Предмет: окружающий мир.
Класс: 4
Место урока: изучение нового материала.
Цель урока: формировать образное представление и первоначальное понятие о предках русских - восточных славянах.
Задачи: раскрыть происхождение восточных славян; познакомить с бытом людей; развивать историческое мышление; умение работать с текстом; воспитывать интерес к прошлому народа.
Оборудование:
- учебник “Мир вокруг нас” А. А. Плешаков для 4 класса, часть 2, М.,2010;
- рабочая тетрадь 2 к учебнику для 4 класса “Мир вокруг нас”;
- индивидуальные карточки с текстами;
- презентация “Славяне”, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
1. 0ргмомент.
2. Стадия вызова.
- Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела в учебнике “Мир вокруг нас”.
Откроем учебники на стр. 33 и прочитаем название раздела. Как вы думаете, о чем мы будем говорить в данном разделе?
Для того, чтобы лучше понимать весь последующий материал, мы должны уточнить следующие слова:
- предки
- современники
- потомки
Объясните значение этих слов.
Предки - это люди, которые жили перед нами. Современниками называют тех людей, которые живут с нами в одно время. Потомки - люди, которые будут жить после нас.
Давайте на линии времени обозначим время жизни наших предков и потомков.
Нельзя жить, не зная своего прошлого. Кто были наши предки? Откуда они пришли? Как их называли? Где они жили? Какие они были?
Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока (слайд 1) Презентация.
3. Стадия осмысления.
Прием “Инсерт”.
Начертите в тетради таблицу. Знак “^” соответствует тому, что вы знали, знаете. Знак “+” - материал для вас новый, знак “?” - если вам непонятно или вы хотите узнать по этому вопросу больше.
Запишите в 1 колонку то, что вы знаете о наших предках. Что вы знаете о предках? (ответы детей) Познакомьтесь с текстом 1 .Сделайте пометы на полях.
Текст 1.
Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. По одной из исторических версий, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое как у нас, так и в Индии.
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.
Что вы узнали нового о предках? Запишите в таблицу во 2 колонку.
Слайд 2. Рассмотрим карту. Найдем реки, по берегам которых жили славяне (Западная Двина, Днестр, Днепр).
Река Днепр называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно “люди, жившие у воды”. Расселение славян шло мирно, т. к. земли было много и хватало всем.
Рассмотрим территории, на которых жили славяне: западные славяне и восточные.
Слайд 3. От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.
- Как вы думаете, чем занимались наши предки славяне? (ответы детей) Изучаем текст 2, делаем пометы.
Вносим в таблицу.
Текст 2
Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот - коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.
Дополнительный материал для учителя.
Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.
Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения.
Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины.
Охотились на белку, куницу, соболя.
Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 34 учебника, расскажите, чем занимались наши предки в сельской местности?
Строим кластер “Занятия славян” (если не прозвучит ответ, обратить внимание, что славяне - люди, жившие у воды).
Слайд 4. Рассмотрите мой кластер, можете дополнить свой.
Слайд 5. Так почему наши предки селились у воды и на пригорке ? (Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой ,держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша).
- Мне хочется поговорить еще об одной стороне жизни славян. Читаем текст 3, делаем пометы. Вносим в таблицу.
Текст 3
Язычество.
До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники - это люди, верящие в множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, - отсюда и само слово “язычество”. Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния - славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю - мать всего живого, и солнце - источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи - низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.
- В существование каких духов верили древние славяне?
Слайд 6.
Слайд 7.
- Почитался Перун - бог грозы и грома, символом которого был дуб. До сих пор археологи находят остатки огромных дубов, которым восточные славяне поклонялись как Перуну.
Слайд 8.
Слайд 9.
Дополнительный материал для учителя.
Язычество оказало влияние на формирование обычаев, праздничных традиций, которые сохранялись до этого времени. С древности складывались яркие неписаные сценарии, системы праздников, и практически все они отражают годовое движение светил - Луны, Солнца, яркой звезды Сириус по небосклону. Люди заметили, что со светилами связаны многие явления природы, стихийные бедствия: засуха, сильные морозы, громы и молнии. Эти несчастья, казалось людям, светила посылают на них, чтобы наказать за провинности. Поэтому надо просить у природы прощения, благодарить ее за помощь: за благополучие всей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. А как благодарить? Конечно, песней, игрой, угощением, короче - веселым праздником.
1. Древние славяне делили год на три праздничных периода: посев, уборка урожая и подготовка к новому посеву. Первый праздничный период начинался с февраля и включал праздники, посвященные рождающемуся Солнцу. Проводам уходящей зимы, приходу солнечного тепла, пробуждению земли посвящен праздник Масленица. На Масленицу по улицам ходили ряженые, все ездили, друг к другу в гости, устраивались кулачные бои и игрища. Масленицу представляло чучело из соломы, обычно в женской одежде. Праздник завершался проводами Масленицы - чучело везли за околицу и сжигали. На Масленицу всегда пекли блины, которые символизировали солнце.
2. Праздником встречи весны считается 22 марта - день весеннего равноденствия. Давным-давно март назывался первым месяцем мира и сопровождался обрядами и играми.
3. По народному поверью, Благовещение - самый большой праздник на земле и на небесах. В этот день весной девица косу не плетет, птица гнезда не вьет, хозяйка горячую пищу не готовит. В праздник Благовещенья отпускают на волю птиц. В народе существует много примет: на Благовещение дождь - родится рожь, будет грибной год, а если день ясный и сухой - жди жаркое лето.
4. Иванов день (Ивана Купалы) празднуют летом, 7 июля. Обряд вобрал в себя древние традиции проводов солнца в дальнюю дорогу. По преданию стариков, все самые целебные травы набирают свою силу именно в этот день. По традиции в полночь девушки шли в лес собирать цветы и травы для гаданий. 12 июля были Петровки (начало сенокоса). С 14 по 19 августа - спасовки (начало сбора урожая), летний период завершал Покров (14 октября) - к нему заканчивались все полевые работы.
5. Зимой, когда в природе все, кажется, затихает, древние славяне не сидели, сложа руки. Они чинили плуги и бороны, готовились к новому посеву. Девушки, сидя долгими вечерами за рукоделием, готовили одежду к новой весне. А с 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.
3. Стадия рефлексии.
Слайд 10.
- Ребята, подведем итог.
Домашнее задание.
1 .В учебнике, прочитав тему, составите описание славянина, одежды наших предков, описание жилья.
2. Стр. 39 выполните зад. 17. Составьте план текста “Жизнь древних славян”, раскрывающий название.