Урок геометрии в 7-м классе "Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей"

Разделы: Математика


 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организация начала занятия, проверка готовности к уроку, приветствие.  
2. Подготовка к основному этапу занятия

Задачи:

  • актуализация и систематизация опорных знаний и умений;
  • обеспечение мотивации; постановка цели

Фронтальный опрос

Вспомните, что изучает геометрия?

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

- Каким может быть взаимное расположение прямых?

Рис.1

Pис.2

- Какие прямые называются параллельными?

- Что значит, прямые пересекаются?

- Ч то такое угол?

- В зависимости от градусной меры, какие бывают виды углов?

- Какая связь между прямыми и углами?

- В зависимости от взаимного расположения сторон, какие углы вы знаете?

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, по ходу ответов на доске появляются иллюстрации.

3. Усвоение новых знаний

Задачи:

  • восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала

Перед вами четыре чертежа, выберите лишний.

Почему вы сделали такой выбор?

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор.

 

Называют пары вертикальных и смежных углов, пытаются поставить цель урока.

Сегодня мы расширим наши знания об углах, но сначала скажите: как бы вы назвали прямую с по отношению к прямым а и в на рис 1?

- Какая прямая является секущей на рисунке 2?

- Попробуйте определить секущую в задаче 1.

[Текст задачи в приложении 1]

(взаимопроверка)

 

 

Выполняют чертёж, пытаются назвать новые виды углов.

Продолжим разговор об углах. Наша тема так и называется: углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.

Начертите в тетрадях 2 прямые, секущую.

- Сколько углов образовалось?

- Пронумеруем углы на чертеже в следующем порядке

(чертёж на доске).

- Есть ли среди них знакомые Вам виды углов? Назовите и покажите на чертеже.

- Как вы думаете, а какая задача будет стоять перед нами сегодня?

В зависимости от расположения пар углов по отношению к секущей они называются так:

(дать возможность предположить детям как), если они затрудняются, назвать пару внутренних односторонних углов.

- Есть ли ещё пара односторонних углов?

Аналогично рассматриваются накрест лежащие и соответственные углы.

 

- Какая прямая является секущей и как по отношению к ней расположены углы

 

Решают задачи

4. Первичная проверка понимания.

Задачи:

  • установление правильности усвоения и запоминания названий углов и их расположения относительно секущей;
  • выявление ошибок и их устранение.

- Сейчас в различных задачах мы будем находить новые виды углов, запоминать их названия и строить их, чтобы в дальнейшем использовать для доказательства теорем и решения более сложных задач.

Но перед этим скажите, что прежде всего надо знать, что бы определить вид углов?

Задача 1. Используя чертёж, выпишите:

а) пары накрест лежащих углов

б) пары односторонних углов,

в) пары соответственных углов.

(один ученик выполняет на откидной доске, самопроверка с анализом ошибок)

А теперь рассмотрим в качестве секущей прямую с.

Обозначьте магнитами одинакового цвета пары соответственных углов, односторонних и накрест лежащих углов.(у каждой пары учеников магниты одинакового цвета)

Задача 2 "Найди пару" (приложение 1)

На рисунке прямые AF и AM пересечены секущей ДЕ в точках В и С

Найдите угол, который составляет с углом АВС пару

а) односторонних углов__________________

б) накрест лежащих углов_________________

в) соответственных углов________________

(один работает у доски, все в тетрадях)

Задача 3. "Дополни рисунок"(работа в парах)

(Приложение 1) Выделить угол!

Проведите прямую ВД так, чтобы <САВ и <АВД были внутренними односторонними для прямых АС и ВД и секущей АВ.

б) Попробуйте самостоятельно

Проведите прямую КО так, что бы <NMK и <OKM были внутренними накрест лежащими для прямых МNи КО и секущей КМ.

Задача 4. Известно, что отрезок АВ пересекает отрезок СД. Сделайте чертёж т заполните пропуски (Приложение 1)

Углы ВСД и АДС являются __________ при прямых ___ и _____ и секущей _________.

Задача 3. (Приложение 1)

На рисунке <3 =<5

Докажите: < 4= <6

< 1= <5

<3 + <6 = 180*

5. Итог на рефлексивной основе.

Задачи:

  • выяснить уровень понимания
  • дать оценку успешности деятельности

Итак, мы с вами познакомились с новыми видами углов

- Когда они образуются?

- О чём говорят вам их названия?

- К какому количеству углов относится каждое название?

- Вы сможете найти их на любом чертеже?

- Как вы оцениваете своё понимание темы?

Тогда вы без труда справитесь с самостоятельной работой:(Приложение 2)

6. Информация о домашнем задании

(Приложение 2)

 

 Приложение 3. Чертежи к уроку