“Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей радости.
В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин...”
А.С. Макаренко.
Культура народа – непрерывный процесс и целостная совокупность результатов познания людьми сущности человека, законов природы и общества; способ миропонимания и самосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях. Это – коллективная форма народной исторической памяти.
Следует особенно подчеркнуть взаимозависимость народа и культуры: друг без друга они не существуют. Народная культура, как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, тем самым обеспечивая народу историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что народ и его культура взаимно созидают друг друга.
Образование же в этом вечном процессе взаимного созидания является частью культуры, роль которой состоит в обеспечении передачи, трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. Широким полем деятельности в этом отношении должна стать общеобразовательная школа и в первую очередь её младшее звено. Раннее приобщение детей к фольклорным праздникам, традициям даст ожидаемый результат. В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека.
В современных воспитательных учреждениях происходит знакомство с народной культурой. Начинается оно еще в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями и праздниками русского народа, но ребята уже сами могут выделить определённый смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому, знакомя детей с традициями нашего русского народа, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Учитель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Люди свойские, простые.
Заходите, проходите,
Чайку свежего откушать,
Сказок наших послушать!
Отгадайте загадку:
Был листок зелёным, чёрным,
Стал томленым,
Был листочек зубчатым,
Стал листочек трубчатым,
Был он на лозине – стал он в магазине.
Что это? (чай)
Чай – это прекрасный, полезный напиток, который удаляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб. Современники доказали благотворное влияние чая при различных желудочно-кишечных заболеваниях, поражениях печени, почек, сердечно-сосудистой системы, кожи, легких. Чай прекрасно действует при простуде и воспалительных процессах, улучшает кроветворение, регулирует обмен веществ. Он полезен людям любого возраста, как здоровым так и больным.
Родительница 1: Чай, один из самых древних напитков, употребляемых человеком, считается напитком оседлости, символом комфорта и семейности. Чай – культивируемое вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья которого при заварке дают ароматный тонизирующий напиток, высушенные, измельченные и специально обработанные листья такого растения (китайский, индийский, грузинский, байховый, прессованный, черный, зеленый и т. д. чай). Родиной чая принято считать Юго-Восточную Азию, точнее, юго-западную провинцию Китая и часть Вьетнама.
В Россию первый чайный караван прибыл еще в 1638 году из Монголии. Чрезвычайный московский посол Василий Старков торжественно преподнес царю Михаилу Федоровичу драгоценный подарок от Алтын - хана – четыре пуда листьев невиданного растения. Угощались диковиной сначала с опаской, но вскоре было всеми признано: “Питие доброе и когда привыкнешь – гораздо вкусно!”. А раз диковинный напиток приглянулся, чай сразу же стал ввозиться в Москву в больших количествах и запросто продаваться на рынках и в лавках. Первый чайный куст в Россию был завезен в Никитский ботанический сад в 1817 году, а с 1901 года стали разводить чай в Краснодарском крае.
Учитель: А что подают к чаю? Как правильно ставить чашку с блюдцем? А ложку?
Ученик: (рассказывает и показывает) При подаче сладкого блюда на стол ставят десертную тарелку, справа кладут десертную ложку или нож, слева десертную вилку, рожками вверх. На десертных тарелках салфетки. Кто хочет повторить всё это?( ученик повторяет с показом)
Учитель: Запомните правила!
- Чай с ложечки не пьют, ложка для того, чтобы размешивать сахар.
- Сахар берут специальной ложкой, а не своей.
- Торты и пироги раскладывают на тарелки лопаткой.
- Пирог и жирные пироги едят с помощью ножа и вилки, мягкие торты с помощью вилки.
- Джем и повидло намазывают на хлеб ножом.
- Конфеты берут рукой из общей вазы или коробки, кладут на свою тарелку, а потом едят.
Выбегают скоморохи: Ну какой - же праздник без веселья? Мы, весёлые скоморохи!
Скоморох 1: Отгадайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок.
Шумит, кипит,
Уходить не велит? Что это такое? (Правильно, самовар! )
Самовар ставят слева от хозяйки. Фарфоровый чайник и чашки ставят около самовара. Чашку ставят ручкой влево, а чайную ложку справа.
Учитель: А теперь приглашаем вас на станции Пирогово, Блинная, Пряничная.
Учитель: Слово “пирог” образовано от слова “пир”. Пирог – праздничный хлеб. (Все гости угощаются пирогами.)
Учитель: пряники – одно из самых любимых лакомств у людей. Чтобы пряники были вкусные и ароматные в тесто добавляют различные пряности:гвоздику, корицу, мускатный орех, ваниль. Слово “пряники” образовано от слова “пряный”. (Родители с детьми поют песню “Пряники)”.
Учитель: Блины – одно из самых древних изделий кухни. Предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Если блины на столе, значит само светило благословит начинание. А называлось это замечательное блюдо “млин”, от слова “молоть”, т.е. изделие из намеленного зерна. (Звучит в исполнении детей песня “Ой блины, блины” )
Родитель:
Пока гости пели и плясали
Самовар давно закипел.
Наш большущий самовар
Весь горит , как птица – жар.
Кран - верток открывается,
Чудо-чай наливается! (Приглашаем всех на чаепитие!)
Учитель: В заключении праздника мне очень хотелось бы, всё что вы узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого.
Ну, а напоследок я полезный совет дам:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Список литературы.
- Детская энциклопедия “Я познаю мир” 2001, с.362-364.
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль, 2001.
- Журнал “Классный руководитель”, №1 за 2000, с.121-127.
- Ивашкевич Н.П., Засурина Л.Н. Искусство чайного стола. М., 1990.
- Квитко Л.А. В здоровом теле - здоровый дух. Ростов-на-Дону, 2002.
- Кулинарный календарь 1994.