Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы обучения: индивидуальная, групповая (работа в парах), фронтальная.
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с общей характеристикой деепричастий, рассмотрение грамматических признаков данной части речи.
- Формирование умений отличать деепричастия от причастий, наречий, других частей речи.
- Формирование навыка разграничения основного и добавочного действия.
- Развитие у учащихся способностей к самостоятельной аналитической деятельности через работу с текстом параграфа, раздаточным материалом.
- Развитие творческих и логических способностей через составление структурно – логических схем (кластеров).
- Развитие у школьников умений полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике.
Ход урока
1. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.
На доске записан текст:
Октябрь выдался тёплым и сухим. Лишь по ночам замерзали лужицы, оттаивая к полудню. Убрав урожай с огородов, охотники начали собираться в тайгу на всю зиму.
Вопрос учителя:
- Прочитав текст, определите общие и отличительные грамматические признаки выделенных слов.
Ответы учащихся:
- Выделенные слова отвечают на вопрос как? (что делая? что сделав?).
- В предложениях выделенные слова являются обстоятельствами.
- Слова оттаивая, убрав имеют разный вид (первое слово несовершенного вида, второе – совершенного).
- Скорее всего, они образованы от глаголов, как и причастия, но имеют другое строение, иные вопросы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, после чего на доске и в тетрадях записывается тема урока – “Деепричастие как часть речи”.
Учитель раздаёт школьникам графическую таблицу – “Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)” (приложение №1) и предлагает самостоятельно заполнить две первые графы по теме урока.
Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах.
Учитель опрашивает школьников, а затем заполняет такие же графы на доске, опираясь на высказывания учеников.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
1.Деепричастие – это часть речи. 2.Деепричастие изучается в разделе “Морфология”. 3.Деепричастие схоже с причастием, так как обе части речи образованы от глаголов. 4.Деепричастие имеет вид (совершенный и несовершенный). 5.Деепричастие отвечает на вопрос как? и является в предложении обстоятельством. |
1.Что именно обозначает деепричастие? 2.Как изменяется деепричастие? 3.Каким способом и при помощи каких морфем образуется деепричастие? 4.Что общего у деепричастия с другими частями речи? |
Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы “Знаю”, “Хочу узнать” по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графу “Категория информации” (роль деепричастия в предложении, образование деепричастий, грамматические признаки и т.д.).
Вопрос учителя:
- Откуда у вас сведения о деепричастии?
Ответы учащихся:
- Прочитал в учебнике.
- Слышал раньше от учителя.
- Узнал от одноклассника и др.
Учитель предлагает заполнить графу “Источники информации”, после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации станет текст, с которым будут работать учащиеся.
2. Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом параграфа № 26 “Деепричастие как часть речи” и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся (приложение №2).
Учащиеся знакомятся с материалом, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – “Узнал(а)”. Напротив каждого вопроса пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали в графе “Хочу узнать”) записывают ниже.
3.С тадия рефлексии.
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; активное переосмысление школьником собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний; постановка учеником новых целей обучения; построение дальнейшего маршрута обучения.
По итогам работы учитель опрашивает учеников и, опираясь на их ответы, заполняет на доске третью графу.
УЗНАЛА(А) |
1.Деепричастие обозначает добавочное
действие при основном. 2.Деепричастие не изменяется. 3. Деепричастия образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффиксов –а-, -я-, -в-, -вш-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-. 4. Как и причастия, деепричастия образованы от глаголов. Как и наречия, деепричастия не изменяются. Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, возвратными и невозвратными. Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов. Новая информация (которую не запрашивали) 1. Деепричастие чаще всего относится к глаголу – сказуемому (редко к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным). 2. Деепричастия широко употребляются в книжной речи (как в поэзии, так и в прозе). Часто деепричастия употребляются во фразеологических оборотах. |
Учитель предлагает дополнить графы “Категория информации” и “Источник информации”.
Ответы учащихся по графе “Категория информации”:
- Употребление деепричастий в русском языке.
- Глагольные признаки деепричастия.
- Наречные признаки деепричастия.
Ответы учащихся по графе “Источник информации”:
- Материал параграфа.
- Раздаточный материал учителя.
Вопрос учителя:
- А что бы вы хотели ещё узнать о деепричастии? Дополните графу “ Хочу узнать” своими вопросами.
Ответы учащихся:
- От всех ли глаголов можно образовать деепричастия?
- Есть ли среди деепричастий антонимы и синонимы?
- Много ли деепричастий, которые вышли из активного употребления (т.е. стали устаревшими словами)?
- Есть ли деепричастия или схожие формы в других языках?
Вопрос учителя:
- Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?
Ответы учеников:
- Интернет.
- Учебные пособия.
- Справочники и энциклопедии.
Для подведения итогов урока и закрепления изученного материала учитель предлагает школьникам составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме “Деепричастие”.
Учащиеся в парах работают над созданием структурно – логических схем (кластеров), после чего несколько групп представляют свои работы.
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся следующее задание: продолжить предложение с деепричастным оборотом, подобрав из представленных вариантов верные.
Проснувшись поутру...
1. моё одеяло оказалось на полу.
2. я обнаружил одеяло на полу.
3. я позвонил однокласснику.
4. раздался телефонный звонок.
5. моя голова сильно болела.
6. я почувствовал сильную головную боль.
7. мы отправились на рыбалку.
8. необходимо пойти в институт.
Учащиеся выбирают верные варианты (№ 2,3,6,7), комментируют свои ответы.
Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.
Домашнее задание:
1. Опираясь на дополнительные вопросы графы “Хочу узнать”, подобрать материал о деепричастии. При выполнении задания использовать дополнительную литературу, Интернет, иные источники информации.
2. Подготовить устный рассказ на тему “Деепричастие как часть речи”, опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
3. Из произведений художественной литературы выписать три – четыре предложения с деепричастиями, обозначив основное и добавочное действия.
В качестве учебного пособия предлагается использовать учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба; науч.ред. Н.М.Шанский.
Приложение №1
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ(А) |
КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАЦИИ | ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ | |
Приложение №2
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Деепричастие – это неизменяемая часть речи (особая форма глагола), которая обозначает добавочное действие при основном и отвечает на вопросы как? (что делая? что сделав?).
Деепричастия образуются от глаголов: думать – думая, цепляться – цепляясь.
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы: сказать (что сделать?) – сказав (что сделав?), думать (что делать?) – думая (что делая?).
Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным: бегая (невозвратное), кривляясь (возвратное).
Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов: играть с братом – играющая с братом – играя с братом.
В предложении деепричастие бывает обстоятельством: Роняя снег, проходят тучи. Проходят – это основное действие, выраженное глаголом – сказуемым. Роняя – это добавочное действие, выраженное обстоятельством. Деепричастие относится к глаголу – сказуемому (редко примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным).
Действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия: Шумит, размахивая вершинами деревьев, старый лес. (лес шумит и размахивает).
Как и причастия, деепричастия образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффиксов –а-, -я-, -в-, -вш-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-: постучать – постучав - постучавши, строить – строя, быть – будучи, жалеть – жалея – жалеючи.
Деепричастия схожи с наречиями тем, что обе части речи не изменяются.
Деепричастия широко употребляются в книжной речи (как в поэзии, так и в прозе): Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. (М.Ю.Лермонтов).
Часто деепричастия употребляются во фразеологических оборотах: сломя голову, спустя рукава, положа руку на сердце, не покладая рук, затаив дыхание, задрав нос.