Лекарственные огороды Астраханского края

Разделы: Биология


Задачи:

  • изучить лекарственные растения, растущие в Астраханском крае, развивать умение определять и изучать полезные растения, дать знания по систематике растений;
  • продолжить формирование практических умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой, через поиск дополнительного материала, фактов к темам урока;
  • воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений.

Оборудование: таблицы с лекарственными растениями, гербарные экземпляры лекарственных растений, компьютер, проектор для показа презентации в PowerPoint

Есть в травах и цветах целительная сила
для всех умеющих их тайну разгадать....

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Звучит музыка

Актуализация знаний:

Учитель: “...Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: “Иди и принеси все то, чем ты будешь лечить”. Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: “Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.

Как вы думаете почему?

Ответы уч-ся:

Учитель: ученик сказал: “...., потому что ... я не в состоянии принести все то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны”.

II. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях Астраханского края.

Тема урока:(проговаривается), запись в тетрадях темы урока

Эпиграфом к уроку послужат такие слова:

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.....

Учитель: Издавна человек использовал растения для лечения и профилактики различных заболеваний. Такие растения относят к группе лекарственных, поэтому их называют “зеленой аптекой”. Некоторые их них являются дикорастущими, но есть и такие, которые человек специально выращивает для получения растительного сырья, чтобы изготовить различные препараты. “Аптекарские огороды” стали развиваться уже в начале XVII века. Издавна на них выращивались растения, сбор которых в природных условиях был затруднен или невозможен.

Ботаник: Подобный “огород” был создан и в Астрахани. В 40-х годах XVIII века в нем росли айва, акация, шелковица, абрикос и др. растения. В 1746 году Медицинская канцелярия рекомендовала обратить внимание на такие растения, как розанные кустья, шептальные (абрикосовые), гранатовые, тутовые, лимонные, померанцевые деревья”, которые были диковинными и экзотическими для нашего края. Позднее, во второй половине XVIII века, астраханский “аптекарский огород” уже включал мяту, ромашку, шалфей и медоносные травы. А такие растений, как абрикос, белая акация сейчас высаживаются в городских парках и частных садах.

На клумбах и в огородах Астраханцев можно встретить календулу, шиповник, ромашку аптечную, шалфей, мяту перечную.

Сценка

(Травница собирает растения, кладет их в корзину)

Прохожий: (удивленно) Что делает эта девочка? Подойду поближе .... Хорошая погода сегодня, не правда ли?

Травница: Да, хорошая для того, чтобы травы собирать.

Прохожий: Травы собирать?

Травница: Ну, разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.

Прохожий: А что за траву вы собираете и как ее используете?

Травница: (подойдя к доске, показывает на плакате с частями растения)

Корни валерианы от болезней сердца,
Трава крапивы для блеска волос
Листья ноготков для улучшения структуры ногтей
Плоды шиповника от гриппа

(Актеры получают красные жетоны)

Учитель: Есть такое выражение “Подобное лечиться подобным”. Иногда это выражение справедливо и в буквальном смысле. Ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, грецкий орех похожий на головной мозг, улучшает работу мозга.

Интересно, а как первый человек узнал, что растение лекарственное?

Учитель: Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров, заболели. Вам надо подлечиться. А растения вокруг вас незнакомые. Что вы будете делать, как будете действовать?

Ответы учащихся:

Учитель: Люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели, определенные растения. Вспомните, если вы выезжали на дачу или в деревню с кошкой. Наблюдали за ней, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка домашняя, то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает, что есть потребность в растениях.

Учитель: Растений в природе огромное количество, но мы, живя в Астрахани, пользоваться теми растениями, которые далеко не можем. Кроме того, ученые давно заметили, что человеку полезнее те растения, минералы, которые его окружают, как и климат и погода. Потому что мы, а чаще наши родители выросли здесь. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут вместе с нами.

Игра

Звучит музыка

Учитель: Ребята, теперь мы с вами поиграем.

Вы делитесь на 3 команды (3 ряда парт, каждый ряд – команда)

Задание: вы должны за 5 минут записать как можно больше лекарственных растений Астраханской области, которые вы знаете в левой колонке.

Итог:

1. Отложили ручки, взяли карандаши. Каждая команда называет число лекарственных растений.

2. Начинают зачитывать та команда, у которой меньше всего лекарственных растений. Другие команды в это время вычеркивают совпавшие лекарственные растения.

3. Те команды, которые уже зачитали список, вписывают карандашом те растения, которых у них нет.

4. Команда, у которой больше всего лекарственных растений дается красный жетон, остальные команды – зеленые жетоны.

С какими растениями вы знакомы и могли бы рассказать о самом растении? (по 1 примеру от каждой команды)

Ответы учащихся команд:

Ромашка аптечная (из семейства Сложноцветных). Плиний Старший назвал ромашку земляным яблоком, т.к. по представлению древних, запах ромашки напоминает яблочный. Ромашка в литературе ассоциируется со скромностью, добротой и отзывчивостью. Авиценна считал: “Ромашка – полезнейшее лекарство от изнурения, ибо ее теплота походит на теплоту животного. Я рекомендую ромашку также при опухолях, головной боли, глазных заболеваниях.

В современной научной медицине ромашка также широко используется. Цветки ее применяют в качестве противовоспалительного, спазмолитического средства, при желудочных заболеваниях. Обладает она и противоаллергическим действием. Цветет она в мае-июне. В корзинках ромашки 0,5% эфирного масла, горькие вещества, витамины. Все это придает ромашке противовоспалительные свойства.

Подорожник большой (семейства Подорожниковые). По-другому подорожник называют семижильником, порезником. Авиценна считал, что “он чрезвычайно хорош для язв... Листья его вяжут..., препятствуют кровотечению”

В средние века его применяли при заболеваниях легких, желудка, как противолихорадочное средство.

В народной медицине он применяется в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Семена подорожника большого используют в качестве безвредного слабительного средства.

В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, гастритах и язвенной болезни с пониженной кислотностью желудочного сока. Свежий сок листьев применяется в качестве ранозаживляющего средства. Листья подорожника имеют богатый химический состав: гликозиды, витамин К, дубильные вещества, полисахариды. Молодые листья весной используют в салат как витаминную зелень.

Шалфей (из семейства Губоцветных). Родина – Средиземноморье. Культивируется в России как лекарственное растение. Справиться с простудными и воспалительными заболеваниями вам поможет шалфей. Отвар из цветков этого растения используется при полоскании горла или ингаляциях как противовоспалительное средство. Отвар из листьев поможет справиться с заболеваниями зубов.

Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах или отварами, например, грудные сборы от кашля, изготавливают мази на основе трав и мажут ими, делают ванночки из трав, например из коры дуба, травы чистотела от кожных заболеваний, цветков ноготков для укрепления ногтей.

Ботаник. Чтобы растение принесло пользу организму, необходимо соблюдать определенные правила сбора. Не следует заготавливать те растения, которые произрастают вблизи дорог или промышленных предприятий. В таких местах они накапливают много вредных веществ, и из целебных превращаются в ядовитые.

Нельзя полностью уничтожать растения на участке. Собранное сырье лекарственных растений следует высушить на воздухе, но не на открытом солнце, а под навесом, и хранить в полотняных мешочках.

III. Закрепление знаний

Учитель: Итак, ребята, подведем итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании.

А теперь давайте проведем конкурс “Лекарственные растения”

Конкурс. Лекарственные растения

1. Перечислите правила сбора лекарственных растений (нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные растения; собирать только в местах, где этих растений много, но нельзя собирать все растения).

2. Назовите растение, которое даёт “сердечное” лекарство (ландыш).

3. Назовите растение от 90 болезней (зверобой).

4. Настой какого растения дают капризным детям? Это же растение очень любят кошки (валериана лекарственная).

5. Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник)

6. Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле (мать-и-мачеха).

Учитель: Вернемся к эпиграфу:

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать... .

Учитель: Ребята, какую тайну мы сегодня разгадали с вами?

Учащиеся: О том, что все растения растущие вокруг нас – лечебные, лекарственные.

IV Домашнее задание

Учитель: К следующему уроку подготовить:

  1. Листовку о лекарственном растении (размер с альбомный лист, на одной стороне рисунок растения, на другой – описание и использование этого растения).
  2. На листах размером с открытку написать 3 рецепта чая или витаминного салата из лекарственных растений.

Учитель: Спасибо, ребята, за сегодняшний урок

Литература

  1. Астраханская энциклопедия: В 3т./ред.кол.: А.А.Жилкин, В.В.Мещеряков, В.Н.Викторин и др.- Астрахань: Издательство “Кто есть кто”, 2007.- ISBN 978-5-902175-19-3. Т.1. Природа: А-Я-2007.- 536.: ил.- 9 (Т.1)
  2. Манькова Н.Ю., Алисова Е.А. Растительный мир Астраханского края. Астрахань. Изд-во “Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки”, 2008.- с.72.
  3. “Зеленая аптека”. Выпуск 4. Комплект из 20 цветных открыток.- Москва, “Планета”, 1986 г.- Фото Назарова Э., Автор текста и составитель Шретер А.
  4. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для педагогов и родителей. – Ярославль: "Академия развития,1997.