Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Технология урока: проблемно-исследовательская технология.
Цели урока:
- Рассмотреть понятия: вписанного цилиндра в призму и вписанной призмы в цилиндр;
- Использовать эти понятия при решении задач;
- Формировать представления об использовании этих понятий в практической жизни человека.
Метапредметные связи: геометрия, черчение, рабочие профессии.
Учащиеся должны знать:
- Понятия: вписанного цилиндра в призму и вписанной призмы в цилиндр;
- Применение данных понятий при решении задач;
- Применение данных понятий в практической жизни.
Учащиеся должны уметь:
- Решать задачи на взаимное расположение цилиндра и призмы;
- Объяснять применение данных понятий в практической жизни человека.
План урока:
- Организационный момент (1 минута);
- Постановка проблемы на определение темы урока и его целей. (3 минуты);
- Актуализация знаний учащихся. Повторение ранее изученного материала (5 минут);
- Объяснение новой темы. Проблемно-поисковая работа.(7 минут);
- Закрепление изученных понятий в ходе фронтального опроса.(7 минут);
- Решение задач различного уровня сложности. (15 минут);
- Рефлексия. Итоговый тест по усвоению новых понятий с самопроверкой. (5 минут);
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.(1 минута).
ХОД УРОКА
1. Постановка проблемы: токарь из шестигранника вытачивает цилиндр.
Вопрос: о каком взаимном расположении геометрических тел идет речь? (слайд 1 из презентации к уроку)
Используя определенные инструменты, фрезеровщик из цилиндрической заготовки получает шестигранник.
Вопрос:о каком взаимном расположении геометрических тел идет речь? (слайд 2)
Тема урока “Цилиндр, вписанный в призму. Призма, вписанная в цилиндр”. (слайд 3)
Цели урока:
- Рассмотреть понятия: вписанного цилиндра в призму и вписанной призмы в цилиндр;
- Использовать эти понятия при решении задач;
- Формировать представления об использовании этих понятий в практической жизни человека.(слайд 4)
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение ранее изученного.
Повторение определений, связанных с понятиями “призма” и “цилиндр”:
- В какой треугольник можно вписать окружность? Около какого треугольника можно описать окружность?
- В какой четырехугольник можно вписать окружность? Около какого четырехугольника можно описать окружность?
- Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Памятка на столе (Приложение 1).
- Решить задачу: Найдите боковое ребро правильной четырехугольной призмы, если сторона ее основания равна 9 см, а площадь поверхности равна 306 см2. У слабых учащихся лежит на столе решение этой задачи с пропусками, которые они должны заполнить во время работы (Приложение 2).
- Жестянщик изготавливает 10 баков цилиндрической формы размерами 50 см в высоту и 40 см в диаметре. Сколько листов железа размерами 0,81,6 м потребуется для этого (5% листового железа идет на скрепление деталей)? Ответ округлите до целых. У слабых учащихся лежит на столе решение этой задачи с пропусками, которые они должны заполнить во время работы (Приложение 3).
3. Объяснение новой темы. Проблемно – поисковая работа.
Как вы думаете можно ли вписать в цилиндр призму?
При каких условиях призма вписана в цилиндр?
- Призма прямая.
- Основания призмы вписаны в основания цилиндра.
- Боковые ребра призмы совпадают с образующими (слайд 6).
Как вы думаете можно ли описать около цилиндра призму?
При каких условиях около цилиндра можно описать призму?
- Призма прямая.
- Основания цилиндра вписаны в основания призмы.
- Образующие цилиндра совпадают с боковыми ребрами призмы (слайд 7).
4. Закрепление изученных понятий в ходе фронтального опроса.
- Можно ли описать цилиндр вокруг прямой призмы, в основании которой лежит ромб?
- Можно ли вписать цилиндр в призму, в основании которой лежит прямоугольник?
- Определите вид треугольника, лежащего в основании призмы, вписанной в цилиндр, если ось цилиндра проходит внутри призмы (слайд 8)?
- В прямой четырехугольной призме углы основания в порядке следования относятся как 3:5:8:6. Можно ли описать цилиндр вокруг этой призмы?
5. Решение задач различного уровня сложности по готовым чертежам.
В цилиндр вписана правильная шестиугольная призма, а вокруг него описана правильная четырехугольная призма.Найти отношение площадей боковых поверхностей этих призм (слайд 9).
Решение: = = = 3/4. Ответ: 3/4.
В основании прямой призмы лежит ромб. Площадь боковой поверхности призмы равна 120 см2. Найти радиус основания цилиндра, вписанного в эту призму, если высота призмы равна 6 см, а острый угол основания — 60°(слайд 10).
Решение S = Ph = , 120 = 4 * а * 6, а = 5см.осн = а2 * , осн = 25, осн = (25):5 = , r = :2 = .
Ответ: см.
Прямоугольный параллелепипед со сторонами 6дм и 8дм и высотой, равной 14дм, вписан в цилиндр. Найдите радиус основания цилиндра, площадь полной поверхности цилиндра(слайд 11).
Ответ: r=5 дм, S=190 дм2.
Площадь осевого сечения цилиндра равна Q. Найти площадь боковой поверхности правильной шестиугольной призмы, описанной вокруг этого цилиндра (слайд 12).
Ответ: 2Q.
6. Рефлексия. Итоговый тест по усвоению новых понятий с самопроверкой.
- Верно ли утверждение: в наклонную призму можно вписать цилиндр?
- Верно ли утверждение: высота цилиндра равна высоте, вписанной в него треугольной призме?
- Верно ли утверждение: около любой треугольной призмы можно описать цилиндр?
- Верно ли утверждение: в любую четырехугольную призму можно вписать цилиндр?
- Верно ли утверждение: около правильной шестиугольной призмы можно описать цилиндр?
- Верно ли утверждение: призму высотой 40 см можно вписать в цилиндр высотой 24 см?
- Из тонкостенной цилиндрической трубы жестянщик делает четырехгранную водосточную трубу. Будут ли равны площади поверхностей этих труб?
- Найдите боковое ребро правильной четырехугольной призмы, если сторона ее основания равна 2, а площадь поверхности равна 104.
- Люди, каких профессий сталкиваются с понятиями: “вписанный цилиндр в призму” и “ вписанная призма в цилиндр”?
Выполнить самопроверку и проанализировать знания и умения, полученные на уроке (слайд13).
7. Итог урока. Домашнее задание.
Дома № 629.
Литература.
1. Атанасян Л.Г., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10 – 11. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 15-е изд.,доп. – М.: Просвещение, 2006.
2. Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10 – 11 классах. Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя. – 2-изд. – М. Просвещение, 2003.