Тип урока: открытое обзорно-практическое занятие.
Цель урока: повышение мотивации учеников к исполнительской деятельности.
Задачи урока:
- рассмотрение роли виолончельного искусства в истории музыкальной культуры России;
- показ исполнительского мастерства учащегося 7 класса Гулиева Тимура, выпускника оркестрового отделения по классу виолончели.
Аудитория: учащиеся инструментального отделения с 1 по 6 классы, родители, педагоги школы.
Ход занятия
Слайд 1. В начале урока эпиграфом к дальнейшему сценарию звучит стихотворение Мирры Лохвицкой «Виолончель» (19 ноября 1869 – 27 августа 1905), сопровождающее показ слайдов 2-7.
Сопровождение (аудио): И.С. Бах Прелюдия из сюиты №3 для виолончели соло.
Слайд 2.
Играл слепец. Душой владели чары.
Вздымалась грудь и опускалась вновь.
Слайд 3.
Смычок, как нож, вонзал свои удары,
И песнь лилась, как льет из раны кровь.
Слайд 4.
И чудился под звук виолончели
Хор демонов, мятущихся во мгле.
Слайд 5.
Мои мечты к бессмертию летели,
Он звал меня к подземной, вечной мгле.
Слайд 6.
Он звал меня к безмолвию забвенья,
Где тает слез немая благодать.
Слайд 7.
Играл смычок. Змея смыкала звенья.
О, дай мне жить! О, дай еще страдать!
Слайд 8.
Добрый день уважаемые учащиеся, преподаватели, родители. Наш урок посвящен удивительному инструменту – виолончели.
Виолончель – совершенный музыкальный инструмент, ей свойственны все технические тонкости смычковых инструментов, более того, виолончели даны выразительные возможности, недоступные для скрипки и альта. У виолончели своя природа, свое заветное, своя техника, свободная, живописная манера выражения, не стесненная графическими границами, играющая контрастами света и тени.
Композиторы глубоко ценят теплоту, искренность и глубину звучания виолончели, она давно уже покорила сердца, как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей.
Итальянка по происхождению, как и когда виолончель стала русским музыкальным инструментом!?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратим взгляд в прошлое, вспомним о тесной связи русской профессиональной музыкальной культуры с европейскими традициями, о питавших ее благодатных источниках: итальянской оперной школе, немецкой музыкальной теории, французской педагогике и т.п.
В России впервые виолончель появилась, вероятно, в XVIII веке, в составе театральных оперных оркестров и частных музыкальных капелл, разумеется, в Россию приехали и исполнители-виолончелисты.
Так, в 1721 году в капеллу герцога Голштинского в Петербурге был приглашен немецкий виолончелист И. Ридель, а в 1780 граф Н.П. Шереметев заполучил в свою капеллу знаменитого композитора и виртуозного виолончелиста И.Г. Фациуса.
Сами владельцы капелл также играли на инструментах скрипичного семейства, предпочитая именно виолончель.
Слайд 9
В числе талантов графа Николая Петровича Шереметева (1751-1809), покровителя искусств, создателя известнейшего театра, была профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано, он умел читать партитуры и управлять оркестром.
Молодой граф получил превосходное образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы в университете, он освоил театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства, познакомился с Моцартом и Генделем, общался с представителями высших кругов европейского общества, был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии.
Граф Н.П. Шереметев безошибочно примечал даровитых людей и определял им место при музыке или театре. Так проявился гений Степана Дегтярева – будущего создателя хоровых концертов и опер, так Россия узнала имена Параши Ковалевой-Жемчуговой и балерины Шлыковой-Гранатовой.
Музыкальный слух и умение обращаться с деревом предопределили судьбу принадлежавшего графу Шереметьеву крепостного крестьянина Ивана Батова, сына Андреева. Иван Батов обучался музыке в то время, когда в российской музыкальной культуре уже мелькали имена молодых Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского. Шереметьев назначил Батова инструментальным мастером при театральной труппе. Свои обязанности, по поддержанию в порядке всех музыкальных инструментов: клавесинов, клавикордов, клавичембало, фортепьяно и прочих, «Русский Страдивари» (так его называли в старости) исполнял исправно, однако самостоятельно принялся за изготовление скрипок и виолончелей.
В пушкинскую эпоху о Батове знала вся Россия. Его инструменты высоко ценили русские и иностранные виртуозы. Широкая известность пришла к Батову после Отечественной войны 1812 года. В 1814 году он преподнёс в дар царю Александру скрипку своей работы и получил за неё 2000 рублей. В 1829 году И.А. Батову была присуждена серебряная медаль за инструменты, представленные на Петербургской выставке.
Своему своенравному владельцу Батов поднес однажды замечательную виолончель – плод неустанных, более полугода, трудов. Приглашенный Шереметевым знаменитый немецкий виолончелист и композитор Б. Ромберг, концертировавший в Москве, в присутствии многих русских и иностранных артистов с любопытством осматривал инструмент, трижды садился играть на нем и трижды предлагал вопрос: «Точно ли этот мастер делал его?». Лишь после этого Шереметев выдал Батову долгожданную «вольную».
Прошлое русской виолончели богато талантливыми исполнителями. Разница между профессиональными музыкантами и любителями была совершенно незначительной, музыканты-любители получали вполне профессиональное образование у лучших педагогов Европы (как правило, немцев) и участвовали в концертах наряду с профессионалами. Факт увлечения аристократов именно виолончелью, конечно, ставил этот инструмент в России в особое положение.
Слайд 10.
8 [19] ноября 1794 - 22 октября [3 ноября] 1866 – годы жизни князя Николая Борисовича Голицына, российского виолончелиста, музыкального критика, переводчика, военного мемуариста, Героя Отечественной войны 1812 года (ординарца Багратиона в Бородинском сражении, в котором и сам был контужен), участника пятидесяти битв и сражений, включая заграничные походы.
Музыка играла большую роль в жизни князя, встречавшегося в юности с Й. Гайдном, а много лет спустя и с Ф.Шопеном. Прекрасный виолончелист, он часто выступал в салонах, давал благотворительные концерты. Николай Борисович Голицын восхищался музыкой Людвига ван Бетховена, однажды написал знаменитому музыканту, и между ними завязалась переписка (1822-1827). Князь заказал композитору несколько произведений: увертюру ор.124, три струнных квартета (последних в наследии Бетховена – ор.127, 130, 132). Эти квартеты, а также увертюру «Освещение дома» Бетховен посвятил князю Голицыну. Князь стал соучредителем основанного в 1802 году Филармонического общества в Санкт-Петербурге. Гостеприимный дом князя Голицына в Санкт-Петербурге посещали А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, В.Ф.Одоевский, А.С.Даргомыжский.
Почетную известность как меценат-покровитель ученых, художников и особенно музыкантов приобрел игравший видную роль в общественной жизни России граф Матве́й Ю́рьевич Виельго́рский (1794—1866), искусный виолончелист, ученик основателя немецкой виолончельной школы Бернгарда Ромберга, знаток музыки, один из организаторов и первых директоров Русского музыкального общества, участник войн 1812 – 1814 годов.
Слайд 11.
Особого внимания заслуживает фигура Карла Юльевича Давыдова (1838-1889), которого исследователи признают «основоположником отечественной классической виолончельной школы». Получив домашнее образование, Карл в шестнадцать лет поступил на математический факультет Московского университета. В то время он занимался музыкой «для себя», играл на фортепиано и на виолончели. 19 июня 1858 года Давыдов окончил Московский университет, получив степень кандидата математических наук, но, увлеченный музыкой больше, чем математикой, уехал в Германию и поступил в Лейпцигскую консерваторию.
В это время в России произошли важные перемены. Вдохновленный благородными просветительскими идеями, воодушевлявшими русскую музыкальную интеллигенцию, Давыдов возвратился на родину, где его ожидал исключительный прием. В восторженном порыве стареющий граф Виельгорский преподнес Давыдову в дар свою виолончель работы Страдивариуса. Во вновь образованной Петербургской консерватории Давыдову поручили класс виолончели и курс истории музыки. Параллельно с работой в консерватории музыкант поступил в оркестр Итальянской оперы. Кроме того, Давыдов выступал и как солист Русского музыкального общества. Ежегодно он давал сольные концерты, затем вошел в состав Петербургского квартета РМО, который считался одним из лучших в мире.
Благодаря исполнительской деятельности К.Ю.Давыдова русская виолончельная школа стала одной из ведущих исполнительских школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавляемой им русской классической виолончельной школы – его ученик А.В. Вержбилович, А.А. Брандуков, С.М. Козолупов, И.И. Пресс, Е.Я. Белоусов, Л.Б. Ростропович, Г.П. Пятигорский, В.Т. Подгорный и др.
Просмотр видео: К. Давыдов «Романс без слов», исполняет С. Кнушевицкий (архивная запись)
Расцвет русской виолончельной школы ярко отразился в творчестве наиболее выдающихся русских композиторов – П.И. Чайковского, С.И. Танеева, Н.Г. Рубинштейна, А.К. Глазунова и др. В своих известнейших «Вариациях на тему Рококо» П.Чайковский предоставил виолончели права, сделавшие это небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ. От исполнителя требуется подлинное совершенство во владении инструментом.
Слайд 12.
С тех давних пор до нашего времени особого внимания заслуживает «Испанская серенада» А. Глазунова. В 1884 г. вместе с покровительствовавшим ему М. П. Беляевым Глазунов выехал в большое путешествие по Германии, Франции, Испании и Северной Африке. В испанской культуре его, прежде всего, интересовала народная музыка. По следам этих живых непосредственных впечатлений Глазуновым был написан ряд «испанских» произведений: «Испанская песня» (сл. народные, 1885), Серенада №2 op. 11 (1884), «Испанская серенада» для виолончели и фортепиано ор. 20 (1888), пять новеллетт для струнного квартета (1 ч. «В испанском роде», 1886).
Вопрос к Гулиеву Тимуру: есть ли в «Испанской серенаде» подлинно народная мелодия?
Ответ ученика: я знаю, что подлинно народной мелодии композитор не использовал, в произведении отразились впечатления Глазунова от поездки, слышен испанский колорит.
Действительно, ни в одном из упомянутых сочинений буквально не воспроизведена ни одна из записанных фольклорных мелодий, но национальный колорит воспроизведен исключительно тонко и художественно убедительно.
В исполнение Гулиева Т. звучит «Испанская серенада» А.Глазунова.
Слайд 13.
Концертная деятельность Русского музыкального общества играла большую роль в популяризации виолончели. В ноябре 1875г. по приглашению РМО французский композитор К. Сен-Санс посетил с концертами Санкт-Петербург, где дирижировал «Пляской смерти» и выступал как пианист. К этому времени относится знакомство К.Сен-Санса с Н. Рубинштейном и П. Чайковским. Возможно, услышав «Аллегро-аппассионато» К.Сен-Санса для виолончели с оркестром, П.Чайковский и написал свои знаменитые «Вариации на тему Рококо».
Просмотр видео-записи: выступление Гулиева Тимура с камерным оркестром Волгоградского музыкального театра, дирижирует А.Смирнов \ К. Сен-Санс «Аллегро аппассионато».
Вопрос к детской аудитории: кто из вас может сказать, где дети в дореволюционной России получали музыкальное образование?
Ответ учеников: мы знаем, что дети дворян получали домашнее музыкальное образование.
Совершенно верно.
Большую популярность виолончель получила в домашнем музицировании. Обязательным и совершенно естественным элементом воспитания детей русского дворянства было музыкальное образование. Для девочек эта дисциплина считалась обязательной, их учили музыке основательно. Для мальчиков музыкальное образование оставалось скорее желательным.
Слайд 14.
Царская семья не была исключением, все представители Дома Романовых имели домашнее музыкальное образование. Степень музыкально-исполнительской квалификации разная, но все русские императоры владели теми или иными музыкальными инструментами.
Великий князь Константин Константинович, будучи молодым человеком, каждую пятницу играл на виолончели в русском оркестре под управлением Направника. Вероятно, у «Константиновичей» виолончель была семейным инструментом, поскольку отец знаменитого «К. Р.», великий князь Константин Николаевич, ставший в 1878 году председателем Русского музыкального общества, также играл на виолончели в оркестре.
Виолончель императора Николая II была изготовлена в 1898 г. в городе Нанси Альбертом Жако, представителем одной из старейших династий французских скрипичных мастеров. Внешняя сторона дна инструмента украшена накладной резьбой: монограмма Императора Николая II вплетена в пышную цветочную композицию. Виолончель была показана мастером на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и затем преподнесена русскому императору.
Окончание XIX, начало XX века – чрезвычайно плодотворный период в культурной жизни России. При участии просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Частная опера С.И.Мамонтова, Московский художественный театр и т.п. Столкнувшись с обострением социальных противоречий и нарастанием конфликтов, порожденных научно-технической революцией, искусство ответило расцветом модернизма, авангардизмом, наряду с этими течениями продолжал существовать и классицизм. В области симфонической и камерной музыки создавали подлинные шедевры А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, М.А.Балакирев, Р.М.Глиэр и др.
Исторически сложилось так, что время расцвета виолончельного исполнительства совпадает с периодом новаторских поисков.
Шли годы. Закончилась первая мировая война, позади осталась Октябрьская революция. И вновь на Россию обрушилось испытание… 1941г… Великая отечественная война…
Слайд 15.
Звук виолончели, не умеющей бежать в атаку, движется на нас с неотвратимостью бытия того Великого Времени, в котором краткий миг приобретал смысл целой жизни.
Многие музыканты были призваны в действующую армию, другие добровольно ушли на фронт, стали участниками фронтовых концертных бригад.
Для исполнения в действующих частях Красной Армии концертными бригадами Дмитрий Шостакович создал сборник «Песни фронтовых дорог». Композитор избрал минимальный исполнительский состав: певческий голос, скрипка и виолончель. 26 популярных, легко воспринимаемых сочинений разного жанра Дмитрий Шостакович инструментовал в течение трех дней, обозначив на нотных листках даты: 12, 13 и 14 июля 1941 года. Среди вокальных сочинений – песни Ю. Милютина, Д. Прицкера, братьев Покрасс, И. Дунаевского. Значительную часть сборника составляют произведения русской и зарубежной классики: арии из опер Ж. Бизе, Р. Леонкавалло, обработки песен Людвига Ван Бетховена, Дж. Россини, А.Верстовского, А. Гурилева, А. Даргомыжского и др.
Музыка звучала и в блокадном Ленинграде.
В память об артистах и сотрудниках Московской филармонии, отдавших жизнь на полях сражений, в вестибюле Зала имени П.Чайковского установлена Мемориальная доска.
Слайд 16.
В Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства хранится великолепная коллекция музыкальных инструментов — одна из лучших в мире. Так же, как коллекции многих других ленинградских музеев, она не была вывезена в годы войны и оставалась в блокадном Ленинграде. Среди её экспонатов есть уникальный инструмент — виолончель, имеющая на внутренней поверхности корпуса скромную записку мастера: «Инструмент был начат в 1941 г. — окончен в 1956 г. — помешала война — блокада Ленинграда». В конце — приписка о характере повреждения, полученного виолончелью в годы войны. Реставрация вернула голос инструменту, поврежденному осколком вражеского снаряда, каждая его нота пронизана страданием: голодом, холодом и желанием жить.
Эта виолончель создана ленинградским мастером, архитектором по профессии, Алексеем Алексеевичем Ушаковым. До игрового состояния инструмент был доведен совсем недавно, заслуга в этом принадлежит петербургскому мастеру Китову, так отреставрировавшему виолончель, что только специалист сможет увидеть, насколько серьёзно она была когда-то повреждена. Ее голос услышали в ноябре текущего года на благотворительном концерте в рамках проекта «Блокадная виолончель».
Слайд 17.
В музее хранятся афиши спектаклей и концертов, проходивших в блокадном Ленинграде, гравюры и рисунки художников, запечатлевших трагические и героические моменты того времени. Среди них — работы Елены Мартилла, которой в 1941 году было всего лишь 18 лет. Один из её рисунков особенно впечатляет. На нём изображены зимние заснеженные улицы Ленинграда и две человеческие фигуры, везущие на саночках виолончель. Ребёнок, идущий позади санок, придерживает инструмент. Отправляясь на концерты, музыканты брали с собой детей: если умереть, то вместе.
Слайд 18.
Поэт Степанова Валерия посвятила стихотворение «Виолончель» своему дедушке, виолончелисту Большого Симфонического оркестра Ленинградской Филармонии, Сафонову Андрею Николаевичу. В августе 1942 года в блокадном Ленинграде он был в составе квартета виолончелистов, исполнявших 7 симфонию Шостаковича.
Чтение стихов сопровождает видео-файл: соната Д. Шостаковича для виолончели и фортепиано.
Зачем душа моя страдает
И плачет, как виолончель...
Приюта хочет, но не знает,
Что не придет весной капель...
И звуки стихли, ноты стерты,
Виолончель спокойно спит...
Не важны шорохов просчеты,
Душа усталая скорбит...
Виолончель, ты словно муза,
Мечтаешь, утонув в ночи,
Любви многострадальной узы...
Не звука больше... помолчи...
Смычок бежит по стану гибкой
И исковерканной души...
Мир музыки настолько зыбкий,
Не тронь – поранишь об шипы..
Виолончель страдать устала,
Она притихла, замерла...
Моя душа свободной стала,
Раскрепостившись ото зла...
Победа, Победа! Россия отстраивается вновь. Виолончель, между тем, продолжает свое триумфальное шествие, завоевывая мировую славу! Концерты для виолончели написали русские советские композиторы: Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт), Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян, Д.Б.Кабалевский, Т.Н.Хренников, С.Ф.Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М.С. Вайнберг, В. А. Власов, И. Тищенко и др.;
Слайд 19.
Айвазян Артемий (Арутюн) Сергеевич (1902 – 1975) джазовый композитор, дирижер, руководитель одного из самых популярных оркестров в Советском Союзе. В 1923 году окончил Тифлисскую консерваторию по классу виолончели, занимался композицией у А.Спендиарова. В 1932 году окончил Московскую консерваторию и в 1935 году там же аспирантуру по классу виолончели (учился у С.Козолупова). В 1933 году стал лауреатом I Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, но известность приобрел, в основном, не как виолончелист, а как композитор – песенник. В 1938 году организовал Государственный эстрадный оркестр Армении, который прославился благодаря песням Айвазяна. Айвазян – автор музыки к м.ф. «Волк и семеро козлят», «Снежная королева», «Похитители красок».
Концертный этюд. Исполняет Гулиев Тимур
Слайд 20.
В современную нам эпоху компьютеризации живой проникновенный голос виолончели не может заменить никакая электронная аппаратура.
В летопись русского виолончельного исполнительства вписан новый ряд славных имен: Святослав Кнушевицкий, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Александр Князев, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Кирилл Родин...
Слайд 21.
По инициативе одного из прославленных учеников М.Л.Ростроповича, Дениса Шаповалова, радующего публику игрой на виолончели в самых невероятных синтетических жанрах, в память о великом мастере 12.04. 2012 года был организован концерт-приношение «Cello Век». Вечер стал кульминацией III Международного фестиваля имени М. Ростроповича в Москве. Весь цвет российской виолончельной школы – от солистов с мировыми именами до музыкантов виолончельных секций московских оркестров, собрался в Концертном зале им. П.И Чайковского в Москве. Максимальное количество виолончелей на сцене было около сотни. Впечатление — невыразимое. Звук тугой, мощный, слаженный. В концерте прозвучали Бах и Гендель, Сен-Санс и Шуберт, Рахманинов и Стравинский; разумеется, Шостакович и Щедрин, переложение «Болеро» Равеля... Настоящее торжество виолончели!
Слайд 22
Удивительно, что в стране, подарившей миру наибольшее количество великих виолончелистов, не проходили музыкальные форумы, посвященные этому красивейшему инструменту. Первый в истории России Международный Виолончельный фестиваль состоялся только в 2008 году в Москве! Организаторы посвятили фестиваль памяти Мстислава Ростроповича. Борис Андрианов, инициатор фестиваля, говорил: «Мы идем с виолончелью по жизни, не думая о том, что модно, а что нет. В мире много замечательных виолончелистов, и нам было бы хорошо время от времени объединяться. И чтобы одним из центров виолончельного искусства была Москва».
Слайд 23.
Виолончель вдохновляет не только музыкантов, но и поэтов, художников, архитекторов, режиссеров. Надеюсь, что услышанная музыка, великолепные картины, стихи, а также достойный пример Тимура Гулиева, воодушевят и вас, дорогие ученики, на новые творческие подвиги.
Мы с Тимуром за весь период обучения достигли значительных успехов. Это мастер-классы международного уровня, победы на многих конкурсах. Вершина достижений, на сегодняшний день, – соло с камерным оркестром Волгоградского музыкального театра.
Видео – мультфильм «Виолончель»
Список использованного материала:
- www.agitclub.ru/hist/old/peterburg08.htm
- gentile.ru/lena-sotskova.html
- history-portraits.ru/portrait/91
- www.kkovalev.ru/Batov.htm
- www.olgasleeps.ru/100velikih/classic/davidov.html
- providenie.narod.ru/0000809.html
- www.rachmaninov.ru/deut_2006/rage/lushin_matveeva.htm
- ru.wikipedia.org/wiki/