Урок математики по теме "Луч.Числовой луч". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • ввести понятие “луч”, на основе сравнения – сопоставления геометрических фигур
  • формировать основы сравнения – сопоставления, как мыслительной операции, обучать отбору (выбору) существенных критериев
  • научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Задачи:

  • продолжать закреплять нумерацию многозначных чисел
  • совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки
  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
  • оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.
  • согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Ход урока

Орг. момент

Вводная беседа: Сегодня на уроке мы продолжаем наше путешествие в удивительную страну Математику.

В стране “Математика” много городов. С одним из них мы давно уже знакомы. С каким из них мы уже давно знакомы. С каким? Арифметика

Кто живет в этом городе? Числа и знаки.

Верным помощником и экскурсоводом у нас будет веселая точка. Из каких цифр она состоит? 3 6 1 9 8

Составьте самое маленькое и самое большое четырехзначное число.

(13689 98631) Запишите. Характеристика, запишите последующее и предшествующее. (аукцион)

УСТНЫЙ СЧЕТ:

Веселая точка приглашает нас в город, его название нужно узнать Вам:

  1. Найдите частное чисел 210 и 7? (30) Е
  2. Какое число меньше 720 на 100? (620) М
  3. Запишите число, которое больше 20 в 5 раз? (100) О
  4. На сколько надо разделить 560, чтобы получилось 80? (7) Г
  5. К какому числу надо прибавить 100, чтобы получилось 360? (260) И
  6. Увеличь 350 в 2 раза. (700) Т
  7. В одной пачке 10 книг. В библиотеку принесли 3000 книг. Сколько пачек с книгами принесли в библиотеку? (300) Я
  8. Найдите площадь комнаты если длина комнаты 15 метров, а ширина 7 метров? (105) Р
  9. 6 картофелин варилось 30 минут. Сколько минут варилась одна картофелина? (30) Е
7 30 100 620 30 700 105 260 300
г е о М е т р и я

 Итак, сегодня мы отправляемся в город “Геометрию”. В переводе с греческого это слово означает “землемерие” гео – земля, “метрия” мерить

Появление геометрии было связано с различными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий.

Кто живет в этом городе? (фигуры, отрезки, лучи, прямые)

Из каких фигур состоят эти человечки? (прямые, отрезки, окружность, квадраты, ломаные линии)

Нарисуйте недостающую фигуру.

Пришла пора узнать новых жителей этого города и познакомиться поближе со старыми знакомыми.

НОВАЯ ТЕМА:

Мы попали в город. Но здесь большой переполох. Потерялся малыш и ищет свой дом. Постучался он в первый дом. Здесь жили ломаные линии, а они его не пускают.

Мы с тобой родственники, но ты живешь в другом доме.

Почему?

Постучался во второй дом

Здесь жили отрезки, и они его не пускают. Мы с тобой родственники, но ты живешь в другом доме.

Почему?

Постучался в другой дом.

Там живут прямые. Его опять не пускают. Мы с тобой родственники, но ты живешь в другом доме.

Почему?

Постучался в третий дом.

Там жили прямые линии, но у них было только начало.

Как вы думаете, что произошло?

А как зовут нашего малыша?

Почему во всех домиках жили родственники, но никто его не пустил? Давайте, сравним наших героев. По каким критериям или параметрам будем сравнивать?

 

 

СОСТАВЛЯЕМ И ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ

  кривые отрезки прямые лучи
Есть начало - + - +
Есть конец - + - -
Можно ли измерить - + - -
Использование чертежных принадлежностей - + + +
Цвет + + + +
Толщина + + + +
горизонтально + + + +
вертикально + + + +

Из значительного количества критериев мы отобрали только три существенных, т.е. важных.

ВЫВОД:

  • Что мы представляем, когда говорим луч?
  • Чем отличается луч от прямой?
  • Чем отличается луч от отрезка?

Посмотрите на рисунки. С какими геометрическими фигурами они у вас ассоциируются, надпишите эти геометрические фигуры. (они указаны стрелками)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Наш малыш так обрадовался, что запел песенку:

ПЕСНЯ:

Чтоб прямую получить
Надо просто прочертить,
Ни начала, ни конца
Не найдешь ты никогда

Если точку ты возьмешь
К ней прямую проведешь
Луч получится тогда,
Есть начало, нет конца

У отрезка как он есть
Есть начало и конец
Его измерить можешь ты
Лишь линейку приложи.

Работа по учебнику:

Откройте учебник на с. 32 Прочитайте правило.

Закрепление: Начертите произвольный отрезок АВ

  • начертите прямую
  • начертите луч с началом в т.О

Чем отличается луч от отрезка? Чем отличается луч от прямой?

На построенном луче с началом в точке О будем откладывать равные отрезки длиной 1 см. У начала луча поставим т.О и пронумеруем один за другим концы отрезков 1,2, 3, 4

У нас получился числовой луч.

На этом луче можно изобразить любое число, обозначив его точкой, т.к. луч бесконечен. Отрезки могут быть любой величины, но обязательно равные. С помощью луча можно сравнивать числа. Чем правее точка от начала луча, тем большее число она обозначает. Чем левее точка от начала луча, тем меньшее число она обозначает.

Начертите луч с началом в т.В. Отметьте на нем точки от 1 до 10 обозначив их, если единичный отрезок равен 5 мм.

Работа в парах. Соедините геометрические фигуры с их названием.

Обобщение

  • Что мы представляем, когда говорим луч?
  • Чем отличается луч от прямой?
  • Чем отличается луч от отрезка?
  • Назовите отличие числового луча от простого?
  • Как сравнивать числа при помощи числового луча?

Орг. конец урока.