет со дня окончания битвы под Москвой
- 70 лет со дня начала сталинградской битвы
- 55 лет со дня Запуск первого искусственного спутника Земли
- 90 лет со дня образования СССР
- 975 лет со дня образования первой библиотеки на Руси
Ведущий 2. (15 слайд)В 2012 году вся Россия торжественно отмечала знаменательную дату своей истории – 400 лет Народному ополчению под руководством нижегородского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского.
Ведущий 1.(16 слайд) Во времена правления Ивана Грозного Русь стала ещё более сильным государством, значительно увеличились её территории. После смерти Ивана Грозного и его двух сыновей в России наступили “смутные времена”.
Ведущий 2.(17 слайд) Что такое “смутные времена”?
Ведущий 1.(18 слайд) Смутные времена наступили, потому что:
- Прекратился царский род
- За короткий срок сменилось много правителей
- Страна разорена долгими войнами
- Три года были неурожаи
- Народ начал восставать
Ведущий 2. (19 слайд)Какая угроза возникает над страной, в которой нет сильного единого правителя?
Ведущий 1.(20 слайд) Смутой воспользовались польский и шведский короли.
- Их войска вторглись в Россию.
- Вскоре поляки заняли Москву.
- Страна оказалась в опасности
Ведущий 2. (21 слайд)Как вы понимаете эти пословицы?
- За общее дело стой смело.
- Один в поле - не воин.
- Один – за всех, а все – за одного.
Ведущий 1. (22 слайд)Спас страну Нижний Новгород.
- Был организован сбор средств для создания большого войска-ополчения.
- С призывом к нижегородцам обратился выбранный староста Кузьма Минин.
Ведущий 2. (23 слайд)Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он убеждал народ “стать за веру, за Отечество”.
В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.
Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали “третью деньгу”, т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского
Ведущий 1. (24 слайд)Пожарский происходил из князей и принадлежал к, так называемым, “захудалым” княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.
Ведущий 2.(25 слайд) В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.
Дети читают по ролям.
Голоса.
– Эко рыдание во всем соборе!
– Да и было отчего!
– Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!
– Мы за веру православную должны до смерти стоять!
– А кто же прочь?
– Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!
Минин.
- Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Голоса. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!
Минин.
- И еще, братья, похотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и дома! А будет мало – жен и детей заложим!
Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!
Минин.
- Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, – вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Голоса.
- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
Минин.
- Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа – глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может на дело земское, на помощь ратным. Я – Господи, благослови начало! – свои скопленные и трудовые – все до единого рубля кладу!
Голоса.
– Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую!
– Что деньги? Деньги – дело наживное!
– Все отдадим! Теперь не до нарядов!
– Вот наши деньги из квасного ряду!
– Из рукавичного!
– От ярославцев!
– Костромичи собрали – принимайте!
– Стрельцы Колзакова, Баима сотни!
– Вот праздник – так уж праздник!
Минин.
- И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся и грянем на врагов.
Ведущий 1. (26 слайд) Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву.
Ведущий 2. (27слайд)Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.
Ведущий 1. (28слайд)И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
Ведущий 2. (29слайд)Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России.
Докладчик 1. Памятник Минину и Пожарскому поручили Ивану Мартосу. В 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.
Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади.
(30 слайд)Главное, в этом событии, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного события.
(31 слайд) Дмитрий Михайлович Пожарский,
скончавшийся в 1642 году, был погребен в Суздале, у
алтаря Спасо-Преображенского собора
Спасо-Евфимиева монастыря, с которым род
Пожарских был тесно связан. Пожарские и их
родственники князья Хованские делали в
монастырь богатые вклады; на территории обители
они устроили фамильный подземный склеп. В
последней трети XVIII века невежественные монахи
разрушили своды усыпальницы и засыпали склеп
землей. Место захоронения князя Пожарского было
утеряно и позабыто.
Его отыскал в 1852 году молодой тогда ученый А.С.
Уваров, будущий знаменитый археолог. Он раскопал
усыпальницу и подробно описал найденные 48
гробниц. Впоследствии специальная
государственная комиссия особым актом
подтвердила, что прах князя Пожарского находится
в этом склепе, указав точные координаты
захоронения.
(32 слайд) В Нижегородском кремле стоит ныне только один храм. Это шатровый Михайло - Архангельский собор, в котором находится захоронение Козьмы Минина. Его показывают туристам.
Прах Козьмы Минина перенесли в новую усыпальницу. Над его гробницей поставлены были три памятные чугунные доски с текстом о подвиге Минина в 1612 году.
Докладчик 2. (33 слайд) Руководство второго ополчения настояло на созыве Земского собора – законного органа власти русского государства для избрания царя. В январе 1613г. на соборе избрали царем молодого Михаила Фёдоровича Романова – сына тушинского патриарха Филарета, в миру – боярина Федора Никитича Романова, родственника по женской линии царей Ивана Грозного и Федора Ивановича (сестра его деда, царица Анастасия была первой женой Ивана Грозного и матерью царя Федора Ивановича).
Избрание царя означало возрождение страны, сохранение её суверенитета, самостоятельности и самобытности.
Избранный царь находился в костромском Ипатьевском монастыре до приезда в Москву. По градам и весям бродили шайки разбойников и интервентов.
(34 слайд) Один из таких отрядов действовал в Костромском и соседних уездах. Поляки появились в одной из деревень Романовых, схватили старосту Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он показал им дорогу туда, где находился его молодой барин.
Сусанин завел их в дебри и, погибнув сам под саблями врагов, погубил отряд. Подвиг костромского крестьянина сыграл роль не только в спасении Михаила Федоровича Романова, но и в предотвращении новой смуты в стране в случае гибели молодого Романова (ему было неполные 17 лет).
Через 10-20 минут неспешной прогулки по болоту открывается безлесная центральная часть болота. Здесь находится сосна с необычно ярким цветом коры, якобы впитавшая кровь Сусанина. Рядом находится столбик с металлическим ящиком-алтарем. Это и есть место гибели народного героя.
Доказательством к этому считается царская грамота, которая была вручена Богдану Сабинину, который является зятем Сусанина, и указанием в ней, что ему за подвиг покойного тестя дарована половина деревни.
Ведущий 1. (35-36 слайд) В честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади.
Ведущий 2. (37 слайд) С 2005 года 4 ноября в России – государственный выходной.
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Список используемой литературы (38 слайд)
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/9/chast_1.pptx (2-14 слайды)
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/9/400_let_opolcheniyu_minina_i_pozharskogo.pptx( 2-20 слайды)
- http://i081.radikal.ru/1011/2b/270992ede8c6.jpg
- http://s016.radikal.ru/i335/1011/06/33eed45623c3.jpg
- http://edu.of.ru/attach/17/35359.ppt (слайд 4)
- https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT2cQ2CBGsw284ddmFIQuPkMSVt80rldiJqLQhJWc6u7ez7ZK2HJw
- https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQBJrBcnZsYg3AT2D-eykbeRXg-_OehWck_mPNZAmAtoMz5rcve_TMACZY
- http://www.radikal.ru/
- https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS0nW--P-MIO7yl_K0w85N4LuC27P5IT_qllLG6iG5-j7JT7AsE
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/8/klassnyy_chas_minin_i_pozharskiy.doc
- http://www.openclass.ru/node/274416 (слайд 9)
- http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1456/
Спасибо за внимание! (39 слайд)